Поводов возвращаться к итогам Третьей Мировой войны (идеологической), приведшей к распаду СССР, предостаточно, тем более, что по большому счету она еще и не закончилась... Каждый раз, когда поверженный противник пытается подняться с колен, его извне и изнутри начинают стращать призраками тоталитаризма, сталинизма и т.д.

Одно из последних наставлений в адрес российского руководства прозвучало на днях со страниц газеты "Нью-Йорк Таймс". Предложение избранного президента России выбрать для школьников сто лучших произведений отечественной книжности было расценено Мартином Сиксмитом как попытка вернуться к "промыванию мозгов" советской эпохи, когда "общество насильно заставляли сидеть на нездоровой диете, состоящей из героического мусора" (http://inosmi.ru/russia/20120317/188502019.html)

"Героическим мусором" представитель вашингтонского обкома видимо считает массовые издания Пушкина, Гончарова, Чехова, Толстого, серию "Жизнь замечательных людей", произведения о Великой Отечественной войне и т.д. Здоровое для него, очевидно, только то, что пронизано духом фрондерства с гражданской властью, что подрывает идеал национального единства и уважение к истории страны, ну и, конечно, романы о Джеймсе Бонде как борце с "Империей зла"... Выпад Мартина Сиксмита прекрасно вписывается в общую стратегию "плана Даллеса", о котором недавно подробно напомнил Александр Вдовин (http://regnum.ru/news/polit/1510882.html).

Вопрос, который представляется важным разобрать, заключается в следующем: какого рода уроки можно извлечь из известного нам опыта противостояния этому плану?

Ясно, что изначально борьбу приходилось вести на два фронта - и против "плана Даллеса", и против косности партийной бюрократии, которая любую живую инициативу могла задавить на корню... И вот, по-видимому, не просто по случайному стечению обстоятельств в том же 1968 году, в котором генерал Ф.Д.Бобков вместе с начальником внешней разведки написал в ЦК документ об идеологической борьбе, во Всероссийском Обществе охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) негласно возник так называемый "Русский Клуб". О нем писали и историк-публицист О.В.Платонов (http://www.hrono.ru/organ/ukazatel/russ_klub.html), и сам Александр Вдовин ("Русский клуб" и "Русская партия". Из истории общественно-политической борьбы в СССР в 1960-1980-е гг. (http://portal-slovo.ru/history/40361.php). Важным источником их информации являются воспоминания члена "Русского Клуба" А.И.Байгушева, который в одном из интервью откровенно резюмировал основные политические установки своих единомышленников (http://pravaya.ru/expertopinion/393/14526).

Автор этих строк лично знал многих членов "Русского Клуба", не говоря уже о его "членах-корреспондентах", и вынес из общения и сотрудничества с ними некоторые выводы, которые могут оказаться небесполезными для более молодых историков и публицистов. Прежде всего, надо разобраться, что действительно объединяло членов клуба, была ли у них общая программа, социальный и духовный идеал. В своих воспоминаниях А.И.Байгушев активно использует церковную лексику. Он пишет о том, что члены клуба "организационно... приняли церковную структуру", Высокопетровский монастырь был для них и "чистилищем", и "открытым храмом", ""безмолвие" (исихазм) и благородный "византизм"" стали и их "духовными знаменами", а роль "иерея", духовного наставника играл писатель В.Д.Иванов... Эти утверждения нелишне проверить. Тем более, что тот же О.В.Платонов признает: большинство членов клуба "оставались практически неверующими и невоцерковленными людьми".

Начнем с "иерея". Фантастические романы В.Д.Иванова не дают оснований видеть в нем действительно православного человека, понимающего роль Церкви в формировании самой великорусской нации и русского государства. Не будем вдаваться в долгую аргументацию - вот показательный отклик современного читателя "Руси изначальной": "Для меня Русь Изначальная - это святая скрижаль... именно с нее я втянулся в язычество и образ жизни русского человека" (http://www.nasled.org/forum/viewtopic.php?p=63419).

То, что среди членов "Русского Клуба" было немало идеологов неоязычества - сомнению не подлежит. Были там, конечно, и православные люди, как, например, Михаил Федорович Антонов, которого часто можно было видеть в московских храмах, но ориентировались не на них. Другим авторитетом в этой среде, по словам А.И.Байгушева, был писатель О.В.Волков, "дворянин самых высоких кровей". Он не был язычником, но не был и "евразийцем"... Его роль в "Русском Клубе" была яростно антисоветской. Лишь в середине 90-х, незадолго до смерти, он сказал В.В.Кожинову: "Я по-прежнему не принимаю и ненавижу коммунизм, но я с ужасом думаю, что теперь будет с Россией. Она слишком уязвимая и хрупкая страна, ей нужна была эта броня в виде СССР. А теперь я умираю с ужасом за будущее России" (http://kozhinov.voskres.ru/articles/kp.htm).

В "Русском Клубе" О.В.Волков делал немало, чтобы поддержать ненависть к "совдепии". Конечно, лагерный срок у него за плечами огромный, но... разве христианину подобает впускать в душу озлобление? Великий артист Георгий Жженов, неоднократно безвинно осужденный, вспоминая о прошлом говорил, что "никого не осуждает"...

Трезвая линия среди членов "Русского Клуба", разумеется, была. Самые наглядные ее достижения связаны с серией "Жизнь замечательных людей", в которой в 1980 г. вышла даже книга В.Н.Сергеева об Андрее Рублеве - светское "житие" великого иконописца. Вполне выражала ее дух и вышедшая тогда же в том же издательстве книга Ф. Нестерова "Связь времен". Здоровая интуиция подсказывала пути осуществления евразийской программы, развернутой князем Н.С.Трубецким, Л.П.Карсавиным и др. в самом начале 1920-х годов.

Но О.Волкову она явно не нравилась, одну из книжек, написанную в евразийском духе, он прямо характеризовал как "вредную". А И.А.Кольченко, горячий поклонник книги Ф.Нестерова, шепотком продолжал говорить, что "с совдепией мы покончим"... Его прозрение, совпавшее с воцерковлением, относится уже к 90-м годам.

Таким образом, "Русский Клуб" видится монолитным только издали. Как в него тогда привлекали, чем думали сплотить? Нет, не "Пушкинской речью" Достоевского...

"Катехизисами" здесь служили апокрифические "Протоколы сионских мудрецов" (бывшие на вооружении и в царской охранке), "Масонство и русская революция" Г.Бостунича, самиздатовский памфлет "Кто стоит за Джимми Картером и так называемыми еврокоммунистами" В.Н.Емельянова и т.п.

Опус В.Н.Емельянова по-своему харизматичен, к тому же автор заранее стяжал доверие своих потенциальных читателей устной информацией относительно самых свежих примеров "масонских козней". Так, например, именно от него стало известно, что со здания Института иностранных языков на Остоженке по распоряжению ректора в одночасье сбили две старейших в Москве мемориальных доски: одну - памяти историка С.М.Соловьева, другую - писателя И.А.Гончарова. "Русофильством" ректор не отличалась... Был ли это акт ее личного произвола или часть "плана Даллеса"?. В.Н.Емельянов утверждал последнее, и возражать было трудно...

Но конспирология увела его слишком далеко... В апреле 1979-го мне позвонил один из членов "Русского Клуба": "Емельянов решил сказать все". Это было приглашение на "закрытое" заседание в Москворецком отделении ВООПИК - аккурат в Великую Субботу. Там В.Н.Емельянов объяснил, что христианство как религию терпения и смирения придумали евреи, чтобы увереннее управлять гоями. Оно - часть великого плана мирового сионизма... Самое время было задуматься, способен ли В.Н.Емельянов к непредвзятой оценке "еврокоммунистов"... Между тем, его ближайший единомышленник уже завершил работу над не менее громкой разоблачительной темой. По рукам тихонечко стала распространяться статья А.М.Иванова "Рыцарь неясного образа", посвященная Ф.Э.Дзержинскому.

В своей книге о Ю.В.Андропове Сергей Николаевич Семанов предпочел обойти молчанием содержание этого опуса, от которого буквально лихорадило всю Лубянку. Великий русофил и неоязычник с тюркскими чертами лица начал в нем беспощадно словесно разрушать памятник председателю ВЧК, который потом свалили либерал-революционеры в 1991-ом. Дзержинский показан здесь как жестокий и коварный русофоб, предопределенный к своей адской миссии по происхождению - он же поляк и католик...

Не будем спорить о выводах. Насколько просчитаны были последствия подобной самиздатовской публикации для всей "русской партии"? Не думаю, что среди сотрудников КГБ у нее могло быть много сочувствующих.

Нелишне здесь будет напомнить, что А.М.Иванову принадлежал и еще один памфлет под названием "Христианская чума" (1978). Начинался он следующими словами: "Из всех духовных эпидемий, когда-либо поражавших человечество, самой страшной было - и, к сожалению, остается - христианство" (http://samlib.ru/t/tkachew_a_a/chuma.shtml).

Автора "Рыцаря неясного образа" вычислили примерно в течение двух месяцев (благо и работал он буквально по соседству), и тут оказалось, что он очень тесно связан с С.Н.Семановым.

Сергей Николаевич не был ни неоязычником, ни даже врагом Октябрьской революции. Но явно недолюбливал марксизм или, как он считал нужным уточнять − "троцкизм". Когда его уволили из журнала "Человек и закон", он с выражением улыбки победителя говорил: "Знаете, что я сделал в первую очередь, когда пришел туда главным редактором? Я убрал с заглавной страницы девиз Пролетарии всех стран - соединяйтесь!".

Покинул он журнал в апреле 1981-го, а А.М.Иванова арестовали в августе. Можно себе представить, какой тогда пасьянс раскладывали на Лубянке... А ведь на А.М.Иванова (писавшего под псевдонимами М.Скуратов и Василий Рязанов) и его окружение глаз должны были положить хотя бы двумя годами ранее, когда пошла по самиздатовским каналам его записка "По поводу письма Куняева"... Выполняя поручение самого Ю.В.Андропова, как пишет С.Н.Семанов, КГБ искал автора - но не нашел... Наверное, не слишком тогда старались чекисты...

Но главное заключается вот в чем: потому ли уволили С.Н.Семанова, посадили А.М.Иванова и так далее, что Ю.В.Андропов задумал "гонение на русистов", или все-таки своими крайне провокационными действиями люди, близкие к "Русскому Клубу" или "Русской партии" его сами спровоцировали? Ведь конспирология приводила иных "патриотов" на грань умопомешательства. Так, при одном из близких сотрудников А.М.Иванова, отставном полковнике, нельзя было произнести еврейской фамилии в позитивном контексте, сказать, например, "прекрасная картина Левитана": он бледнел, ему становилось плохо, можно было ожидать какого-нибудь эксцесса...

Вот вам и "Протоколы сионских мудрецов"... А сколько духовно ослепленных людей ориентировалось на "ген русскости"! Редактор одной из центральных газет мне (в начале 1980-х) сказала: "Ну что вы, Гоголь... он же не совсем русский...". Да и Карамзин с Державиным тогда тоже "из татар", и Пушкин арапчонок, и князь П.А.Вяземский англичанин, и Афанасий Фет из евреев...

Кстати, в середине 1970-х меня познакомили с одним академическим биологом, который и в самом деле искал генотип "русского человека". Он был связан скорее с оккультно-эзотерическими кругами, но все они так или иначе пересекались... Ведь и "Час быка" Ивана Ефремова издан впервые в "Молодой гвардии"...

И сегодня "химико-биологическая" формула "русскости" ищется с таким же упорством, как искали "философский камень" в средние века. Вот, взгляните: "Русские − это определенная генетико-биохимическая конституция, а не те, кто прикрывается (!) русским языком и русской культурой. Расовые и этнические различия − это не условности и не предрассудки, а генетический факт, вычисляемый с математической точностью" (http://orthodox.patrio.org.ru/antropologiya/rasologiya-protiv-rusofobii.html). Это к вопросу о "национальной гордости великороссов"... Христос уж точно умер не за них...

В свое время К.Н.Леонтьев поставил здесь точки над "и": "Что такое племя без системы своих религиозных и государственных идей? За что его любить? За кровь?.. И что такое чистая кровь? Бесплодие духовное! Все великие нации очень смешанной крови". ("Византизм и славянство": http://azlib.ru/l/leontxew_k_n/text_0100.shtml).

Вопрос ведь не о крови, а - о духе. "Наша брань не к плоти и крови", − говорит апостол. Но в "Русском Клубе" эти слова разумевали далеко не все... И потому это объединение не могло сконцентрировать усилия на сближении руководства страны и Церкви.

Между тем на Западе прекрасно понимали - противопоставление традиционной религии и власти является мощнейшим оружием для развала СССР. И систематически втягивали в эту работу "чистую", не запачканную "сергианским коллаборационизмом" Зарубежную Церковь (что она сотрудничала с нацистами - это неважно, пустяки). А "Протоколы сионских мудрецов" там - второй катехизис... Вот круг и замкнулся. Что Церковь в России веками была государствообразующим началом, что с ней связаны истоки всей русской культуры - оспаривать бессмысленно. Позиция евразийцев, сформулированная в начале 20-х годов, заключалась в том, что атеистический большевизм - внутренняя болезнь "русского мира", а не внешняя инфекция, и лечить ее можно только смирением и убеждением. Этой позиции держалась и Русская Православная Церковь, патриаршим местоблюстителем, а затем патриархом которой был Сергий Страгородский.

Для Зарубежной Церкви и "катакомбников" большевизм - продукт внешнего заговора и происков инородцев. "Протоколы сионских мудрецов", работы Г.Бостунича и других якобы убедительно объясняют, как был сплетен "Терновый венец России". И, стало быть, "сергианство" должно быть отвергнуто...Подобная позиция была как нельзя на руку идеологам развала СССР.

Чем здесь мог помочь "Русский Клуб"? Воскрешением евразийской идеологии? Куда там! С "Протоколами..." − какое же евразийство? Разве что в редакции Л.Н.Гумилева...

Главное заключается в том, что "русская партия" путалась в своих ориентирах - то на русское как этническое и тогда неизбежно языческое, то на великорусское как суперэтническое и тогда скорее на православно-церковное; то на преемственность традиции в духе евразийства, то на отрицание революции и первых десятилетий советской власти как навязанных извне, инородцами... И Маркса, и православие записывали в один сионистский план...

Подводя итог, надо признать, что сознание представителей "Русского Клуба" было крайне неоднородным, нередко глубоко противоречивым и во многом протестным. Предметом протеста была партийная бюрократия, "совдепия"... Чиновники, в самом деле, могут довести до абсурда все что угодно - и марксизм, и православие. Идеологический идиотизм равно вызывал возмущение и русофилов, и русофобов. И совсем не случайно далекий от юдофильства А.М.Иванов, обличитель Ф.Э.Дзержинского, уже имел визу... в Израиль. Там его ждали союзники по борьбе с главным общим врагом - СССР... Фрондерство ведет только к развалу...

К концу правления Л.И.Брежнева Советский Союз находился в тяжелом кадровом и идейном тупике. Тогда, по устному свидетельству Ю.А.Беляева, несколько писателей-деревенщиков посетили всесильного В.В.Воронцова, помощника М.А.Суслова, разговаривавшего "на ты" со своим шефом. И он им сказал: "Ребята, корабль идет ко дну"...

"Молодая кровь" могла в ту пору прийти в Политбюро ЦК в лице главреда "Комсомолки", человека, далекого от экстремизма, но не чуждого интересам "Русского клуба". Говорили, что накануне своего выдвижения он неуместно разоткровенничался - и был вытеснен с политической сцены... Возможно, все было сложнее.

То, что Ю.В.Андропов в свое время, в условиях тяжелого кадрового тупика, сделал (если!) некоторый крен в сторону А.Н.Яковлева и его компании, объясняется, на наш взгляд, не его "предопределенностью", а скорее аппаратной логикой. "Либералы"-западники были более хладнокровными, осмотрительными, предсказуемыми. А когда они привели Горбачева, мышеловка захлопнулась...

Можно ли считать Ю.В.Андропова ответственным за то "гонение на русистов", о котором пишет С.Н.Семанов? Процитирую из его книги фрагмент записки Андропова в Политбюро: "представляется необходимым пресечь указанное враждебное проявление, с тем чтобы предупредить нежелательные процессы, которые могут возникнуть в результате деятельности антисоветских элементов, прикрываемой идеями "русизма"".

Логика действий Ю.В.Андропова (да и любого чиновника такого ранга) в этих условиях вполне понятна. Антисоветизма в "Русском Клубе" было предостаточно, в чем мы уже убедились. Но не следует забывать, что именно при Ю.В.Андропове было издано негласное распоряжение, фактически запрещающее критику священнослужителей в средствах массовой информации. Оно, конечно, неоднозначно, но слишком долго перегибали палку в другую сторону...

Политический авантюризмом ряда деятелей русского возрождения характеризовался явной недооценкой противника, как внутри страны, так и вне ее. З.Бжезинскому и не снилось, что однажды на Первом Съезде народных депутатов великий русский писатель В.Г.Распутин озвучит идею выхода России из состава СССР (http://agitclub.ru/vybory/gor89/sten/vyst14.htm), которая первоначально проговаривалась именно в "Русском Клубе"...

К "Русскому Клубу" в целом приложим вывод А.В.Островского относительно причин развала СССР: "не было национальной элиты в точном смысле этого слова, не было среди верхов (и прежде всего столичных верхов) тех, кто бы ставил национальные интересы выше своих собственных. Не обладали российским национальным сознанием ни те, кто решал судьбу страны, ни народные массы" (Островский А.В. Глупость или измена? Расследование гибели СССР. М., 2011. С. 658).

К этому надо бы только добавить, что "национальное сознание" без его духовной основы, без чувства уважения к себе как носителю русской культуры − невозможно. А вместе с ним - и без чувства ответственности за нее. "Национальная элита", конечно, была, но в дисперсном и униженном состоянии, ибо, как говорил Б.П.Вышеславцев, утвердилась "извращенная иерархия"...

В 1861 году Аполлон Григорьев, один из идеологов почвенничества (с которым евразийство преемственно связано), писал Н.Н.Страхову: "Ничего не боялся я столько (между прочим), как жить в городе без истории, преданий и памятников" (Григорьев А. Воспоминания. М.-Л., 1930. С. 441). Что бы он сказал по поводу недавнего проекта собрать все население России в два десятка больших городов? Это идея "новой элиты"? Каким бы путаным ни было сознание членов "Русского Клуба", в нем подобный план был бы воспринят однозначно... Потому что "национального сознания" здесь все-таки искали. А "Пушкинская речь" Ф.М.Достоевского, "Европа и человечество" князя Н.С.Трубецкого, "Записка о древней и новой России" Н.М.Карамзина могли в свое время дать этому объединению (и стране в целом) куда больше, чем спекуляции антропософа Г.Бостунича о масонском заговоре (хотя умалить участие иных "братьев" в событиях 1991 года конечно же невозможно).