Нападение на журналиста газеты "Уральская неделя" и общественного деятеля Лукпана Ахмедьярова оппозиционные силы в Казахстане рассматривают исключительно в политическом контексте. Для "несогласных" это автоматически означает только одно: удар по журналисту был нанесен по приказу высших должностных лиц страны. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на обращения, подписанные оппозиционным бомондом республики. В них ясно дается понять: на журналиста оказывали давление спецслужбы страны. В случае бездействия властей "несогласные" оставляют за собой право проводить митинги, акции, шествия пикеты и демонстрации.

Между тем, у версии есть один существенный изъян: работающий на региональное издание журналист - слишком небольшая по меркам страны информационная фигура, чтобы его деятельностью всерьез интересовались крупные политические силы республиканского масштаба. Дело в том, что в стране действуют гораздо более крупные информационно-пропагандистские группы, в каждой из которых есть известные журналисты и публицисты. Поэтому, если и предполагать, что за нападением на Лукпана Ахмедиярова стоят власти, то логичнее всего было бы взглянуть именно на региональный контекст. И вот здесь появляются более внятные версии расправы.

В частности, существует такая гипотеза: "Уральская неделя" внимательно присматривалась к результатам местных тендеров, косвенным образом влияя на распределение финансовых потоков, пусть даже в масштабах одного провинциального городка. Пользователи в Сети публикуют даже названия сервисных компаний из нефтяного сектора, которым мог "насолить" оппозиционно настроенный журналист с активной гражданской позицией.

Еще один немаловажный фактор, о котором предпочитают не говорить на официальном уровне - рост бандитизма в регионах. Все самые важные в этом смысле процессы казахстанской периферии были запущены еще с началом кризиса, в 2008 году. К настоящему моменту "криминальная карта Казахстана" довольно обширна, о чем может свидетельствовать статья, появившаяся на днях в азербайджанских СМИ. В ней подробно рассказывается о "коронации" в марте нынешнего года в Греции нескольких воров, самым старшим из которых был некий "41-летний житель города Уральска, Западно-Казахстанской области Самаркан Ахметов". Нельзя поручиться за достоверность этой информации, но кое-какое представление о масштабах разгула бандитизма в регионах она дает. И если уж судить о характере травм, нанесенных журналисту (восемь ножевых ранений и два выстрела в упор из травматического оружия), то они могут указывать как раз на работу неких бандитствующих элементов, нежели на каких-нибудь профессиональных "чистильщиков" из спецслужб.

"Посоветовали не писать лишнего, а потом один из них вытащил из куртки пистолет"

Примечателен еще один контекст, в рамках которого рассуждают про нападение на журналиста Лукпана Ахмедьярова: скорее всего, его имя будет использовано в международной правозащитной риторике - это сразу видно по заявлениям соответствующих организаций. Но главное - об этом пишет рупор американского государственного департамента, казахская редакция радио "Свобода/Свободная Европа" ("Азаттык" - каз.).

"Радио Азаттык" сообщало, что 7 марта журналиста Лукпана Ахмедьярова полицейские останавливали трижды за один день. По мнению самого Лукпана Ахмедьярова, эти проверки полицейских были связаны с заявкой, которую он и местные гражданские активисты подали в акимат города Уральск на проведение митинга "День несогласия - 2" 24 марта. Журналист был одним из организаторов митинга.

Международная прессозащитная организация "Комитет защиты журналистов", расположенная в Нью-Йорке (The Committee to Protect Journalists -CPJ), опубликовала на своем сайте заявление, в котором потребовала от казахстанских властей объективного расследования нападения на журналиста и наказания виновных.

- Это тяжкое преступление, совершённое против журналиста, показывает, как сложно быть журналистом в Казахстане. Ахмедьяров критиковал власть, теперь находится в больнице. Казахские власти должны оперативно провести расследование по этому делу и наказать виновных, - говорит Роберт Махони, заместитель директора комитета.

Обеспокоенность в связи с нападением на Лукпана Ахмедьярова выразила Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Представитель ОБСЕ по вопросам свободы прессы Дуня Миятович заявила, что жестокость этого нападения шокирует, и призвала казахстанские власти немедленно расследовать покушение на журналиста.

Журналистские и прессозащитные организации Казахстана обратились к министру внутренних дел и генеральному прокурору с просьбой взять расследование дела о покушении на Лукпана Ахмедьярова под особый контроль.

Тамара Калеева, председатель прессозащитной организации "Адил соз", говорит, что это не первый случай, когда в Казахстане стреляют в журналиста. "Каждый год в Казахстане мы фиксируем около 10 нападений на журналистов. На них нападают, их избивают, ломают аппаратуру. Но, как правило, никогда не возбуждают уголовные дела. Никогда не связывают такие дела с профессиональной деятельностью", - сказала она на пресс-конференции в Алматы. Тамара Калеева считает, что необходимо требовать, чтобы все покушения на журналистов рассматривались через призму профессиональной деятельности. Сейтказы Матаев, председатель Союза журналистов Казахстана, призвал журналистов помочь пострадавшему Лукпану Ахмедьярову. "Мы обсудили и решили, что берем на себя лечение Лукпана. Мы готовы финансово помочь, чтобы он быстро встал на ноги", - сказал Сейтказы Матаев.

В Уральске прошел митинг в поддержку Лукпана Ахмедьярова. Его участники потребовали объективного расследования покушения на него.

Упоминание о казахском авторитете из города Уральска, якобы "коронованном" в Греции, есть на азербайджанском ресурсе Vesti, - издание рассказывает о крупном воровском "сходняке", где приняли участие до 40 представителей крупных грузинских воровских кланов.

"..Спустя почти месяц после воровской сходки, проведенной в середине марта на одном из островов греческого архипелага, в места лишения свободы были направлены воровские прогоны с именами пятерых новичков, пополнивших семью.

Братский круг расширили: Ильгар, Бесо Туташвили, Дато Руставский, Пиро Тбилисский и Самар. По этническому составу, как обычно, преобладают грузины (их трое), также в команде казах и азербайджанец. Самый старший из этой пятерки - 41-летний житель города Уральска Западно-Казахстанской области Самаркан Ахметов. Подход к нему сделал известный грузинский "вор в законе" Важа Биганишвили, последние несколько лет проживающий в Казахстане. Самый молодой - 24-летний уроженец Дманиси Пируз Кавлелашвили, покинувший пределы Грузии в январе 2010 года".

Тем временем, в маленьком провинциальном городке Темиртау неизвестные угрожают пистолетом журналисту газеты "Зеркало" Наталье Вернадской. Причем никаких тематических требований нападавшие не предъявляют: просто советуют поменьше писать. Любопытно в этой связи, что за одну неделю жертвами нападений стали журналисты - и оба раза в небольших городах, с применением оружия. Об этом пишет "Мегаполис".

"Для небольшого города подобные разборки с журналистом - явление крайне редкое. В Темиртау не так много тем, "копание" которых может оказаться опасным для жизни и здоровья. К тому же Наталья почти не пишет о криминале, а всё больше на социальные темы.

- Были статьи о чёрных риэлторах, о том, что в городе повально обрезают деревья, что детей-сирот обделяют новогодними подарками, - вспоминает Наталья. - Не так давно я делала запросы по поводу одного из центральных проспектов, хотела узнать, тратились ли на его благоустройство бюджетные деньги, когда он был в частных руках. Какая из моих статей кого и чем зацепила, не знаю.

"Собеседники" Натальи не стали объяснять, кто поручил им поговорить с журналистом. Мужчины вообще были немногословны: посоветовали не писать лишнего, а потом один из них вытащил из куртки пистолет. Какой именно, Наталья утверждать не берётся, в оружии она разбирается плохо.

- Я не испугалась, скорее, удивилась, - рассказывает девушка. - Спросила: если не перестану писать, вы меня застрелите? В тот же день я отнесла заявление в УВД, думала, что мне сразу покажут фотографии людей, которых ранее задерживала полиция. Если бы я кого-то узнала, поиски пошли бы быстрее. Но ничего такого мне не предложили, сказали только, что заявление передано в Восточный отдел полиции, и его сотрудники будут держать со мной связь.

На следующий день вышел очередной номер газеты "Зеркало", в которой работает Наталья. В нём поместили небольшую заметку о том, что с ней случилось. После этого вечером позвонили к Наталье домой и в очередной раз "посоветовали" успокоиться".

"Проходящие боевую подготовку граждане Казахстана, могут вернуться в регионы"

Тема проникновения терроризма на территорию Казахстана и политической турбулентности на просторах Средней Азии не дает покоя казахстанским политологам, делающим одно громкое заявление за другим. Важно при этом, что вести с южных рубежей страны приходят не слишком обнадеживающие.

Самую большую "информационную волну" недели поднял руководитель "Группы оценки рисков" Досым Сатпаев, со страниц сразу двух изданий: Tengrinews и "Литера", - заявивший об афганской угрозе и фиаско американцев на этом направлении. По данным политолога, уже совсем скоро казахстанцы, обучавшиеся в лагерях боевиков, вернутся домой и начнут собирать террористические организации здесь.

"Военные эксперты говорят о том, что при сокращении военного присутствия в Афганистане до 2014 года есть серьезная угроза того, что радикальное крыло "Талибана" сможет попытаться восстановить свой статус-кво, и попытаться контролировать Афганистан, - говорит политолог. - Для нас самую большую опасность представляет то, что проходящие боевую подготовку граждане Центральной Азии, в том числе и Казахстана, могут вернуться в регионы. Если это случится, они попытаются создать террористические группировки. Эти люди не дилетанты, которые делают бомбу по интернету. Они знают, что такое боевые действия", - добавил Сатпаев.

Политолог отмечает то, что молодые люди из Казахстана все чаще фигурируют в организации терактов за рубежом. В марте этого года в отношении уроженца Казахстана Ильи Пьянзина выдвинули обвинения в подготовке покушения на премьер-министра России Владимира Путина. Кроме того, в Уральске задержали членов религиозной группы экстремистского течения ислама, которые, по данным правоохранительных органов, взаимодействовали с лидерами международного терроризма. Сатпаев подчеркивает, что серия терактов, прозвучавших в Казахстане, говорит о "созревшей внутри Казахстана социальной благоприятной среды для вербовки наших граждан, а также их экспорта за рубеж".

"За эти 20 лет, как некоторые мои коллеги отмечали, было несколько волн с участием террористических групп: первая - деятельность иностранных организаций в начале 90-х, которые проводили активную подготовку, вербовку граждан Казахстана. Не стоит забывать, что наша молодежь уезжала учиться в те страны, где сильные радикальные позиции. К примеру, в Египет, Турцию, Саудовскую Аравию. Некоторые из них возвращались, пройдя определенную обработку, - говорит Сатпаев. - И сейчас мы наблюдаем очередную волну, когда активность проявляют граждане Казахстана. Это опасные тренды".

..."Пессимизм американских военных по поводу успехов на афганском фронте лишь подтверждает усиливающиеся опасения в регионе относительно роста угроз в случае сокращения американского присутствия в Афганистане после 2014 года. По крайней мере, не уничтожив движения "Талибан" и "Аль-Кайеда", американцы все-таки играли свою роль "красной тряпки" для радикалов, отвлекая их внимание от Центральной Азии. Многие понимают, что при слабости центрального афганского руководства исчезновение "красной тряпки" приведет к усилению радикальной ветви движения "Талибан", на стороне которого воюют также граждане стран Центральной Азии, чье возвращение может дестабилизировать ситуацию во всем регионе. Кстати, в августе 2011 года генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа сообщил о том, что у организации есть списки граждан СНГ, которые находятся в афганских лагерях и проходят подготовку".

Там же, на страницах "Литера", принадлежащего партии власти "Нур Отан", секретарь этого политического объединения Ерлан Карин рассуждает на тему политической турбулентности в регионе. Конечно же, тему терроризма политолог обойти так и не смог.

"Усиление террористической угрозы, помимо разных внешних факторов и обстоятельств, начинает обуславливаться появлением некоторых внутренних предпосылок. Что уж говорить, если только в одном из дел по обвинению в терроризме у нас проходит, если не ошибаюсь, свыше 40 человек! Получается, это уже не просто какие-то небольшие группы из 3-5 человек, а настоящее экстремистское подполье. А это значит, что все эти годы мы боролись больше с фактическими проявлениями экстремизма и терроризма (задерживали за распространение запрещенной литературы, арестовывали за миссионерскую деятельность, судили за участие в террористической и экстремистской деятельности) и, видимо, не обращали серьезного внимания на внутренние источники этих проблем. Но вместе с тем я скептически отношусь к факту существования так называемой организации "Солдаты халифата". Данная организация уже брала на себя ответственность за целый ряд террористических актов как в нашей стране, так и в Афганистане. И вот теперь эта организация заявляет, что "тулузский стрелок" действовал чуть ли не по их плану. Если же оценивать подобного рода заявления некритически, то получается, что это уже самая настоящая международная террористическая организация с разветвленной организационной сетью. Но как я уже говорил, многие террористические организации приписывают себе громкие акции, и с "Солдатами халифата", думается, тот самый случай. Тем более что сами французские спецслужбы достаточно оперативно опровергли информацию о причастности "тулузского стрелка" к "Солдатам халифата". Это еще раз говорит о том, что данная организация даже если и существует, то занимается больше пиаром своего бренда, пытаясь создать определенный информационный запрос на свою деятельность. Но это, хочу еще раз подчеркнуть, ни в коем случае не означает, что нельзя недооценивать угрозу терроризма".

Любопытно в этом контексте, что главные казахстанские теоретики тренды все-таки чувствуют: портал "Центразия" печатает материал, в котором четко дает понять - вероятнее всего, на юге Казахстана начали свою работу ортодоксальные салафиты.

"Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами меры по снижению религиозного напряжения, в ряде отдаленных от "центра" регионах продолжают функционировать подпольные ячейки всяких разных религиозных фанатиков, в том числе так называемые "худжры салафитов".

Например, в доме имама мечети села Форсий Мактааральского района Абдухалила Джалилова подпольно функционируют две "худжры". И о том, о чем не принято распространяться среди "силовиков", как правило, становится известно простому населению через родственников, которые живут в этом районе. В этих худжрах буквально пропадает наша молодежь - будущее нашей страны, решающая сила, которым строить и укреплять нашу страну. Юноши и девушки в возрасте 15-20 лет проходят там обучение. В частности, сам А.Джалилов "воспитывает" таким образом около 20 молодых людей, а его супруга Малика Джалилова преподает азы течения "салафия" 15 девушкам. Наряду с этим, в доме семьи Джалиловых функционирует "молельная комната", где ежедневно совершают молитву трудовые мигранты из Таджикистана. Этот дом и эта семья какой-то нехороший магнит, который сеет раздор и сомнения в умах молодежи традиционных мусульманских семей. Говорят, что религиозный смутьян А.Джалилов в начале 2000-х годов проходил религиозное "обучение" в Саудовской Аравии. Не раз попадал в поле зрения правоохранительных органов. Например, в 2007 году он был привлечен к административной ответственности за распространение среди верующих идей нетрадиционного Ислама и был отстранен от должности "имама". Но когда есть влиятельные покровители со связями и финансовыми возможностями невозможное становится возможным. Не секрет, что при содействии своего покровителя, известного в Казахстане религиозного деятеля Яхе Исмаилова, главный "салафит" села Форсий был восстановлен в своей должности.

Ходят слухи, что аналогичная подпольная "худжра" функционирует в городе Шымкенте в доме одного из приверженцев нетрадиционного ислама, известного как "Аби" (настоящие имена и фамилии такие деятели скрывают, пользуются кличками, как настоящие уголовники). Он пригревает в своем доме "светлой истины" в основном трудовых мигрантов из близлежащих стран, работает "на перспективу", "на масштаб", заражая своими зловредными идеями не только казахов, но таджиков, узбеков и других.

А сколько таких подпольных худжр функционирует по всей стране? И сколько времени нужно ждать, чтобы их прикрыли? И кто вообще будет этим заниматься? Правда это или же просто слова, но "салафиты" угрожали реальными жертвами. И если они так запросто бросаются словами, кто знает, насколько они полны решимости воплотить свои угрозы в реальность? Неужели нужно ждать новых жертв, тем более детских, чтобы это выяснить?"

"40 процентов трудоспособного населения находится вне казахстанской экономики"

Крайне интересно при этом, что Казахстан считается успешной страной. Пресса, подконтрольная партии власти, не устает подсчитывать сильные стороны республики. В частности, отмечает, что уровень безработицы в Казахстане самый низкий в странах СНГ. Но при этом мало кто пишет, что статистика попросту не учитывает целый класс, называемый "самозанятыми".

Партийный "Литер" публикует благостные данные Государственного агентства по статистике. Согласно им, в Казахстане в прошлом году было всего 400 тысяч безработных.

"По итогам 2011 года Госагентство по статистике показало, что безработными являются лишь 5,4 процента экономически активного населения, или чуть больше 400 тысяч человек. Пик роста безработицы приходится на 1998 год, когда в результате внутреннего экономического кризиса работу потеряли более 13 процентов трудоспособного населения страны. Вторую волну спровоцировал недавно прокатившийся мировой кризис, в результате которого, по данным Госстата, безработными стали более 8 процентов экономически активного населения. На сегодняшний день рынок труда восстановился, и страна вплотную подошла к неплохим показателям 1993 года с уровнем безработицы менее 6 процентов населения.

В целом по стране уровень безработицы невысок по сравнению не только с развивающимися, но и с развитыми странами мира. Государственную статистику на рынке труда не омрачил даже неожиданный для мировой экономики финансовый кризис. Массовые увольнения в 2009 году, приведшие к пику безработицы, прекратились к началу прошлого года. Стабилизация ситуации в сфере занятости позволила руководству страны назвать Казахстан тихой гаванью мировой экономики".

В интервью Central Asia Monitor председатель общественной антимонопольной комиссии Петр Своик рассуждает о среднем классе Казахстана. И походя дает определение колоссальной по своей численности группе людей в стране, называемых "самозанятыми".

"А кто такие "самозанятые"? Это как раз та часть трудоспособных, которая провалилась в зазор между ориентированной на экспорт сырьевой экономикой и дистрибьюцией иностранных товаров. Самозанятость - это не только то, что человек таскает на базаре тележку или держит двух баранов и одного бычка. Это означает, что в Казахстане просто нет той экономики, которая могла бы "втянуть" этого человека. А современная экономика, повторяю, это люди, работающие на крупных, индустриализированных, собранных в кластеры предприятиях. У нас их нет, поэтому примерно 40 процентов трудоспособного населения находится вне казахстанской экономики.... Это люди, которые тяготеют к натуральному хозяйствованию, к земле".

"На авансцену политической жизни вылезла жузофилия и абсолютизация родоплеменной сегментизации"

В поиске национальной идентичности казахов обнажилась новая веха. С воззванием не принимать близко к сердцу риторику так называемых "нацпатриотов" выступили авторы, защищающие позиции шала ("асфальтных" - ИА REGNUM) казахов. Информационный выплеск получился немалым: новизна тезисов, скорее всего, вдохнет новую жизнь в дискуссию о национальном единстве титульной нации в Казахстане.

Газета Central Asia Monitor, внимательно следящая за темой национальной идентификации, выпустила в свет огромный материал Дюйсена Жанбаева, в котором тот указывает на то место, которое подобает уровню казахских националистов.

"В какой-то момент шала-казахи, застигнутые врасплох агрессивным напором национал-патриотов, необоснованно, да еще и быстро сдали им многие позиции. Чтобы понять, к чему это привело, достаточно взглянуть на нынешнюю культурную провинциальность Казахстана. А ведь совершенно очевидно, что до власти и государственного бюджета дорвались, в первую очередь, деятели культуры из числа нагыз-казахов. Само население в основной массе своей к навязчивой "фольклоризации" относится равнодушно и считает такие вещи уместными лишь на каких-нибудь праздниках. Поэт Ауэзхан Кодар будущими интеллектуально-культурными брендами Казахстана считает жырау и кобыз, но пока не видно, чтобы эти направления заметно прогрессировали. Культурная провинциальность в современном мире - это очень тревожный и опасный показатель. Нынешнее время строго ставит в повестку дня вопрос творчества и искусства. Без этих компонентов уже невозможно эффективно двигаться ни в экономике, ни в социальной сфере, ни в вопросах государственного управления. На культуре работы с информацией построено сегодняшнее информационное общество. "Лимон" общественных наук развитыми странами был полностью выжат еще в XX веке, а для XXI века перспективное направление только в креативном творчестве, культуре и искусстве. Если отставание Казахстана от локомотива истории будет усиливаться, то ликвидировать разрыв будет просто невозможно. С нагыз-казахами на авансцену политической жизни вылезла жузофилия и абсолютизация родоплеменной сегментизации. Для шала-казаха, которого до обретения суверенитета в Алматы (Алма-Ате, если быть точным) спрашивали только, из какого он "района", вопрос, из какого он рода, был культурным шоком. А ведь для нацпатов "родовитость" - это все. Но с такими установками в голове невозможно строить не то что процветающее, а хотя бы жизнеспособное государство. Удельный рост нагыз-казахов в государственном аппарате сопровождается перманентным регрессом качества государственной службы и управления. Аналогичная ситуация в образовании и здравоохранении, то есть в тех сферах, которые являются фундаментом конкурентоспособности страны. Что толку от аптечных рецептов, написанных только на ­госязыке, если уже стала притчей во языцех полная профанация идеи импорта дорогостоящей медицинской аппаратуры, на которой просто некому работать?.. Посиделки национал-патриотов на тему национальной идеи по своей интеллектуальной напыщенности напоминают то безжизненную пустыню, то сумасшедший дом: основная масса участников таких мероприятий не в состоянии видеть всю цепочку взаимодействий и процессов, они способны держать в голове только отдельные несвязанные элементы. К примеру, по их версии, электричество работает из-за того, что они щелкают выключателем, а вода из крана льется потому, что открыт вентиль. В общем, сплошной парафраз знаменитого: "если в кране нет воды...". При этом нагыз-казахи не собираются уступать тех позиций, которые они сегодня незаслуженно занимают. Но если они будут упираться, то обрекают не только и не столько себя, сколько всех нас! Они-то понятия не имеют о том, что представляет собой современная жизнь, а потому и не воспринимают всей катастрофичности существующего положения дел и утраченных возможностей. Читайте, читайте и еще раз читайте Абая!!! А еще лучше - вникайте и сделайте девизом всей НАЦИИ! Если бы он жил сегодня, то можно почти не сомневаться: он бы ратовал за английский язык. А мы, сорлыбаюшки, не смогли изжить в себе даже те наши пороки, на которые он указывал и плакал при этом горькими слезами. Более того, мы их возвели в АБСОЛЮТ! Вот к чему зовут нас нагызы!

Но когда будет качественный скачок? Для начала надо понять всем без исключения казахам, для чего им Нация и для чего им Государство. Шала-казахам рот заткнули, а сами нагызы ничего вразумительного по этому поводу сказать так и не удосужились. Рассматривать в качестве идеи императив "все вокруг казахское, все вокруг мое, а теперь меня твоя уважай за это" непродуктивно. Этим "карапайымов" (нищих - ИА REGNUM) с колен не поднять. Таким образом, чтобы так заявлять, надо что-то построить, создать, отвоевать, завоевать... Круг замкнулся. Значит ли, что штурвал страны могут уверенно держать только шала-казахи? Разумеется, нет. И скорее всего, нет! Но им надо сильно напрячься, поскольку негативное воздействие национал-патриотов не прошло даром: многие встали на путь профессионального и духовного дезертирства, образовав дегенеративную разновидность шала-казахов. А мир сейчас таков, что если ты не прилагаешь усилий на пути движения вперед, то уже находишься в фазе распада. Таким образом, можно сказать, что казахская амбивалентность должна послужить толчком к строительству нации. И закваской этого процесса могут стать только шала-казахи. Каким образом? Пока ответ найти трудно... Но искать его надо, и желательно как можно быстрее. Категории времени в современных исторических процессах спрессованы как никогда прежде. Мы и так достаточно долго прозябали на задворках истории. И если дадим перебороть себя всем этим дастарханно-бешбармачным цицеронам с их лозунгами, обращенными в прошлое и еще невесть куда, то, значит, мы добровольно обрекаем себя на окончательное отставание от эволюционной истории человечества".

Гораздо менее едко, но с явной злостью казахский национализм критикуется на страницах портала "Русское единство". Здесь за основу взят материал политолога Еркина Байдарова, в котором тот рассуждал о природе "ресурсного национализма". Авторы жестко прошлись по статье "с карандашом", предложив свое видение развития ситуации.

"Казалось бы, ладно: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало... Но почему, объясните мне, во всех бедах казахского народа оказываются виноваты русские и русскоязычные?

Е. Байдаров пишет: "За прошедшие после распада СССР двадцать лет коренное население в странах Центральной Азии значительно увеличилось. Так, сегодня казахи составляют более 60% населения Казахстана. Хорошо это или плохо? С одной стороны, хорошо, ведь, несмотря на все коллизии прошлого, когда казахский народ оказался на грани вымирания как этнос, он смог выстоять и возродиться. Но, с другой - сложившаяся ситуация создает проблему для спокойной жизни иных этносов, прежде всего - русских и русскоговорящих. На мой взгляд, проблема заключается либо в непонимании русскими того, что с распадом бывшей и могучей державы все изменилось, либо в том чувстве имперского превосходства, с которым им так не хочется расставаться".

То есть опять виноваты русские. Причём автор даже не может толком объяснить, в чём их вина. Что, например, означают слова: "Проблема заключается либо в непонимании русскими того, что с распадом бывшей и могучей державы все изменилось"? А что изменилось конкретно? И о каком чувстве "имперского превосходства" может идти речь, когда всё больше русских Казахстана говорят о прямо противоположном - о своём существовании на положении людей "второго сорта"! Не это ли изменение на самом деле имеет в виду Байдаров? Мол, пора, товарищи, привыкнуть, что есть "титульный этнос", а есть все остальные. Все равны, но кто-то всё же "равнее", а коли не согласны, то это в вас чувство "имперского превосходства" говорит, не иначе!

Далее Байдаров пишет: "Да, в Казахстане тихо и мирно живут представители разных народов. Многие семьи представлены интернациональными браками. Но в том-то и беда, что строя семью с представителем другого этноса (например, русско-славянского происхождения), казах перестает быть казахом. Если глава семьи и остается казахом, знает язык своих предков и культуру своего народа, то его дети уже выпадают из казахского генофонда, не зная, "к какому стаду прибиться". Но к ресурсному национализму они не относятся, так как им нечего защищать, кроме самих себя. Ресурсный национализм - это потенциальный источник дестабилизации как политических, так и межэтнических отношений".

Если честно, то рассуждения Байдарова напоминают какой-то салат, куда хозяйка бросает всё, что есть в холодильнике, по принципу "не пропадать же добру!", при этом мало задумываясь о том, каково в итоге это блюдо будет на вкус. То Байдаров нам сообщает, что казахский народ возрождается, то вдруг озабочивается казахским генофондом, который-де страдает от межнациональных браков. Виноват в этом, несомненно, опять же "представитель другого этноса", ("русско-славянского происхождения" - заботливо намекает нам автор).

Следом политолог говорит, что ресурсный национализм не несёт хорошего, при этом успев в предыдущем предложении сказать, что как раз дети из интернациональных семей не относятся к ресурсному национализму.

У автора раздвоение сознания? Да и вообще, зачем в статье, озаглавленной "Ресурсный национализм" надо было заводить разговор о смешанных браках, коли они к ресурсному национализму отношения не имеют? Растянуть текст? Привести ещё пример того, что все беды от русских и русскоязычных?

"Остается фактом нерешенность самых насущных проблем казахской нации. Живя на своей исконной земле, большинство казахов остаются самыми бедными гражданами страны (за исключением крупных государственных чиновников и их родственников)... - сетует Байдаров. - А от решения этого вопроса во многом зависит судьба не только казахов, но и всех этносов, проживающих в Казахстане".

То есть за 20 лет, по мнению автора, казахская власть не решила важнейших проблем казахов, мало того, сделала их самым бедным этносом в Казахстане. А, кстати, что насчёт других этносов?

"Мне могут возразить, сказав, что бедными являются не только казахи, но и другие. Но те, другие, не могут восприниматься как ресурсный фактор - по той простой причине, что их мало. И у них нет практических шансов решить свои проблемы - только лишь лояльное отношение к власть имущим". То есть автор сходу отмахивается от проблем других народов, населяющих Казахстан, более того, он заявляет, что, мол, их проблемы не решить, да и не до них сейчас.

А ведь на территории Казахстана проживает 3 миллиона только этнических русских! Согласно переписи 2009 г., казахи составляют 54% населения, то есть практически полстраны - это "те, другие", которые, оказывается, не могут восприниматься как "ресурсный фактор"! Как стоит воспринимать подобные умозаключения? Это намеренное искажение фактов или отказ видеть действительность той, какая она есть?"

С гражданской трактовкой понятия "нация" выступает на страницах Центра социально-гуманитарных исследований "Аспект М" политолог Аскар Нурша, в очередной раз предлагающий развивать казахский язык не за счет русского. В остальном - риторика автора статьи склоняется в сторону националистической.

"Надо бороться за казахский язык, а не против других языков на территории Казахстана. Нужно добиваться последовательно расширения сферы применения государственного языка. При этом не надо бороться с русским языком и создавать напряженность внутри своего этноса. Лучше повышать качество образования на казахском языке и оснащенность казахских школ, казахских отделений институтов и университетов и тем самым повышать их эффективность и привлекательность, добиваться, чтобы казахи отдавали детей в казахские детсады и т.д. Но для начала потребовать от властей строительства этих школ, детсадов, институтов в достаточном количестве. Разве строительство современных больниц - это не патриотично? Этот процесс идет, и ему нужно помочь. Предвижу критику в свой адрес по этому пункту. Отвечу таким образом, я против политизации полемики о русском языке в ситуации вокруг так называемого "Письма 138-и", но я бы подписал это письмо из солидарности, за свой народ и культуру. Мечетей мы построили достаточно за годы независимости, пора строить казахские детсады и школы.

За 20-лет развития Казахстана так и не было выработана национальная идеология. Если быть точным, то идеология есть, но она обращена ко всем казахстанцам. Однако сами казахи от власти, где казахи составляют большинство, ждут национальной идеи, обращенной непосредственно к ним. Поэтому в условиях отсутствия этого мессиджа идеи формирования "казахстанской нации", вызывают в казахском обществе раздражение, с точки зрения людей власть не дает ответа на главный вопрос, а занимается второстепенными вещами.

Может быть не стоит ждать эту этническую идею от власти, задача которой обеспечить гражданский и межэтнический мир и стабильность? Есть ряд нерешенных главных вопросов национального строительства. По каждому вопросу нужно сформулировать общую позицию национал-патриотического движения. Этот структурированный документ и будет общей программой и идеологией движения, а впоследствии, возможно, и самого народа".