В последние дни в СМИ идёт оживленная дискуссия относительно возможности введения новых визовых и экономических санкций со стороны Европы в отношении официального Минска и приближенных к белорусской власти бизнесменов. Свое мнение по данным вопросам в интервью ИА REGNUM высказал 18 марта руководитель информационно-аналитического портала "Империя" Юрий Баранчик.

ИА REGNUM: Какова сейчас в общих чертах внешнеполитическая линия официального Минска?

Начиная где-то с 2000 года внешняя политика республики представляла собой маятник, который качался из одной стороны (РФ) в другую (Запад), выжимая максимальные преференции из каждой из сторон. Такая типично лимитрофная политика сталкивания лбами крупных игроков. С годами, в ходе снижения возможностей геополитического и экономического маневра, периодичность колебаний мятника стала увеличиваться, а где-то после 2006 года госаппарат уже не успевал следить за внешнеполитическими колебаниями официального Минска. В результате, просуществовав в чрезвычайно перегруженном состоянии в 2010-2011 годах, этот маятник сломался, и республику вынужденно прибило к берегам ЕЭП, т.к. угрозы потери власти со стороны США и ЕС на тот момент были больше. Официальный Минск, конечно, хотел, чтобы маятник работал и дальше, но сегодня уже всем очевидно, что ресурс данного механизма почти выработан. Его можно реанимировать сверхусилиями, но ненадолго.

Кроме того, маятник работал не только в результате усилий белорусских властей, но и благодаря позиции части европейской и российской элиты, которые использовали его работу в своих интересах. Теперь же, когда, по верному замечанию одного из аналитиков, маятник застрял в одной из крайних точек амплитуды, у российской и европейской стороны существуют большие вопросы относительно того, надо ли запускать его снова. Поэтому если раньше Европа была готова заигрывать с официальным Минском с целью навредить интеграционному проекту Москвы на территориях бывшего Советского Союза, который сегодня воплощается в виде ЕЭП, то сегодня, думаю, она пришла к другим, гораздо более жестким выводам в отношении официального Минска. И может изменить свою позицию только в том случае, если белорусская власть пойдет на уступки, прежде всего, это касается политзаключенных. Этот шаг на некоторый период сможет реанимировать маятниковую стратегию Минска.

ИА REGNUM: Если разложить ситуацию на составные, то в чем состоит сегодня интерес Белоруссии?

Политические интересы заключаются в продлении жизни той политической модели власти, которая сложилась в республике в последние два десятилетия. Экономические интересы заключаются в обеспечении выживания политической модели. Однако реформирование, как политическое, так и экономическое, воспринимается не как необходимость, а как зло, с которым предпочитают бороться.

ИА REGNUM: Оппозиционные эксперты говорят о том, что Европе выгодно поддерживать Александра Лукашенко, т.к. он никогда не отдаст власть, а, следовательно, будет препятствовать интеграционным процессам между Белоруссией и Россией?

Думаю, сегодня это уже не так. С одной стороны, происходящие в мире события подталкивают Европу к действиям, иначе она потеряется как субъект геополитики в мире. Именно с этим связаны ее действия на африканском континенте, в отношении которого она проводит сегодня политику неоколониализма, и это проявляется не только в отношении Ливии, но и еще в отношении многих африканских стран. С другой стороны, и официальный Минск перешел некий Рубикон в отношениях с Европой, в результате чего в ЕС принято решение перейти к ужесточению своей позиции. Спрашивается, в чем проблема выпустить политзаключенных, особенно после того как вся прозападная оппозиция разгромлена? Считаю, что эта проблема надумана. В той же России оппозиция представлена в парламенте, страна развивается. Это говорит о том, что и официальный Минск специально раздувает противостояние, чтобы затащить в него еще и Москву.

Соответственно, Европе сегодня выгодна смена белорусской власти, т.к. играя только с одним Лукашенко, Россия не создала здесь своего политического лобби. У России здесь нет ни одной серьезной общественной организации, не то, что партии. Соответственно, если власть поменяет избирательное законодательство в пользу пропорциональной системы и выборы пройдут свободно, хотя бы так, как в России, то в парламенте, кроме партии власти, будут почти одни прозападные лидеры, партии и общественные объединения. Это же касается и президентских выборов - прозападных политиков в республике много, они хорошо раскручены, создана целая сеть прозападных СМИ, поэтому в ходе выборов, в которых будут соблюдены хотя бы минимальные требования к прозрачности процедуры и осуществлен прозрачный подсчет голосов, победит не кандидат от власти, на которого будет возложена ответственность за все те беды, которые пережили белорусы в последние годы, а кандидат от прозападной оппозиции.

В итоге Россия получит здесь белорусский вариант Ющенко с возможным пересмотром, если победит какой-нибудь национал-радикал из рядов БНФ или "За свободу", приватизационных сделок. Т.е. России действительно надо поддерживать Лукашенко, который, судя по всему, сделал окончательный выбор в пользу евразийской интеграции и союза с Россией, в то время, как Европа, как никогда ранее, на фоне кризиса в Белоруссии заинтересована как раз-таки в смене власти, в свободных выборах как парламента, так и президента. Поэтому, т.к. внешнеполитические качели официального Минска почти выработали свой ресурс, Европа для расширения того экономического кризиса, который сейчас в Белоруссии, и активации трений в среде чиновничьей, силовой и бизнес-элиты, вполне может ввести как визовые санкции в отношении приближенных к власти бизнесменов, так и некоторые экономические санкции.

ИА REGNUM: Какие последствия могут быть в случае введения визовых санкций в отношении некоторых белорусских бизнесменов?

Они вынуждены будут свернуть свой бизнес с Европой и переориентировать свой бизнес на арабские страны и страны СНГ. Возрастут транзакционные издержки, что приведет к некоторому снижению прибылей. Появится еще один источник трений и конфликтов между властью и крупным бизнесом. Если же будут введены экономические санкции, то это нанесет уже более серьезный удар по придворным бизнесменам, в результате чего некоторым из них станет невыгодно вести бизнес в республике. Это скажется также на финансировании некоторых спортивных и социальных проектов.

ИА REGNUM: Какие экономические санкции может ввести Европа?

Думаю, пока ЕС не решится на серьезные шаги, к которым может быть отнесен только запрет на экспорт нефтепродуктов. Полагаю, пока могут быть введены некоторые точечные санкции, к которым можно отнести запрет на экспорт белорусской нефти или лакокрасочных материалов. В цифрах ситуация выглядит следующим образом. В стоимостном выражении нефтепродукты составляют 22,3% всего экспорта Белоруссии на европейский рынок (или 9,2 млрд. долларов), растворители и разбавители сложные - 3,8% (1,6 млрд. долларов), нефть сырая - 3,2% (1,3 млрд. долларов), при том, что почти вся белорусская нефть идет в Германию. Т.е. Европа может пойти на то, чтобы ударить по экспорту нефти или растворителей из Белоруссии, т.к. эти позиции для Европы абсолютно не принципиальны.

Хотя и экспорт нефтепродуктов из Белоруссии для Европы тоже величина небольшая. Если посмотреть на ситуацию с запретом экспорта нефти из Ирана, то Европа пошла на гораздо более сложные для себя условия и даже рост цены на нефть на 15%, только для того, чтобы попробовать оказать давление на руководство Ирана. Как показывает анализ, незаконное решение Евросоюза о введении нефтяного эмбарго против Ирана через 6 месяцев привело к подорожанию иранской нефти на 20 долларов, что принесет Тегерану в общей сложности не менее 10 млрд. долларов прибыли. Одним из важнейших событий, имевших место после утверждения проекта эмбарго на закупку иранской нефти Евросоюзом, стал небывалый рост цены на "черное золото". Так, цена североморской нефти марки Брент подскочила с 107 до 128 долларов за баррель. Как следствие, Иран в течение шести ближайших месяцев получит от подорожания нефти прибыль в размере 10 млрд. долларов, что с лихвой покроет сокращение экспорта нефти в страны Европы (который, кстати, составляет всего 18% от всего экспорта иранской нефти).

Т.е. в случае с Ираном Европа нанесла удар по своим нефтяным интересам в размере около 14,5 млрд. долларов - это годичная стоимость экспортируемой в Европу нефти из Ирана по старым ценам. Если Европа пошла на этот шаг, то она вполне может пойти и на то, чтобы отказаться и от импорта белорусских нефтепродуктов на сумму в 9,2 млрд. долларов. Вместе с тем, что происходит в реальности? Иранская нефть идет в Европу, только под другим названием. То же самое будет и с белорусскими нефтепродуктами и нефтью, только схемы будут иными и возрастут издержки, что также приведет к снижению той прибыли, которую получает официальный Минск. Российский нефтяной бизнес серьезного ущерба не понесет.

ИА REGNUM: В чем сегодня заключаются европейские интересы в отношении Белоруссии и что в этих условиях будет делать официальный Минск?

В последнее время США и ЕС заняли в отношении официального Минска гораздо более жесткую позицию. Это связано с тем, что определенные силы на Западе заинтересованы в выстраивании новой Берлинской стены в отношениях с Россией, только уже гораздо ближе к российским границам. Поэтому они используют конфликт с Белоруссией для того, чтобы втянуть в него Россию. Если же Россия позволит себя использовать подобным образом, то тем самым даст лишний повод обвинять себя в поддержке авторитарного режима. Думаю, официальный Минск пойдет до конца с целью втащить в этот надуманный обеими сторонами конфликт и Москву. По сути, Белоруссия провоцирует Европу на введение экономических санкций, чтобы втянуть в конфликт Кремль, чтобы уйти под его полное политическое покровительство, а затем обязать взять экономику республики на полное содержание, но при этом так, чтобы не предпринимать никаких шагов по ее реальному реформированию.

ИА REGNUM: Что делать в этой ситуации Москве?

Здесь очень сложная ситуация. С одной стороны, конечно, необходимо защитить союзника от внешнеполитических угроз. С другой стороны, нельзя допустить, чтобы конфликт по линии европейских столиц и Минска стал конфликтом Евросоюза и США с Россией. А именно это и пытается сейчас сделать официальный Минск для того, чтобы Россия взяла республику на полное содержание. Тогда, естественно, ни о каких реформах и о выполнении требований того же Антикризисного фонда ЕврАзЭс не может быть и речи - Белоруссию надо брать на содержание в полном объеме и при этом не иметь права требовать от руководства страны никаких политических и экономических реформ. На мой взгляд, такая конструкция, полным ходом ведущая к созданию европейской Северной Кореи, глубоко ущербна как для белорусского, так и для российского народов, и России, как геополитическому центру Евразии, принципиально не нужна. России нужна свободная, демократическая Белоруссия, которая самостоятельно обеспечивает свое социально-экономическое развитие. Поэтому нынешняя позиция Москвы правильная - она осуждает введение санкций со стороны ЕС. Вместе с тем, на мой взгляд, необходимо дать сигнал и официальному Минску о том, что Москва не заинтересована в возведении новой Берлинской стены, и что официальный Минск должен самостоятельно предпринять необходимые для выхода из данной кризисной ситуации шаги, а не спихивать решение этого вопроса на Москву.