"Введение в практику преподавания истории Белоруссии только на белорусском языке противоречит конституционному праву граждан на выбор языка общения ", - заявил 23 марта корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Николай Радов, комментируя намерения министерства образования Белоруссии перевести преподавание "Истории Белоруссии" и краеведения на один из двух государственных языков - белорусский.

Напомним, 21 марта правительственная газета "Звезда" ("Звязда") опубликовала заявление министра образования Белоруссии Сергея Маскевича о том, что с 1 сентября 2012 года в школах Белоруссии преподавание истории и географии может быть переведено на белорусский язык. Глава Минобразования отметил также, что преподавание "Истории Белоруссии" будет переведено на белорусский язык и в вузах.

По мнению Радова, чиновники министерства не в состоянии решить комплекс серьёзных проблем в сфере школьного и вузовского образования, создавая ещё одну. Директивный, помимо воли учащихся и их родителей, перевод изучения отдельных предметов на один из двух государственных языков станет дополнительным фактором общественно-политической напряженности в белорусском обществе. Эксперт считает, что действия министерства входят в противоречие с Конституцией и законами страны, гарантирующих не только равенство двух государственных языков - русского и белорусского, но и право выбора языка обучения.

"Основная масса белорусской молодежи в лучшем случае понимает белорусскую речь, но практически не использует её в повседневной жизни. Поэтому получение информации об истории своей земли только на белорусском языке, вряд ли будет способствовать дальнейшему усвоению культурно-исторического наследия молодым поколением, говорящем на русском языке, - сказал Радов. - Стоит задаться вопросом: а зачем вводить белорусский язык для предмета, который в связи с реформой, а точнее - уничтожением гуманитарных знаний и всей системы образования Белоруссии, будет преподаваться только один раз в две недели в течение одного семестра? Поэтому, на мой взгляд, подобные начинания чиновников - не что иное, как очередная попытка чиновников министерства выслужиться перед президентом в надежде как можно дольше просидеть в своих креслах. Будущее этих людей абсолютно не интересует!".

По мнению эксперта, Белоруссия не готова к переходу на стандарты "Болонского процесса", предусматривающего около 30% учебного времени на изучение гуманитарных дисциплин - в то время как в белорусских вузах удалось достичь лишь 20-процентной отметки по данному показателю. Например, в одном из ведущих "естественнонаучных" вузов Белоруссии - Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники (БГУИР) на изучение гуманитарных дисциплин отводится около 8% учебного времени - показатель был ухудшен и отдалён от "болонских стандартов" (ранее в вузе этот показатель достигал 15%).

"Во всех вузах происходят сокращения таких дисциплин, как "История Белоруссии", "Политология", спецкурсы "соцгумблока". По философии количество учебных часов если и сокращается, то не столь значительно - и то лишь потому, что преподавание философии тесно увязано с предметом "Основы идеологии белорусского государства", а в этом заинтересована Администрация президента, в частности - замглавы Администрации, бывший министр образования Александр Радьков. Поэтому о каком "Болонском процессе" идёт речь? Министерство образования Белоруссии ориентируется не на международные, а на собственные стандарты, чему свидетельство - "школьная реформа" и место белорусских вузов в международных рейтингах", - отметил Радов.

"Дело идёт к тому, что дипломы белорусских вузов не будут признаваться даже в российских колхозах, - констатировал эксперт. - В российских вузах на изучение гуманитарных дисциплин отводится, по сравнению с белорусскими стандартами, достаточно много времени, и этого достаточно для того, чтобы Россия успешно встроилась в "Болонский процесс", чтобы российские дипломы признавались в Европе, а Белоруссия продолжала свои эксперименты".

По мнению Радова, министерству образования следовало бы уделить больше внимания качеству подготовки школьников и студентов, а не "белорусизации" среднего и высшего образования. Власти Белоруссии не могут обеспечить приемлемые, по европейским меркам, уровень зарплат школьных учителей и профессорско-преподавательского состава вузов, увеличивая нагрузку на них и, одновременно, сокращая численность учителей и преподавателей. В то же время, отметил эксперт, республика погружается в "демографическую яму": количество выпускников школ сокращается и, как следствие - абитуриентов вузов. Поэтому важнейшей задачей министерства образования является сохранение высоко квалифицированных кадров, способных обеспечить подготовку белорусских и иностранных специалистов.

"В ближайшее время ожидается массовое увольнение преподавателей из минского Белорусского государственного педагогического университета - около 400 человек будут уволены, преимущественно - преподаватели, которым не продлят контракты или расторгнут по инициативе нанимателя. Кафедры гуманитарных дисциплин в других вузах - по всей республике - сокращаются почти наполовину, - заявил эксперт. - Серьёзные проблемы с подготовкой специалистов европейского уровня в белорусских вузах до сих пор не решены, ситуация ухудшается. И в это же время министерство образования занимается какими-то странными экспериментами, откровенным очковтирательстовом вместо решения действительно важных, неотложных вопросов".

Как сообщало ИА REGNUM, 9 февраля представители белорусского "Общественного Болонского комитета" заявили о том, что существование "черного списка" ректоров, которым запрещен въезд в страны ЕС и США - это симптом серьезных нарушений гражданских и академических прав в системе высшего образования. "Мы констатируем, что систематическое нарушение прав человека в белорусских вузах закрепляет авторитарную систему управления высшей школой, демонстрирует полное непонимание руководителями вузов фундаментальных академических ценностей: университетской автономии и академической свободы", - сказано в заявлении. По мнению "Общественного Болонского комитета", политические репрессии в учебных заведениях мешают Белоруссии присоединиться к Европейскому пространству высшего образования (ЕПВО).

Напомним, власти Белоруссии заявляют о высочайшем качестве подготовки специалистов в Белоруссии и реализации стандартов "Болонского процесса". Так, в июле 2011 года Минэкономики Белоруссии проинформировало о том, что республика присоединится к Болонской декларации до конца 2012 года.

Также напомним, по итогам всебелорусского референдума 14 мая 1995 года русский язык получил статус государственного языка Республики Беларусь, равного с белорусским языком - за это высказались 83,3% проголосовавших граждан республики. Соответствующие поправки были внесены в Конституцию и законы республики, однако прозападная часть белорусской оппозиции не признала итогов референдума, добивается возврата к дискриминации белорусов по признаку языка и свержения инициировавшего референдум Александра Лукашенко.