В Северной Осетии создан некоммерческий проект "Потерянная Осетия" - это мультимедийная карта с широким функционалом, предназначенная для профессиональных пользователей и для широкой аудитории пользователей интернета. Как рассказала 13 апреля ИА REGNUM руководитель проекта Алина Акоефф, маркирование, то есть нанесение объектов памятников культуры на карту, участники проекта начали с 2012 года.

Биз. Застава "Чырамад". Средние века. 2005 г.

"Мы наносим на карту названия объектов, которые нам известны, находим их описания. Пока идет книжная работа, это первый этап, недели через две начнется второй этап - мы будем выезжать на объекты, будем насыщать каждый объект информацией для широкого пользователя, информацией для специалистов, фольклором", - отметила Акоефф. К этой работе, по словам руководителя проекта, возможно, присоединится представитель Комитета по охране памятников, идут переговоры по этому вопросу.

"... В большей степени мы нацелены на широкую аудиторию, чтобы человеку стало интересно, чтобы он захотел увидеть памятник, чтобы ему было интересно почитать легенды, связанные с этим местом. Это такая энциклопедия в стационарном варианте", - рассказала Акоефф.

"Будет еще мобильный вариант, - сообщила она. - К концу года мы планируем запустить мобильные приложения для двух платформ. Каждый человек, приезжающий в Осетию, сможет, имея смартфон с симкой сотового оператора, работающего у нас в горах, скачать карты с нашего сайта, всю информацию и начертить себе маршрут. Идя по этому маршруту, человек сможет получить любую информацию о тех памятниках культуры, которые ему на пути встречаются. Такой мобильный путеводитель".

Как отметила Акоефф, работа по сбору информации "плотно идет где-то год". "Много времени ушло на то, что бы создать платформу, на которой сайт расположен, на его техническую начинку. Сайт структурирован, у него есть разные вариации, много заложено на будущее, сейчас эти функции пока не включены, потому что идет этап наполнения".

Акоефф рассказала о масштабах потерь, которые выявлены за время работы проекта: "Информация по опустевшим селам известна давно. Но обвинять сейчас власти в том, что у нас 205 сел умерших - это неверно, потому что они умирали в разное время, есть села, которые умирали в последние десятилетия, а есть те, которые были покинуты в начале XX века. Количество объектов сейчас - 700 из больше чем 1000. У объектов разное состояние. К сожалению, хорошего состояния мало. В среднем где-то по горам почти у всех объектов состояние среднее, близкое к критическому. Есть объекты, в которых критическое состояние, где надо срочно вмешиваться специалистам".

"Потерянная Осетия" за время своей работы обнаружила села, которых нет на картах. По словам Акоефф, специалисты селами не занимались. "...Имея, на руках несколько карт, мы открыли около десятка сел, которых ни на одной карте нет, это средневековые поселения. Только старики наши знали, что есть развалины села. Мы сверялись со многими источниками, чтобы выяснить, как они назывались. Но несколько объектов до сих остаются пор без названий... У нас таких объектов около пяти пока. Думаю, у нас еще будет много открытий", - отметила Акоефф.

Пока о конкретных объектах, которым угрожает строительство туристско-рекреационного комплекса "Мамисон" в Северной Осетии, говорить нельзя, сообщила Акоефф. Ей стало известно о двух случаях уничтожения памятников, "которые не связаны с самой строкой", но произошли на территориях проекта "Мамсион". "В селении Калак были снесены два дома жителей и святилище. Я пока ничего точно не знаю, буду еще встречаться с этим человеком. Но в такие ситуации надо вмешиваться, никто не имеет права сносить памятники культуры, даже если они не имеют пока охранного статуса. Я понимаю, что государство в эти ситуации может вмешаться, если памятники имеют статус охранного объекта. Но это не значит, что мы должны снести 1060 объектов, у которых пока нет этого статуса в силу различных причин - долгого оформления бумаг или подобного", - подчеркнула Акоефф. Второй случай - это, когда в селении Зарамаг в зону затопления попали археологические раскопки.

По словам Акоефф, власти о работе "Потерянной Осетии" оповещены. Пока по вопросам сотрудничества к организаторам проекта не обращались.

11 апреля председатель комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания Эдуард Токаев заявил журналистам, что "Потерянная Осетия" - "великолепный проект". По его словам, в Комитете сверяют свои данные gps-координат объектов культуры с данными "Потерянной Осетии". Комментируя эти слова Такоева, Акоефф отметила: "Не стоит сверять с нами gps-координаты, потому что пока у нас они предварительные, а точные появятся в конце лета, когда мы закончим второй этап заполнения карты. К тому же, все археологические памятники нанесены на карту со значительным смещением координат, чтобы не дать повод к их разграблению черными копателями".

Фотографии Руслана Тавасиева с карты "Потерянная Осетия".