В Чувашии о птичьих правах заговорили не только орнитологи и биологи, но и любители птиц. Первым этапом стало создание в прошлом году любительского "птичьего" сайта "Фотогалерея Птицы Чувашии", где защитники пернатых взяли их под фотоприцел: сегодня виртуальная фотогалерея насчитывает 210 видов птиц из 274 зарегистрированных в республике. В перспективе планируется создать электронный журнал. От распространённых видов - шумных и давно ставших частью городского пейзажа ворон, воробьёв и галок - фотоохотники перешли к краснокнижным видам. О редких и исчезающих видах птиц рассказал ИА REGNUM Александр Яковлев - орнитолог, заместитель директора национального парка "Чаваш вармане" (Шемуршинский район), который собрал под своё крыло любителей птиц.

Фламинго. Красная книга России

ИА REGNUM: Поднимая тему краснокнижных птиц, первое, что сразу вспоминается - это неожиданный прилёт в 2009 году в Чувашию двух фламинго. Событие действительно резонансное. Это случайный залёт, или всё-таки в ближайшее время могут прилететь ещё?

Сразу скажу, что это не была пара. Одна взрослая птица, вторая - молодая, годовалая. Фламинго - это стайные животные. К сожалению, история умалчивает, как они сюда попали. А сама причина залёта всегда сложная, непонятная, запутанная, носит случайный характер. Но если исходить из истории, то в Поволжье такие случайные залёты бывают регулярно. Хотя, наверное, звучит странно. Залёты фламинго фиксировались в Ульяновской области, в Татарстане, в Нижегородской и Кировской областях, - одиночные особи, либо парами.

У истории с фламинго есть новые детали. Выяснилось, что в 2009 году они жили в Порецком районе около месяца, в июле-августе, там места для них очень хорошие, неглубокие водоёмы, можно кормиться рачками. При этом до того, как попасть в поле зрения специалистов, они жили там две недели: местные работники рыбхоза их видели, но информация никуда не уходила, так как они не знали, что это за птицы. История получила резонанс после того, когда один из орнитологов поехал туда по своим рабочим вопросам и случайно увидел птиц. Причём в тот же год в Татарстане также в двух точках были встречены фламинго. То есть год был характерный и как минимум четыре встречи были в Чувашии и Татарстане. И самое удивительное, что в том же году в июне под Новочебоксарском, на Биологических очистных сооружениях, также была встречена одиночная особь фламинго. Но про это мы узнали позже, когда началась шумиха по "порецким" фламинго. Тогда новочебоксарский школьник, который его увидел и сфотографировал, показал фотографии "непонятной" птицы, подумав, что это какая-то цапля и забыл, никому не показывал.

ИА REGNUM: Через год - новый уникальный залёт. Белоговые сипы, падальщики...

Да, в Марпосадском районе была замечена целая стая птиц, и это действительно уникальный залёт. Во-первых, потому, что это горная птица, она гнездится в основном, на Кавказе, Алтае, юге Урала. Были случаи за последние 50 лет, когда в соседних регионах появлялись одиночные сипы. Это довольно крупная хищная птица, при хороших попутных ветрах может залететь, но почти всегда это одиночный залёт. Но тут была целая стая - семь птиц! Они держались вместе, потом вместе улетели, но куда - тоже непонятно, больше никакой информации о встрече этой семерки не поступало, тишина по Чувашии и соседним регионам.

ИА REGNUM: Создаётся ощущение, что Чувашию необычные птицы-то особо не жалуют.

Таких резонансных краснокнижных залётов с тех пор пока не было, но то, что птицы не жалуют наш регион - это ложное впечатление. Мы каждый год фиксируем довольно интересные виды. В прошлом году создали свой специальный сайт, в его работу включилось большое количество фотографов. И такие встречи новых видов у нас участились. Это говорит о том, что такие редкие залёты бывают всегда, просто они остаются незамеченными. На самом деле, подобные залёты - вполне обычное явление, обычный процесс, просто его не всегда удаётся отследить в должной степени.

Например, в прошлом году выяснилось, что в 2008 году к нам залетал красноносый нырок, которого ранее в Чувашии не находили. Это южный, степной вид. В том же году прилетал короткохвостый поморник - северная тундровая птица. Это выяснилось из фотографий, которые прислали к нам на сайт только в прошлом году фотографы-любители. Мы чаще начали фиксировать встречи сибирских видов. Например, в прошлом и нынешнем году побывал длиннохвостый снегирь - ургаус, в этом году дважды встречали белокрылого клёста, нового вида для Чувашии.

Если крупные эффектные птицы, такие как фламинго, белоголовые сипы чаще обнаруживаются местным населением, то находки не менее интересных мелких видов зачастую остается незамеченными, пока информация не попадет к специалистам. А специалистов у нас в республике можно на пальцах одной руки пересчитать. Дело в том, что мы не профессиональные орнитологи, мы любители. Это больше для души. Для того, чтобы изучать птиц, мы берём отпуска, отгулы, проводим научные исследования практически за свой счёт. Хорошо, если какой-то грант выиграем.

А специальные научные исследования биоразнообразия, в данном случае птиц, в республике не проводятся. Подобные работы не проводятся ни в вузах, ни в НИИ, и финансовой поддержки со стороны госструктур нет. Все держится за счет любителей-энтузиастов.

ИА REGNUM: Какие краснокнижные птицы в Чувашии нуждаются в наибольшей защите?

В Красной книге, в зависимости от редкости, виды размещены в разных категориях. Одна из них - исчезнувшие виды, которых в Чувашии в последние 50 лет не встречены. К таким редким видам относится сокол-болобан. Есть факты, что почти 100 лет назад он гнездился в Чувашии. В настоящее время единственная случайная встреча одиночной птицы была в 2000 году. Браконьерство и соколиная охота привели к тому, что их практически не осталось.

Есть ещё очень красивая птица - чёрный аист, в последний раз о нём было слышно 60 лет назад. Мы изредка, может быть, раз в 20 лет, встречаем одиночного аиста, чаще на пролёте. Не исключено, что он у нас гнездится, но для этого надо проводить исследования, попасть в самые заповедные чащи, болота. Последняя засуха привела к тому, что многие озёра и болота высохли. Два года уже прошло, но они пока не восстановились. И это влияет на популяцию птиц, они улетают.

Простой пример - орёл-могильник, который гнездился в национальном парке "Чаваш вармане". Мы его гнездо нашли в 2005 году, пять лет он более-менее нормально гнездился, 1-2 птенца из гнезда ежегодно вылетали. В 2010 году была засуха, гнездование - неудачное, птенцов не было. Может быть, они погибли. В июне они уже улетели с гнездовой территории. В прошлом году пара тоже прилетела, держалась на своём гнездовом участке, но опять в конце июня птицы улетели, птенцов мы не видели. В чём причина, понять сложно. В этом году пара тоже прилетела, но пока они просто летают, кормятся, но активности, связанной с гнездованием, пока почему-то нет. Возможно, что-то им не нравится, возможно, природные условия, возможно, питание. Я могу лишь высказать свою версию: в 90-ые годы, когда люди держали много домашнего скота, из-за выпаса на лугах и полянах был невысокий травостой, в ней орёл легко мог поймать различных грызунов. Сейчас количество скота снизилось в десятки раз, эти пастбища просто зарастают. А в высокой траве мышей ловить - очень трудное занятие.

ИА REGNUM: А где ситуация не столь критическая, где численность краснокнижных птиц растёт и не вызывает значительных опасений?

В последние годы довольно сильно возросла численность кулика-сороки, который гнездится по песчаным пляжам в полуметре от воды, в основном на Суре. Это связано именно с нашей хозяйственной деятельностью. До экономической разрухи 90-х годов численность его была очень низкой, так как было активное судоходство и по реке ходили так называемые "калоши" - суда на воздушных подушках, которые выпускали большую волну. Эта большая волна размывала все берега вместе с кладками. Тогда на всю Суру, а это примерно 280 км по Чувашии, было около 30-40 пар. Когда судоходство прекратилось, начали восстанавливаться берега и косы, начали зарастать ивняком песчаные пляжи и для птиц, можно сказать, возникли идеальные условия, численность начала расти. По нашим учётам, сейчас около 200 пар гнездится на Суре. И если Чебоксарское водохранилище поднимут, то урон популяции может быть довольно значительным, так как практически до Шумерли Сура потеряет свои песчаные косы. Причём, по нашим данным, Сура является таким естественным резерватом, где идёт сохранение именно этого вида в Поволжье. Поэтому если гнездование на Суре как-то ухудшится, то это отразится на всей популяции. Кроме того, Сура ещё является заповедником и для краснокнижной малой крачки, чьи условия гнездования сходны с куликом-сорокой. Замечу, что оба вида включены в Красную книгу России.

ИА REGNUM: А вообще какая-то тенденция прослеживается в миграции тех или иных видов птиц?

Сейчас идёт очень интересный процесс - смещение южных видов на север. Последние 20 лет чётко видно, что на север расселяется группа видов, залёты или гнездование которых у нас были очень редки или вообще не были. Это большая поганка, шипун, орел-карлик, дроздовидная камышовка, ходулочник, большой баклан и другие. Возможно, это климатические изменения, а возможно, связано с хозяйственной деятельностью человека или внутрипопуляционными причинами. Скорее всего, здесь все взаимосвязано. Тот же самый лебедь-шипун, который у нас в Красной книге Чувашии, стал относительно привычной птицей. Замечу, что это родственник лебедей, которые плавают на заливе. Единственное, что на заливе не дикие, а одомашненные птицы.

Наиболее яркий пример - синица-ремез, он продвигается на север. Первое гнездование было найдено в Чувашии в 1986 году, сейчас этот вид встречается гораздо чаще. Причём он не только Чувашию "захватил", но и идёт на север, уже дошёл до Кировской области и Удмуртии, там его тоже не было. Численность сейчас увеличивается, но всё равно его пока не так много, включен в Красную книгу республики. Он необычен тем, что делает гнёзда, напоминающие варежки, из рогоза и ивового пуха. Причём делает сразу 4-5 гнёзд для привлечения самок, при этом часто только одно настоящее, остальные - холостые. Как только самка принимает гнездо и начинает откладывать яйца, он строит новые гнёзда, начинает завлекать новых самок. Там бывает такая "Санта-Барбара"! Бывает, что может к соседу-самочке прилететь, пока самец куда-то улетает. Или залетает в чужое гнездо, разоряет яйца, чтобы самку освободить и потом к себе заманить. Интересный факт: в Удмуртии проводили анализ ДНК одного из семейств, так там вообще пришли к выводу, что самец является отцом только небольшого числа рождённых в его гнёздах птенцов.

Фотографии Александра Яковлева.

Комментарии к фото Александра Яковлева, также использованны данные из Красной книги Чувашии.