Два дня подряд, 2 и 3 апреля, в Чебоксарах возле здания Дома правительства, где находится глава Чувашии и местный парламент, прошли митинги оппозиции. Данная площадка на Президентском бульваре, пожалуй, впервые стала местом для политических акций. Митинги инициировали три фракции в Госсовете - КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР, которые ратовали за свободу слова: на последней сессии им не дали высказаться по законопроекту о "детях войны", который отклонили ввиду его чрезвычайной дороговизны. К акции объединённой оппозиции присоединились делегаты от "Яблока" и "Парнаса". Во время марафонского по охвату и амбициям политического забега, зачинщики, едва не срывая голос, открещивались от того, что поводом стало трёхмесячное отлучение от бюджетного сыра и сопутствующих привилегий, однако это больше напоминало публичное оправдание, чем утверждение, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Мероприятия были красочными от флагов, за которыми терялись участники. Более того, флагов оказалось даже больше самих протестующих: из-за отсутствия лишних рук знамёна были просто воткнуты в ближайший сугроб. По данным полиции, 2 апреля в митинге приняли участие порядка 100 человек - это всё, сколько смогли собрать целых три партии. На следующий день протестующих убыло значительно, да и закруглились они гораздо раньше, чем в первый день: к 13:00 о публичной акции уже ничего не напоминало, кроме мусора. Стоит отметить также время, выбранное для митингов - рабочий день и обеденный перерыв. Пока одни граждане работали или торопились на обед, другие в прямом смысле демонстрировали, как не щадят живота своего. И горла тоже. Жалость вызывали только пенсионеры.

Примечательно, что митинг 2 апреля открыл "Интернационал" с миром "голодных и рабов" - и это очень резонировало с упитанными лицами выступающих. Что касается прорвавшихся из динамиков на весь Президентский бульвар звуков, то они сначала даже напугали прохожих и аполитичных госслужащих, которые ничего не слышали о планирующихся акциях протеста в самом тихом месте административно центра. Им и в голову не могло прийти, что под окнами Дома правительства возможен трам-тарарам, как когда-то называла подобные мероприятия глава Минкультуры. Источником шума мог быть только ДК Ухсая, где часто проходят эстрадные концерты, - и многие искренне считали, что звуки доносятся именно оттуда.

На митинге 3 апреля, в самый его разгар, испортилась погода: митингующих начало заметать разразившимся снегопадом и сильным ветром, а отдельных соучастников - даже сметать с территории власти. Руководитель фракции справороссов в Госсовете, бывший коммунист Игорь Моляков, выступивший политическим тамадой на оппозиционном сборе, призвал говорить "чётко, быстро".

Лозунги и обвинения участников встречи удивительно были пространны и всеобъемлющи - от банальной отставки главы республики с угрозами по "сбору подписей об отрешении от должности" до обвинений власти в том, что из-за неё не наступает весна. "Каждый из присутствующих может почувствовать не только тяжесть этой погоды, которая на нас обрушилась. Даже весна не может наступить при действующем президенте, при действующем главе Чувашской Республики", - поёживаясь от холода, возмущался помощник депутата Госдумы, руководитель молодёжного движения ЛДПР в Чувашии Константин Степанов, который в завершении своей речи говорил во множественном числе: "мы - народ нашей великой страны".

Руководитель фракции КПРФ в Госсовете Дмитрий Евсеев, продолжая разговор о погоде, подчеркнул, что "с нами вместе протестует даже погода". В это время у кого-то слетела кепка с партийной символикой ЛДПР, а бабулька с красным флагом, не в силах сдержать внушительных размеров стяг под напором взбунтовавшегося ветра, любовно свернула его. Другую пожилую оппозиционерку едва не снесло вместе с плакатом. "Ни погода, ни единороссы, ни французы не заставят нас замолчать", - продолжал 33-летний депутат-коммунист, целясь пальцем в небо. В микрофоне послышалось завывание ветра.

На митинге досталось "замутнённой где-то там, в Германии", новоявленному депутату Госдумы Алёне Аршиновой, которая заполучила мандат от Чувашии. Оппозиционеры "прошлись" по проблемам предоставления земельных участков многодетным семьям, по ситуации с "Химпромом", фальсификации выборов, которые к тому же "запакостили административным ресурсом". Поступило предложение "принять закон об отзыве депутата", вдогонку было замечено, что уже создаётся "группа по отзыву депутатов городского собрания". Требовали принять закон о поддержке "детей войны", умалчивая при этом о космических для региона суммах - 3 млрд рублей при 30-миллирадном бюджете Чувашии. Евсеев акцентировал внимание на Ульяновске, где "открывают авиабазу НАТО". "Американцы будут нами управлять", - совсем застращал впереди стоящих бабушек коммунист, которые ахнули от таких перспектив.

Игорь Моляков в своём выступлении пытался убедить присутствующих в том, что митинги не связаны с распределением зарплатных мест в Госсовете и других привилегий материального характера, которые в том числе стали поводом для демарша оппозиции в Госсовете. И тут же откровенно заверил, обращаясь к избирателям, что "если будет поддержка, нас не купить и не сломить". Ему противоречил руководитель ЛДПР в Чувашии Андрей Кулагин, который сожалел, что "власть оказалась настолько деревянной, не умеющей договариваться с оппозицией". Между тем тут же в разговорах выяснилось, что за три месяца депутатства больше всего потратил бюджетных средств на командировки председатель одного из комитетов единоросс Николай Малов, а на втором месте по расходам - коммунист Дмитрий Евсеев.

Апофеозом в этом многоголосии стало выступление справоросса Сергея Семенова, чей семейный вопрос поднимается практически на каждом заседании Госсовета как вопрос государственной важности. "Фамилия моя Семенов, звать меня Сергей, я из Новочебоксарска. Депутат Государственного совета, который победил "Единую Россию" в Новочебоксарске", - презентовал себя депутат, тут же сделав неожиданный вывод, что "с ними (единороссами) можно бороться, с ними можно разговаривать". "Мне приятно, что мы вместе с ЛДПР, мне приятно, что мы вместе с партией коммунистов, мне приятно, что мы вместе с вами. Значит, мы что-то представляем", - внушал то ли себе, то ли стоящим перед ним бабушкам и дедушкам Сергей Семенов. Он также рассказал фрагмент своей личной, полной грусти профессионально-политической судьбы, подчеркнув, что остался без работы по политическим мотивам.

"Я отец троих детей (отметим, двое из них - давно взрослые люди, у которых уже свои семьи, прим. ИА REGNUM), вот такая ситуация. Нам тоже нелегко, понимаете. Хотя президент ещё месяц назад дал поручение в течение недели меня устроить на работу", - делился личным депутат, сообщив, что "зарплата депутата 10 тыс. рублей". Припомнил Семенов власти и фестиваль "Рыбак рыбака", который "тоже по политическим мотивам" перестал проводиться, потому что он стоял у его истоков. Что мешало Семенову проводить этот фестиваль сегодня - осталось за кадром. Вероятно, не хватило того самого ненавистного "административного ресурса", при помощи которого "Рыбак рыбака" и организовывался под патронажем администрации Новочебоксарска. Стоит также отметить, что главный рыбак фестиваля почему-то не был виден во время акции протестов рыбаков прошлой зимой, когда ввели поправки в закон о рыболовстве. Зато теперь он - первый в рядах протестующих оппозиционеров.

В ходе митинга Кулагину тандем составил плюшевый мишка. Вцепившись в бурого товарища, он даже отказал Молякову в просьбе подержать бурого соучастника митинга. "Вчера этот медведь сидел там, - взмахом руки депутат указал на Дом правительства. - Сегодня мы его взяли за шкирку. Мы уже готовы к решительным мерам". "Мы здесь собрались, а они игнорируют", - махал игрушкой депутат. Стоит отметить, что на митинге 2 апреля этот мишка олицетворял оппозиционеров, по их собственным словам: игрушке скотчем закрыли рот, как это проделали с ними на сессии единороссы. Почему воплощением оппозиционеров оказался единороссовский зверь, так и осталось загадкой.

Впрочем, удивили оппозиционеры гораздо раньше - когда руководители всех трёх оппозиционных фракций в парламенте пришли подавать заявку в администрацию Чебоксар на проведение митингов. Это историческое событие, снятое на видео и размещённое в интернете, показало лидеров во всей красе: сначала они потребовали с муниципального служащего показать служебные документы (!), затем - подать им начальника. Документацию напуганная "жириновцем" Кулагиным чиновница всё-таки отстояла, а начальник был подан - депутаты оказались равнее остальных граждан. Когда начальник после разъяснений решил покинуть помещение, вдогонку грозно прозвучал окрик коммуниста Евсеева: "Куда вы пошли? Идите сюда! Борисов.. что за безобразие....". В чинимом безобразии безмолствовал справоросс Моляков.

Отметим также, прибывший 2 апреля московским поездом лидер чувашских коммунистов, депутат Госдумы Валентин Шурчанов в митингах не участвовал. Как, впрочем, не были замечены и другие известные депутаты Госсовета от КПРФ. Усечённым составом была представлена фракция "Справедливой России", единственным членом - ЛДПР.