Спустя год после митинга в защиту родного русского языка, прошедшего 16 апреля 2011 года, в Казани прошла аналогичная акция "За родной язык!", организованная Казанским гражданским союзом перед парламентом республики. Митинг собрал около 70 человек.

В это же время на центральной площади Свободы (на расстоянии 200 метров от согласованного, но фактически скрытого от глаз большинства прохожих мероприятия) татарские националисты провели свой "пикет против митинга", который, по словам его организатора, лидера СТМ "Азатлык" Наиля Набиуллина, не был разрешен, но и не был запрещен. Суть выступлений свелась к предложению, которое выдвигалось еще в прошлом году - "Вас ущемляют в Татарстане? Езжайте в Дагестан!".

В этот раз русским советовали ехать в Рязань: "Знаете ли вы, что Рязань - красивый город, и там татарский не обязателен для изучения?" Во время пикета председатель ассоциации "Магариф" Гульфания Залялова попыталась было выкрикивать по-татарски: "Русские - это пьяницы и нечистоплотные", но ее тут же остановили единомышленники.

Пока татарские националисты предлагали русским ехать в Рязань, родители школьников (разных национальностей) собрались на митинг, чтобы потребовать для детей права изучать русский язык в том же объеме, что и по всей России. "Прошел год с того момента, как мы впервые вышли на улицы Казани и Набережных Челнов потребовать, чтобы наши дети имели право изучать в школах Татарстана русский язык и русскую литературу в полном объеме. Однако региональные власти не только не предоставили нам этого права, которое дано нам всем федеральным законом об образовании, но и фактически признало нас оккупантами", - начал свое выступление лидер Казанского гражданского союза Борис Бегаев, напомнив, что журналистку республиканского телеканала "ТНВ" Эльмиру Исрафилову, назвавшую публично русских "оккупантами", повысили в должности, сделав из ведущей - продюсером.

"Нас хотят представить как противников татарского языка в школьном образовании, - заявил заместитель председателя Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов, - однако мы уже устали говорить, что мы выступаем за то, чтобы в школах республики было предоставлено право выбирать тот объем того языка, который родители считают необходимым для своих детей. Официально Общество русской культуры Татарстана выступает за то, чтобы и татарский, и русский языки изучались в объеме 2 часов как государственные языки региона, а остальные 3 часа были бы по выбору: или татарский язык, или русский язык. Федеральный закон об образовании нам это разрешает".

На плакатах участников митинга "За родной язык" было написано: "Требуем преподавания русского языка в полном объеме!", "Татарстан - часть России", "Минниханов, русские - тоже твой народ!", Год прошел... до Минобра не дошло!", "Наш родной язык - русский!", "Школьники Татарстана имеют право на родной русский язык", "Министра Гильмутдинова - в отставку!" (Альберт Гильмутдинов - министр образования и науки, по выражению Тины Канделаки, "чиновник-мечта" - прим. ИА REGNUM).

Часть татарских националистов, как и в прошлом году, попыталась устроить провокацию, проникнув на "русский" митинг "За родной язык". А один из них долго доказывал активистке интернет-сообщества "Русский язык в школах Татарстана" Екатерине Беляевой, что "будущее Татарстана - стать независимым государством, и русским надо с этим смириться".

После принятия резолюции, согласно которой игнорирование "русского вопроса" со стороны чиновников будет способствовать нагнетанию межнациональной напряженности в республике, организаторы митинга предложили вымести площадку у Госсовета Татарстана с призывом "Национал-сепаратисты! Вон из Кремля!". Что и было сделано.

Никто из представителей республиканской власти или депутатов этого стремления к чистоте не ощутил и к митингующим не вышел. Вероятно, этому способствовала хорошая погода, располагающая к отдыху на дачах.