"Российская газета" опубликовала аналитический материал о деятельности одного из важнейших российских инфраструктурных активов Махачкалинского морского торгового порта. По данным издания, этот государственный актив неэффективно управляется людьми, близкими к одному из крупнейших российских олигархов - Сулейману Керимову.

Как пишет "РГ", у единственного российского незамерзающего порта на Каспии - Махачкалинского морского торгового порта (ММТП) - нет заинтересованного в его развитии частного акционера, поскольку он принадлежит государству, но зато есть предприимчивый менеджмент, заинтересованный в освоении государственных инвестиций. "Грузооборот порта почти не растет, новых крупных клиентов у компании не появляется, зато бюджетные деньги менеджмент компании направляет на инвестиционные проекты с сомнительными перспективами", - пишет официальное издание российского правительства. За последние несколько лет в модернизацию порта были вложены миллиарды рублей, но половина инвестиций, между тем, совершенно не востребована, а грузооборот порта в последние несколько лет не показывает тенденций к росту.

У порта катастрофически слабые рыночные позиции, пишет "Российская газета". Его мощности востребованы лишь ограниченным кругом потребителей. При этом перспективы привлечения новых грузопотоков, под которые менеджмент ММТП привлекает бюджетные средства, с каждым годом все призрачней. Последние несколько лет ММТП сопровождает кадровая чехарда. Бывший гендиректор порта Абусупьян Хархаров руководил портом 12 лет и был уволен в 2010 году. Его уход сопровождался скандалом - новый начальник порта Махач Алиев был избит рабочими сразу после того, как опустился в мягкое кресло. В мае 2010 года пост гендиректора порта занял Магомедрасул Омаров, но в 2011 году и он также был уволен, а бразды правления перекинули брату депутата Государственной думы и, по данным СМИ, близкого друга олигарха Сулеймана Керимова Магомеда Гаджиева Ахмеду Гаджиеву.

"Можно сказать однозначно, что порт имеет все возможности для того, чтобы стать форпостом России на Каспии", - заявил Гаджиев в одном из своих интервью. Однако, пишет "РГ", учитывая жесткую конкуренцию за грузопотоки на Каспийском море и вялую реакцию менеджмента на быстро меняющийся рынок, звучит это утверждение весьма сомнительно. Но в том, что менеджмент порта успешно освоит все деньги, выделенные федеральными властями на "развитие" порта, сомнений уже не возникает, пишет "РГ". Схожая ситуация может сложиться с аэропортом Махачкалы, контроль над которым, так же, как и над портом, по сообщениям СМИ, имеет "Нафта-Москва" Сулеймана Керимова. Сейчас финансовое состояние аэропорта стремительно ухудшается. На середину февраля задолженность "Авиалиний Дагестана" (в структуру этой компании входит аэропорт) перед работниками превышала 27 млн рублей, сообщают "Вести-Кавказ". В середине декабря 2011 года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании, фактически запретив ей выполнять полеты. В связи с этим, до апреля из штата дагестанских авиалиний может быть уволено около 500 человек, что для Дагестана с его высоким уровнем безработицы - большая проблема.