Что касается проекта постановления правительства Литвы (обнародовано 16 мая 2012 года), в котором предлагается сформировать комиссию для подготовки переговорных положений и плана действий, чтобы добиться от России компенсации ущерба от «советской оккупации» Литвы, то необходимо понимать, что документ — отнюдь не дежурное камлание правых Литвы, но имеет четко определенные цели.

stamppost.ru

Во-первых. В Литве — предвыборный период. Консерваторы теряют электоральные позиции. То, на чем можно легко мобилизовать свой электорат, — это «российская угроза». Если угрозы не получается выдумать в сегодняшнем дне, то обращаются к «страданиям литовского народа» в прошлом. Тема «оккупации» и получения контрибуции с России позволяет в националистических мозгах сформулировать ответ на вопрос, «почему мы так плохо живем сейчас?» Ответ — была «оккупация», а вот когда мы получим денег за неё с России, тогда и наступит благоденствие. Кроме того, консерваторам жизненно необходимо перед выборами продемонстрировать хоть какой-то прогресс в этом вопросе. После референдума о законодательном оформлении требования денег с современной России никаких действий с правовыми последствиями больше не было. Сейчас же на вопрос: «а что делали правые для того, что бы выбить из России деньги», у премьер-министра Литвы Кубилюса есть ответ.

Во-вторых. Термин «оккупация» все больше и больше вводится не только в общественно-политический лексикон, но и в юридический. Не важно, что вопрос «оккупации» с юридической точки зрения малодоказуем. А если кто-то и попробует это сделать, то Литву ждет правовая неразбериха. Дипломы, свидетельства о браке и рождении детей, абсолютно все государственные бумаги, которые выдавались в ЛитССР, надо признать незаконными, так как они были актами «оккупационного государства». Видимо, понимая это, вопрос «оккупации» и не собираются доказывать. Сознательно максимально широко и бездоказательно внедряя этот термин, «оккупацию» делают знанием «a priori». Следующее поколение политиков будет обращаться к нему, как к вполне доказанному, поскольку этот термин присутствует уже везде.

В-третьих. Данное постановление, без сомнения, еще и внешнеполитический акт. Литовское правительство сознательно показывает современной России её место и роль на международной арене. «Храбрая Литва» не боится подчеркивать свое «моральное» превосходство над Россией, зная, что в ответ будет либо вялая реакция российского МИДа, либо её вообще не будет. Экономических санкций также не последует. Кроме морального удовлетворения, правящая элита преследует и еще одну цель: продажа себя как ценного, храброго союзника в борьбе с Россией на международном уровне. И опять-таки термин «оккупация» лишний раз вводится в том числе и в правовой оборот на международном уровне.

Постановление еще раз подчёркивает, что любые попытки вести с нынешним правящим классом Литвы «разумный диалог» бесперспективны. Все логичные и аргументированно выстроенные доказательства будут разбиваться о простую конструкцию — «это все кремлёвская пропаганда». И это касается как политики, так и экономики. Аргумент «сам дурак» пока еще никому не удавалось переспорить.