В процессе бессарабско-приднестровского урегулирования продолжают происходить постепенные качественные изменения. Если в январе на встрече в рамках Постоянного совещания по переговорному процессу в формате "5+2" делегации Евросюза и США впервые зафиксировали свою готовность признать приднестровскую сторону равноправной при ведении переговоров, продемонстрировав тем самым подход, адекватный ситуации, то в марте свою способность к адекватному подходу продемонстрировали бессарабская и приднестровская стороны. Это нашло своё выражение в договоренности, которой достигли премьер-министр РМ Влад Филат и президент Приднестровья Евгений Шевчук, - "О принципах возобновления полноценного грузового железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья".

В 2006 году по указанию экс-президента РМ Воронина в отношении Приднестровья было предпринято несколько мер воздействия, направленных на установление блокады республики, в число этих мер вошли и меры по блокированию железнодорожного сообщения. После того, как Воронин и Партия коммунистов потеряли поддержку избирателей и были отрешены от власти в Бессарабии, то ставший премьер-министром В. Филат продемонстрировал готовность к ведению переговоров с приднестровскими властями. В ходе встреч Филата и Смирнова вопрос о нормализации железнодорожного сообщения поднимался и был частично решен (стал ходить поезд Кишинёв-Тирасполь-Одесса), однако до полноценного соглашения о возобновлении железнодорожного сообщения тогда дело так и не дошло. Бессарабская сторона занимала слишком осторожную позицию, предлагая в соглашении отметить права предприятия "Молдавская железная дорога" на собственность ГП "Приднестровская железная дорога". В соглашении, заключённом Филатом и Шевчуком такого пункта нет. Кроме этого, для урегулирования таможенных вопросов, бессарабская сторона согласилась с тем, чтобы были созданы двусторонние совместные таможенные посты в специально образуемых двух совместных таможенных зонах. Таким образом, со стороны бессарабских властей впервые за достаточно длительное время был продемонстрирован конструктивный подход, направленный на нормализацию отношений с Приднестровьем и, что немаловажно, этот подход учитывал объективно существующую реальность, заключающуюся в том числе и в том, что Приднестровье обладает собственным таможенным пространством. Можно сказать, что позиция Кишинёва продемонстрировала, что актуальная бессарабская власть в состоянии проводить взвешенную и зрелую политику. В свою очередь, приднестровская сторона готовность к проведению взвешенной и зрелой политике на всех уровнях, включая внешнеполитические, подтвердила сразу же после избрания президентом Евгения Шевчука.

Среди факторов, повлиявших на выросший уровень конструктивности бессарабской стороны, можно отметить приближение сроков, когда будет заключено соглашение о свободной торговле между Евросоюзом и Республикой Молдова, которое подразумевает взятие на себя Кишинёвом более строгих обязательств, чем соглашение о свободной торговле государств СНГ, к которому РМ присоединилась в прошлом году. С другой стороны, в Бессарабии 16 марта с избранием президентом Николая Тимофти, наконец-то, завершилось формирование всех ветвей власти, что ввиду исчезновения угрозы досрочных парламентских выборов, открыло для правящего Альянса возможности для более широких манёвров, в том числе и в вопросах, связанных с бессарабско-приднестровским урегулированием.

В отношении возобновления железнодорожного сообщения, по сути, был найден уникальный способ нормализации отношений, когда, с одной стороны, бессарабская сторона перестала закрывать глаза на де-факто существующее таможенное пространство Приднестровья, а также согласилась не "продавливать" в договоренности фиксацию прав Молдавской железной дороги, а, с другой стороны, найденное бессарабскими и приднестровскими властями решение снимает одну из преград, стоящих на пути заключения соглашения о свободной торговле ЕС и РМ. В этой связи следует отметить, что со стороны Евросоюза прослеживается довольно "либеральный" подход, когда, с одной стороны, не открывая свои двери для полноправного членства Республики Молдова в её нынешнем виде, качестве и состоянии, Брюссель, тем не менее, на переговорах по заключению соглашения о свободной торговле и соглашения о либерализации визового режима не выставляет категорических требований, которые не могли бы быть удовлетворены. Так, например, Евросоюз не требует обязательного присутствия пограничников РМ на границе Приднестровья и Украины и не требует "вертикального контроля" бессарабских властей над таможенным пространством Приднестровья. Это может свидетельствовать о том, что наряду с благожелательным отношением к властям Бессарабии Европейский Союз демонстрирует и понимание позиции Приднестровья. В пользу последнего говорит и то, что ЕС (и "солидарно" поддерживающие его США) стал выступать за признание приднестровской стороны равноправной при ведении переговорного процесса.

Немаловажным фактором, способствовавшим занятию бессарабской стороной конструктивной позиции, стало и отношение со стороны Российской Федерации. По аналогии с Европейским союзом и его отношением к Бессарабии Приднестровью, можно отметить, что российская власть в лице Владимира Путина благожелательно относится к нынешней приднестровской власти, а также с пониманием относится к ряду проблем, с которыми в Бессарабии приходится сталкиваться правящему Альянсу. Нет никаких сомнений в том, что соглашение Филата-Шевчука нашло своё понимание и одобрение как в Москве, так и в Брюсселе. Положительное отношение со стороны Москвы было высказано российским послом в РМ Валерием Кузьминым, который на встрече с президентом РМ Николаем Тимофти, обсуждая возможность встречи в мае в Москве Путина и Тимофти, также "отметил позитивные сдвиги в процессе переговоров по урегулированию приднестровского конфликта".

Единственным, кто подверг критике прогресс в бессарабско-приднестровском урегулировании, стала оппозиционая бессарабская Партия коммунистов. Верная идеям Воронина "реинтегрировать" Приднестровье любой ценой", эта агрессивная политическая сила через подконтрольные ей масс-медиа обвинила премьер-министра РМ Филата в том, что он якобы был каким-то образом "лично заинтересован приднестровскими властями". Владимир Воронин ранее уже делал заявление, что он и его партия не признают никаких договоров и соглашений, заключённых действующей властью, причём это заявление было сделано им перед встречей сторон-участников Постоянного совещания по переговорному процессу в Дублине. Сейчас же партия Воронина намерена инициировать процедуру проведения консультативного референдума о "недоверии власти". Является очевидным, что в число тех вещей, которые вызывают недовольство Воронина, входит и нормализация отношений между Бессарабией и Приднестровьем, ведь это полностью противоречит стремлениям Воронина экономически задушить Приднестровье, принудив его к "реинтеграции". Однако Партия коммунистов, после того как отказалась возвращаться в парламент, находится в состоянии своего рода "политической агонии" и более не способна влиять на бессарабскую политику, в том числе и по вопросам урегулирования бессарабско-приднестровского конфликта.