В Дагестане продолжаются общественные дискуссии по поводу восстановления Ауховского района, упраздненного в 1944 году после депортации проживавших там чеченцев (чеченцев-аккинцев) в Среднюю Азию и Казахстан. В настоящее время, помимо чеченцев, на территории бывшего Ауховского района живут лакцы и аварцы. В Министерстве по национальной политике, делам религий и внешним связям Дагестана 24 марта начала работу дискуссионная площадка по вопросам восстановления района. Представители ряда сел покинули это мероприятие, выразив несогласие с его ходом. О сложившейся ситуации ИА REGNUM 29 марта рассказал министр по национальной политике, делам религий и внешним связям Дагестана Бекмурза Бекмурзаев.

Справка ИА REGNUM. Ауховский район Дагестана был создан в 1943 году на территории, примыкающей к нынешней Чечне к югу от дагестанского города Хасавюрт. Район был расформирован менее чем через год, сразу после депортации чеченцев. На его территорию в 1944 году были насильственно переселены с гор несколько тысяч лакцев и аварцев. На части территории бывшего Ауховского района, на которую были переселены лакцы, в том же году был сформирован Новолакский район. Села бывшего Ауховского района, в которые переселили аварцев, были отнесены к Казбековскому району. Во время перестройки представители чеченского населения поставили вопрос о возвращении на земли, где их предки проживали до депортации, и о восстановлении Ауховского района Дагестана. Съезд народных депутатов Дагестана 23 июля 1991 года принял постановление, по которому Ауховский район должен быть восстановлен в прежних границах. Под новое расположение Новолакского района отдельным постановлением того же съезда было отведено более 8 тысяч гектар земель, примыкающих с севера к Махачкале. Лакское население, согласно постановлению, должно было переселиться туда в 1991-1996 годах, однако из-за сбоев с финансированием строительство домов для переселенцев не закончено до сих пор, Новолакский район не получил новые земли. Что касается сел бывшего Ауховского района, в которые в 1944 году были переселены аварцы - Калининаула и Ленинаула, то вопрос об их территориальном переносе не рассматривается. Представители именно этих сел, однако, покинули дискуссионную площадку 24 марта, выразив, по данным Миннаца Дагестана, несогласие с включением своих сел в Ауховский район после его восстановления.

Что, на ваш взгляд, удалось или не удалось достичь во время встречи представителей чеченцев-аккинцев, аварцев и лакцев Новолакского и Казбековского районов Дагестана?

Общими усилиями представителей лакской и чеченской общественности удалось выработать ряд приемлемых для сторон предложений, направленных на ускорение процессов строительства домов, восстановления справедливости, в том числе по выработке механизмов контроля передачи освободившихся домов в Новолакском районе репрессированным семьям. Предложения будут направлены в правительство республики на рассмотрение.

Насколько решение проблемы Новолакского района сдвинулась вперед за последние годы, и какие остаются препятствия для ее решения?

Есть федеральный закон "О реабилитации репрессированных народов", по которому репрессированные народы должны вернуться на свою историческую родину. Но этот закон не был подкреплен подзаконным актами, не было механизма его реализации. А как быть с народами, которых так же насильственно переселили в Новолакский и Казбековский районы после депортации оттуда чеченцев?

Принимались федеральные программы, но они не были подкреплены финансами. Соответственно сроки переселения не зависели от жителей. Если нет денег, как людей переселить? Выбросить их на поле? Это же не сталинские годы. Глава Дагестана встречался по этому вопросу с президентом страны, с председателем правительства, с министром регионального развития. Принята программа, рассчитанная на два года. В рамках этой программы в июне этого года для переселения лакцев было подготовлено более 1000 домов на территории нынешнего Кумторкалинского района.

Чеченцы-аккинцы - один из народов Дагестана. Но и насильственно переселенных лакцев и аварцев тоже ведь можно понять. Их предки же не по своей воле там оказались. Эмоциями, националистическими призывами эту проблему решить нельзя. Просто нужно встречаться, беседовать, договариваться.

Выделять из общего контекста обстановки в Дагестане отдельный народ и однозначно утверждать о том, что он является пострадавшим, а все остальные насильственно переселенные не пострадали - нельзя. А именно этим нередко грешат журналисты.

Почему представители одной из сторон покинули диалоговую площадку?

Представители сторон вели себя довольно корректно. После долгих дебатов достигли понимания, что в рамках реализации целевой федеральной программы будет осуществляться плановое переселение. То есть никто не будет раскачивать ситуацию, а все проблемы будет решать многосторонняя комиссия. Затем перешли ко второму вопросу, к земельным спорам. В этом вопросе мы не определяем, кто прав, а кто нет. Мы диалог ведем для того, чтобы стороны не прибегали к неправовым шагам, не оказывали давления друг на друга. Стремимся исключить насильственные методы решения споров. В этой ситуации представители одной из сторон демонстративно встали и покинули диалоговую площадку.

Непонятно, для чего это делается. Но я лично как министр это не расцениваю как трагедию или демарш. Возможно, им надо было посоветоваться со своим джамаатом. Возможно, они какие-то вопросы не согласовали, не отработали. Я к этому отношусь спокойно.

Но там, где возникает конфликтогенная ситуация, там всегда начинается политиканство. Кто-то хочет сохранить свои позиции в регулировании земельных вопросов, кто-то - продлить мандат, упрочиться в должности. И вот такие "защитники родных очагов" приезжают в район, собирают народ, утверждают, что на их земли кто-то посягает. Таким защитником родных очагов должен быть каждый дагестанец! Но этого не нужно делать в ущерб другому очагу. Как можно защищать свой очаг, разрушая дом соседа. Вот они там собрались, митинговали, 140 человек, возмущены поведением министра.

Что не устраивает простых жителей сел Ленинаул и Калининаул Казбековского района?

Я прекрасно понимаю эмоции представителей этих сел. Они жили там, пролили пот свой, обустроили там хозяйство. Для них это непростое решение. Всем тяжело, трудно. Не митинговать надо, а надо искать солидарные и согласованные сторонами ответы. Именно так всегда поступали в Дагестане.

Каким может быть решение проблемы?

Зачем вокруг конкретной проблемы разводить политику, непонятную для сторон спора? Нельзя ли просто сесть, обсудить эту проблему? Мы им говорим: вы же раньше договаривались о том, что будете совместно проживать на территории Казбековский района. Эти люди говорят, что они первый раз об этом слышат. Есть документ - протокол согласительной встречи, где стоят подписи представителей аварских и чеченских местных общин, депутатов, которые их представляют. Сами подписали документ о совместном проживании 24 марта 1991 году. Каких-либо актов, отменяющих данный документ, у меня нет. Если есть другое мнение, давайте обсудим вместе, потому что это касается всех. Всем нам надо научиться мирно сосуществовать в Дагестане. Это наш общий дом и другого нет.