ИА REGNUM беседует с рижским юристом и правозащитником Илларионом Гирсом. За последние полгода он получил широкую известность в Латвии благодаря своему активному участию в деятельности организации "Родной язык", обеспечившей подготовку к недавно прошедшему референдуму за признание русского вторым государственным в Латвии. Причем, И. Гирс намеревается и дальше участвовать в движении за права русскоязычной общины.

ИА REGNUM: Недавно вы повесили на своем доме двуязычную табличку с названием улицы на русском и латышском. Она еще висит? Сняли. В мое отсутствие. Прибыли трое полицейских, домуправ и сняли. До сих пор жду, чтоб мне прислали решение или протокол, в котором бы содержалось указание на какие-либо допущенные мною нарушения - в силу которых убрали табличку с моего дома. Полагаю, что так и не дождусь, поскольку в отличие от полицаев я действовал правомерно. Поэтому, в ближайшее время намерен обжаловать их действия - причем, жалоба будет принципиально на русском. Кстати, а вот у жителей Лиепаи, которые пошли на аналогичный шаг, двуязычные таблички красуются и сейчас. На улицах некоторых латвийских городов подобные таблички висят еще с советских времен - и их так и не закрасили. Истерическая же реакция на "мою" табличку с кириллицей в Риге, где большинство жителей русскоязычны, является показателем действия русофобской пропаганды латвийского правительства.

ИА REGNUM: Недавно было объявлено о том, что в Латвии создадут "виртуальный" парламент для неграждан. Ваше отношение к данной идее?

Непосредственного участия в этой затее я не принимаю, но смотрю на нее с большим интересом. Как и любая акция, направленная на равноправие жителей Латвии, она имеет право на существование. Я совершенно не согласен с риторикой власти, выставляющей "негров", как людей ленивых и не желающих оторвать зад с кресла, дабы натурализоваться. Я думаю, что во многом люди не натурализовываются по той причине, что не видят в этом особого смысла. Потому что, даже те русские, которые имеют гражданство - они рассматриваются в качестве эдаких "граждан второго сорта". Мнение русскоязычной общины не учитывается ни по каким вопросам, а от государственной власти русских вообще держат на расстоянии пушечного выстрела. Вот и выходит, что даже если люди и идут сдавать на гражданство - то лишь ради того, чтобы сподручней можно было уехать в Европу.

ИА REGNUM: Вы публично высказали мнение о том, что борьба за права русскоязычной общины может обернуться массовыми акциями гражданского неповиновения. Что вы конкретно имели в виду?

В данном случае, речь идет о всевозможных протестных акциях на грани закона, а по необходимости и принципиально вопреки ему. Легитимность латвийских властей сомнительна ввиду наличия в двухмиллионной Латвии сотен тысяч жителей без права участия в управлении своей страной. Мы допускаем возможность гражданского неповиновения, как общедоступного метода борьбы за установление межэтнического равноправия, требование которого соответствует как воле критической массы населения страны, так и международному стандарту прав человека. Если обратится к историческим примерам, то, скажем, Махатма Ганди начал правозащитную деятельность в ЮАР с протестного сожжения специальных регистрационных карт индусов. Аналог подобных дискриминационных карт в наше время - паспорта неграждан Латвии. Одним из лозунгов Американской революции было утверждение, что налогообложение без представительства - это тирания... очевидно, что в отношении Латвии сегодня это не менее актуально, чем было прежде в отношении Великобритании. Или вот Мартин Лютер Кинг, который в свое время возглавил многосоттысячный мирный марш протеста угнетенных на Вашингтон. Опять же, посмотрите, как люди протестуют на улицах в Греции или во Франции! Учиться нужно у всех. Вместо жёсткого плана, мы намерены действовать по обстоятельствам. Необходимо быть справедливыми по сути, гибкими по способам, за одним лишь исключением - никакого насилия.

ИА REGNUM: А организация "Родной язык" намеревается заниматься борьбой за правильное написание имен и фамилий русскоязычных в их паспортах?

Можно и нужно добиваться, чтобы данные нам при рождении имена отображались в наших паспортах без каких-либо искажений. В идеале следовало бы не только убрать из имен и фамилий эти чуждые нам окончания "с", но и прописывать отчество. Ведь Рамочная конвенция по правам нацменьшинств (11-я статья, 1-я часть) предусматривает для государства обязанность не только признавать исконное написание имен, но и отчество. На данный момент существует постановление Комитета ООН по правам человека о том, что принудительное добавление латышских окончаний к нелатышским именам и фамилиям нарушает право на частную жизни в понимании Международного пакта о гражданских и политических правах. Как известно, Комитет предоставил правительству Латвии срок для доклада о выполнении его решения до апреля 2011 года. Латвия долгое время игнорировала данное постановление, а на днях отказалась его выполнять. Правительство оправдывается тем, что латышизация имён не возбраняется Европейской Конвенцией о защите прав человека. Запрет же на использование Конвенции в ущемление гарантированных Пактом прав правительственным дуракам как будто бы не писан. Власти намерены продолжать латышизацию нелатышских имён, наплевательски противопоставляя правила государственного языка правам человека. Что касается продолжения борьбы за возврат исконных русских имен, то товарищество "Родной язык" обсудит это с правозащитником Алексеем Димитровым, который добился соответствующего решения международных инстанций - после чего и определится относительно необходимости и возможностей своего участия.

ИА REGNUM: Символом кампании за права неграждан был выбран Мартин Лютер Кинг. Вы считаете удачным подобный выбор?

Полагаю, что такой выбор уместен. Схожесть дискриминационного положения неграждан Латвии - местных "негров"! - с былой дискриминацией афроамериканцев в США просто-таки бросается в глаза. Конечно, уровень дискриминации несопоставим, но мы находимся в XXI веке, стандарты прав человека в котором гораздо выше - однако, сравнение допустимо. Афроамериканцам в США приходилось гораздо труднее, нежели нам - но они сражались и одержали победу. А Мартин Лютер Кинг являлся одним из вождей этого движения, он был апологетом решительной ненасильственной борьбы за равноправие. Можно сказать, что Кинг, также как и Ганди, является иконой успешной ненасильственной гражданской борьбы - прибегнув к его имени, организаторы кампании за права неграждан как бы разом обозначают перед миром свои благородные цели и намерения.

ИА REGNUM: На ваш взгляд, если бы в стране появилось триста тысяч новых граждан, это сильно изменило бы политическую обстановку в Латвии?

Разумеется, да. Наделение неграждан гражданскими правами существенно изменило бы избирательный расклад на выборах - особенно на приближающихся муниципальных. В результате, многие самоуправления вышли бы из-под контроля партий, находящихся в правящей коалиции. А вот на ситуацию в Сейме это вряд ли бы повлияло - как сейчас там игнорируются депутаты, представляющие русскоязычного избирателя, так и игнорировались бы даже в том случае, если б количество этих избирателей возросло чуть ли не до 40 процентов от населения республики. Но вот если бы наше государство реально отказалось бы от следования принципам деструктивного национализма и допустило русскоязычных к власти в том числе и на высшем уровне, обстановка со временем очень существенно поменялась бы к лучшему. Исчезла бы "профессия - латыш", а появившаяся конкуренция по принципу талантов вывела бы на вершину самых достойных, а не только "национально правильных". От этого ведь и сами латыши очень бы выиграли. Простой латыш тоже ведь страдает от деятельности национальноозабоченных, умудрившихся за двадцать лет поставить республику в незавидное положение. Простому латышскому пенсионеру живется ничем не лучше русского. Кстати, справедливость судьбы проявляется в том, что нынешним правящим придется брать на себя ответственность за происходящее в Латвии. При всем желании, спихнуть вину на "оккупантов" не получится - они с 1991 года в принятии политических решений не участвовали...

ИА REGNUM: А как вы намереваетесь строить отношения с латышами, учитывая кардинально разный взгляд на события истории прошлого века?

Применительно к латышско-русским отношениям уместна русская пословица: кто старое помянёт - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба. Такой подход представляется оптимальным для бесед о прошлом в настоящем. При всем моем разочаровании "Центром Согласия" одну их идею я абсолютно разделяю - наложить мораторий на политическое обсуждение исторических событий. Понятно, что латыши и русские не скоро придут к единому мнению по поводу 1940-го, 1941-го, 1945-го годов, всего советского периода. Ну так и не будем заострять на этом внимание, тратя силы в бесполезных перебранках! Давайте сначала обустроим настоящее и гарантируем себе лучшее будущее, а там наверняка и история предстанет в ином свете. Хорошо бы, если б к такому выводу пришли все партии в стране и прекратили подрывать необходимые стране реформы раскопками прошлого.

ИА REGNUM: Кстати, вы сами состоите в какой-либо политической партии?

Нет, никогда. Я и правозащитной деятельностью занялся лишь тогда, когда лопнуло мое терпение - мне надоело смотреть, как попираются права, голоса и мнения значительной части населения Латвии. Да и куда было вступать? На прошлых парламентских выборах я голосовал за "Центр Согласия", да и то в силу отсутствия лучшей альтернативы... Там, конечно, есть разные люди - и беспринципные карьеристы, и те, кто настроен достаточно идеалистично. В какой-то момент я даже склонен был согласиться с увещеваниями лидеров "цээсников" о необходимости компромисса вместо противостояния. В итоге, мы увидели, что уступки и компромиссы латышами были расценены как слабость, а ЦС, несмотря на победу на выборах, так и остался не у дел. Допустим, что нельзя упрекать "Центр Согласия" в том, что правящие националистические латышские партии оказались неспособны оценить шаги навстречу, ведь их способности не зависят от ЦС. Но я никак не могу понять то, что после референдума "Центр Согласия" так и не занял жесткой принципиальной позиции в защиту русскоязычного населения, единственным парламентским представителем которого он является. "Цээсники" ведут себя так, будто бы референдума о двуязычии и не было, в робкой надежде, что латышские партии снизойдут до партнерства. Только пустое все это... Следовательно, общественное движение "Родной язык" должно преобразоваться в политическую партию с целью скорейшего перехода в Латвии от этнократии к демократии. Образно выражаясь, "Родной язык" в латвийской политике будет эдаким "Т-34", надёжно гарантирующим интересы русскоязычного населения Латвии. Может быть и не все, кто на референдуме, инициированном "Родным языком", проголосовали за русский, отдадут свои голоса новой партии - но значительный процент доверия избирателей ей обеспечен.

ИА REGNUM: А вы не опасаетесь, что деятельность радикальной русской партии усугубит раскол в обществе?

Что до радикальной, то да, партия "Родного языка" задумывается таковой в том смысле, что она будет ратовать именно за коренные перемены. Что до этнической характеристики, то партия предполагается интернациональной. Опасения же раскола общества совершенно напрасны. Общество и так давно уж глубоко расколото - уже на протяжении двадцати лет, и раскольниками стали латышские националисты. Другое дело, что для сторонних наблюдателей данный раскол маскировали под нормальный ход событий. Референдум всего лишь сорвал маски, теперь мы наблюдаем подлинные лица. Ни один из искренне уважавших нас латышей в результате референдума уважения былого не утратил, скорее преумножил. А те, кто якобы перестал нас уважать - изначально были лицемерами. Теперь же все честно.

ИА REGNUM: Нет ли опасения, что ситуация в республике дойдет до прямой конфронтации?

Считаю, что она невелика. Хотя, возможно, межнациональные отношения будут накаляться. Ничего удивительного: националистическая пропаганда работает на полную катушку. Газеты, радио, телевидение зомбируют латышей ложью, что "плохие русские" грозят самому существованию латвийского государства - и многие на это покупаются. В действительности же местные русские требуют всего лишь должного: равноправия. Правительство недальновидно заявляет, что уступок не будет - и это при том, что латвийским русским отступать уж точно некуда. В самом крайнем случае, урегулирование ситуации станет международным.

ИА REGNUM: Кстати, до референдума представители "Родного языка" обнадеживали русскоязычных тем, что Евросоюз встревожен ситуацией в Латвии, и найдет способ надавить на ее правительство. Однако, пока незаметно, чтобы в Брюсселе уделили особое внимание здешним межнациональным проблемам...

По моей информации, в ЕС с большой опаской относятся к росту межнационального напряжения в Латвии. Но он по прежнему дает здешнему правительству возможность урегулировать проблему самостоятельно. Однако, тут многое зависит от самих латвийских русских - ограничатся ли они проведенным референдумом, или продолжат борьбу за свои права. Если продолжат, то Евросоюзу, волей-неволей, придется обратить на нас куда более пристальное внимание. Чем больше латвийские русские восстанут в защиту своих интересов, тем быстрее их интересы будут уважены, и Латвия повернется на курс благополучия для своих жителей.

ИА REGNUM: Однако, такое впечатление, будто русская община буквально "выжата" прошедшим референдумом - если судить по тому, как идет сбор подписей за права неграждан.

По итогам референдума русская община консолидирована и мобилизована. Идея о так называемом "нулевом" варианте гражданства очень живая и востребованная. Медленный темп сбора подписей за неграждан удивителен, но причины этого надо искать в недостатках организации данной акции.

ИА REGNUM: "Родной язык" многократно обвиняли в том, что его деятельность спонсируется Россией. Что можете сказать на это?

Референдум о введении двуязычия ознаменовал полный и очевидный провал двадцатилетней латвийской этнополитики. Либо надо признать, что межнациональные отношения строились неверно, либо подвергнуть сомнению сам референдум, выдавая его за российскую провокацию. Второе для правящих проще. Сбор подписей за русский язык осуществлялся на местные пожертвования, без какого-либо участия со стороны России. На самом деле, прошедший референдум был всецело внутренним делом латвийских русских. Никакие иностранные силы в нашу кампанию вовлечены не были.

ИА REGNUM: Кстати, если говорить о международных делах, то какой политики в них, по вашему мнению, должна придерживаться Латвия?

Оптимальной для Латвии была бы политика нейтралитета. Это окажется не только экономически выгодно, но и снимет межэтническоое напряжение среди населения - поскольку антироссийская риторика властей категорически неприемлема для огромной русской части населения страны. Нейтралитет во внешней политике позволит Латвии реализовать её экономический потенциал, как свободному месту пересечения интересов Запада и Востока.

ИА REGNUM: У вас нет опасений, что к вам и вашим коллегам в какой-то момент окажутся применены меры силового воздействия со стороны государства?

Угрозы жизни и здоровью со стороны государства не ощущаю. Пусть недоразвитые, но все же мы в Европе.. А любые серьёзные политически-мотивированные репрессии против активистов борьбы за равноправие лишь спровоцируют усиление данной борьбы и негодование среди людей. Волков бояться - в лес не ходить. Конечно, борьба за права нацменьшинств в условиях этнократического режима сопряжена с рядом сложностей, но покорно жить в условиях дискриминации гораздо труднее. Как говорится, права не дают - права берут. И своё мы намерены взять.