Одним из неурегулированных конфликтов, которые затрагивают вопросы европейской безопасности является бессарабско-приднестровский конфликт.

При экспертизе этого конфликта обычно используется инструментарий, схожий с используемым для оценки других "замороженных" конфликтов. Однако, в оценках степени конфликтности, как правило, происходит упущение важного исторического аспекта, касающегося создания так называемой Молдавской советской социалистической республики в 1940 году, на базе которой в 1991 году была провозглашена Республика Молдова. В 1940 году Бессарабия и Приднестровье были искусственным образом с многочисленными нарушениями законодательства СССР соединены в одно образование, которому был придан статус республики СССР (став при этом единственной из республик, не имевших подписанного формального договора с союзным центром).. За то время, пока существовала МССР, присутствовало и противостояние между элитами Кишинёва и Тирасполя. Если бессарабские элиты были в основном представлены высшим руководством Коммунистической партии МССР, то приднестровские элиты, состояли из директоров крупных предприятий с прямым подчинением Москве. События конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века, которые перевели скрытое противостояние в фазу конфликта, сначала политического, а затем и вооружённого, хотя и имели "внешние катализаторы", фактически, обнажили существовавшие противоречия и довели их до гипертрофированной формы.

Со времени окончания вооружённой фазы конфликта и размежевания сторон, на территории бывшей МССР фактически существуют два государства - бессарабское, именуемое Республика Молдова и приднестровское, именуемое ПМР. Особенностью бессарабско-приднестровского конфликта является также ситуация с политико-правовым статусом бессарабского государства - Республика Молдова. В Декларации о независимости, провозгласившей возникновение государства Республика Молдова, чётко отмечен незаконный характер искусственного соединения Бессарабии и Приднестровья, однако, тем не менее, Республика Молдова претендует на право осуществлять контроль за территорией Приднестровья также как и за территорией Бессарабии. И если число различных мер воздействия, к которым прибегали власти Республики Молдова для того, чтобы подавить Приднестровье и заставить его раствориться в составе РМ, было достаточно велико, то число приёмов, которые кишинёвские "реинтеграторы" использовали для обоснования своего права на контроль за территорией Приднестровья, является весьма ограниченным. Это происходит ввиду объективного отсутствия этих самых прав. В основном все "обоснования сводятся к отсылке к Конституции РМ, однако бессарабская Конституция сама находится в противоречии с Декларацией о независимости, а с юридической точки зрения Декларация о независимости является более приоритетным документом, так как она образует то или иное государство, которое в свою очередь может иметь и не одну Конституцию. Достаточно будет одного примера СССР, который за период своего существования сменил три Конституции.

За 20-летнюю историю существования государства Республика Молдова с момента прекращения вооружённой фазы бессарбско-приднестровского конфликта наибольшее стремление поставить под контроль Приднестровье Бессарабия демонстрировала в период нахождения у власти Владимира Воронина и партии коммунистов. Разнообразные меры по установлению экономической блокады Приднестровья сопровождались соответствующей пропагандистской шумихой, частью которой были и попытки обоснования права на контроль за территорией Приднестровья.

Одной из таких попыток стала антинаучная афёра по введению в оборот термина "многонациональный молдавский народ". С одной стороны, воронинская администрация знала, что за Прутом в Румынии проживает около 9 миллионов молдавских румын, именующих себя молдаванами, подразумевая под этим принадлежность к исторической области Румынии - Молдове. Также, согласно принадлежности к исторической области Румынии - Мунтении, местные румыны именуются мунтянами, Трансильвании (по румынски - Ардял) - арделянами, Добрудже - добруджанами и т.д. Таким образом, руководство партии коммунистов решило использовать термин "молдаване" не только для обозначения этнической группы, с одновременным противпоставлением терминов "молдаванин" - "румын", но и, понимая научную шаткость такой позиции, запустило другой "эксперимент", - стало использовать термин "молдаване" для обозначения всех национальных групп, проживающих в Республике Молдова.

Такой подход можно считать только отчасти верным в том смысле, что все проживающие в Бессарабии граждане разных национальностей являются гражданами государства, называющегося Республика Молдова, но никак не в каких-либо более широких смыслах. Ввод воронинской администрацией термина "многонациональный молдавский народ" преследовал собой также и цель показать мифические права на контроль за территорией Приднестровья, так как приднестровское государство называется Приднестровская Молдавская Республика.

Кроме введения в оборот такого термина, воронинская администрация также стала систематически искажать название государства Республика Молдова, начав последовательно именовать его просто Молдовой. Следует знать, что эти понятия отнюдь не являются тождественными. Государство Молдова прекратило своё существование в 1859 году, когда после объединения с Валахией было образована Румыния. Бессарабия тогда входила в состав Российской империи на правах губернии и при этом, что немаловажно, никаким образом с политико-правовой точки зрения не являлась каким-либо правопреемником княжества (господарства) Молдова. Более того, история не хранит ни одного документа, где бы Молдова оспаривала у России присоединение Бессарабии, произведённое в 1812-ом году. Да, существуют разные варианты трактования Бухарестского договора, по которому Османская Порта уступила Бессарабию России, так как ранее Истанбул отказался уступить территорию Бессарабии Польше, ссылаясь на то, что не распоряжается территорией своих вассалов, однако, даже, в случае, если султан и превысил свои полномочия, то со стороны собственно господарства Молдова не было никаких официальных акций протеста.

История государства Молдова закончилась в 1859-м году, с тех пор не существует и государства Молдова, которое со всеми своими четырьмя столицами - Байя, Сирет, Сучава и Яссы и духовным центром - монастырём Путна с его усыпальницей господарей стало частью Румынии. Существующее же на территории же Бессарабии государство Республика Молдова, площадь которого составляет примерно 35% от территории исторической Молдовы, не может именоваться Молдовой не только с политико-правовой точки зрения, не являясь правопреемником, но и с географической.

Собственно говоря, в Конституции Республики Молдова вообще отсутствует именование государства как "Молдова", в этом отношении её составители естественным образом не могли вставить в её текст неправомерный и некорректный термин. Для сравнения можно взять Конституцию России, где совершенно правильно отмечается, что "Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны". Прекрасно понимая как искусственность образования в 1940-м году МССР, так и известную политическую "эфемерность" провозглашённой в 1991-ом году Республики Молдова, воронинская администрация предпринимала попытки для своего рода легитимации формально признанного государства, но которое из крупных международных игроков естественным образом никто не рассматривает всерьёз. Одновременно ввод неправомерного термина преследовал собой цель создать предпосылки для его узаконивания после пресловутой "реинтеграции", когда воронинская администрация также планировала произвести изменения в государственной символике.

Кому-то может показаться несущественным аспект некорректного и неправомерного именования Республики Молдова "Молдовой", безусловно, есть инерционная сила, когда использование более короткого термина может показаться более удобным, однако для любого, кто разбирается в сути вопроса и ответственно относится к таким вещам, такой "бытовой" подход просто неприемлем. Однозначно неприемлемо и употребление этого термина в официальных документах, так как это просто автоматически делает их юридически несостоятельными. Так, например, на сайте представительства ОБСЕ в РМ написано что это представительство ОБСЕ в "Молдове". В случае, если такой же ляп есть и в официальных документах как самого представительства, так и, например, в документах недавно назначенного нового главы миссии Дженнифер Браш, то любой документ подписанный ею в таком качестве просто не будет иметь юридической силы и может быть легко оспорен в суде.

Кроме того, что по отношению к государству Республика Молдова неправомерно использоваться название "Молдова", следует отметить и явную некорректность, когда это государство называют страной. Различные значения понятий страна и государство являются фактом общеизвестным, если государство, - это политико-правовой термин, то страна, как правило, это термин историко-географический. Так, например, - Россия, - это страна, а государства на территории страны были разные, - Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация. Или например, Румыния, - это страна, на территории которой также были разные государства - Королевство Румыния, Социалистическая Республика Румыния, или же, как сейчас, название государства и страны совпадает. Но страны Республика Молдова, тем более -"Молдова" просто не существует, за исключением, возможно в представлениях какой-то части безграмотных граждан.

Бессарабская дипломатия в последнее время стала демонстрировать некоторые признаки реалистичного отношения в сфере урегулирования бессарабско-приднестровского конфликта, что, в принципе, является показателем более профессионального подхода, чем применялся ранее. Поскольку дипломатия обслуживает интересы государства с различных сферах, то было бы абсолютно нелишним, если бы министерство иностранных дел Республики Молдова разослало циркуляр как по посольствам государств, аккредитованных в РМ, так и по своим посольствам, находящимся в различных государствах, с убедительной рекомендацией не искажать название государства Республика Молдова. В любом случае это был бы шаг, направленный на грамотное и адекватное восприятие республики среди международных партнёров.