США и Казахстан рассматривают идею расширения объемов грузоперевозок военного назначения из Афганистана и обратно по территории Казахстана. Центральным пунктом консультаций по этому вопросу стал каспийский порт Актау. Об этом пишет портал EurasiaNet.org.

По данным издания, казахстанские власти желают превратить Актау в один из крупнейших в регионе транзитных узлов за счет расширения порта, увеличения пропускной способности аэропорта по количеству грузовых перевозок и сооружения новых железнодорожных линий в Туркменистан и Иран. Кроме того, власти намереваются интегрировать свои планы в отношении Актау в продвигаемую США стратегию "Нового Шелкового пути", направленную на создание региональной транзитной сети "с целью стабилизации ситуации в Афганистане после вывода оттуда американских и натовских войск".

Как отметил в интервью изданию Биржан Канешев, заместитель акима (губернатора - прим. ИА REGNUM) Мангистауской области, административным центром которой является Актау, средство достижения поставленной цели руководство Казахстана видит в военном сотрудничестве с США в рамках функционирования Северной сети поставок (ССП). "Это хорошая возможность для американских военных транспортировать свои грузы через наш порт и аэропорт...А мы приобретем хороший опыт в организации мультимодальных транспортных перевозок, которые мы пока не практиковали в Казахстане, - отметил чиновник. - Это прекрасный способ создать совместные предприятия с американской стороной, с логистическими компаниями, и приобрести опыт в данной сфере. Они могут передать опыт и технологии, создать системы информационных технологий, обучить персонал".

По мнению казахстанских чиновников, Актау для НАТО более удачная альтернатива транзитному узлу в российском Ульяновске. "Кратчайший путь в Европу (из Афганистана - прим.ред.) лежит через Актау, - заметил Канешев. - До Ульяновска далеко"; используя же Актау, США "смогут сэкономить массу денег".

Официальный представитель МИД Казахстана отказался прокомментировать изданию вопрос, касающийся непосредственно переговоров по Актау. Однако ведомство предоставило EurasiaNet.org заявление, в котором говорится: "За период 2009-2011 гг. из США и Европы через порт Актау в Афганистан было отправлено 15430 контейнеров, т.е. большая часть грузов, транспортируемых по ССП".

"Казахстан готов внести свою лепту в реализацию инициативы "Нового Шелкового пути" в виде новых проектов. Одним из таких проектов является создание Транспортно-логистического центра (ТЛЦ) в морском порту Актау, - говорится далее в заявлении. - Он может стать составной частью маршрута Казахстан-Туркменистан-Афганистан в составе "Нового Шелкового пути", связывающего Центральную и Южную Азию".

Автор материала приводит свои соображения по вопросу ССП: "Пентагоновские стратеги активно изыскивают возможности расширения своих альтернатив в рамках ССП, поскольку проблемы с организацией транзита по территории Пакистана и, в меньшей степени, Узбекистана, уже привели к задержкам и приостановкам в работе существующих транзитных маршрутов. Среди рассматриваемых вариантов - потенциальное обустройство транзитных узлов в России и Индии. Учитывая географический фактор и ненадежность участия Узбекистана в работе ССП, можно предположить, что увеличение количества грузов, транспортируемых через Актау, будет означать увеличение транзита в Афганистан по территории Туркменистана".

Однако пока американские должностные лица не дали изданию комментариев по поводу своих консультаций с Казахстаном о транзите по ССП. "Мы стремимся вести переговоры со всеми правительствами региона о возможностях и вариантах, расширяющих для США и союзников возможности транзита и транспортировки грузов в Афганистан и обратно, в число которых входит и Актау", - отметил в интервью порталу военный атташе посольства США в Астане полковник ВС США Роберт Тимм.

"Они планируют развивать у себя данный мультимодальный транзитный центр, - добавил он. - Поскольку эти планы создают для нас определенные возможности, мы заинтересованы изучить данный вопрос".

Далее издание пишет: "Американские дипломаты давно, еще до создания ССП, усмотрели наличие потенциала в Актау. Одна из обнародованных Wikileaks дипломатических депеш от 2009 года называлась "Стратегическое значение морского порта Актау". В другой, от 2008 года, роль Актау на "Новом Шелковом пути" сравнивалась с ролью Самарканда на древнем Шелковом пути: "По сравнению с Алматой и Астаной Актау пока еще сонный городок. Однако он располагает значительным потенциалом роста, особенно когда нефть Тенгизского и Кашаганского месторождений пойдет на Запад. Казахстан видит в Актау потенциальную "столицу" Каспийского региона, транспортный узел, центр регионального сотрудничества в сфере образования и даже туризма. Если транскаспийский маршрут - это новый Шелковый путь для Центральной Азии, то Актау вполне может стать его Самаркандом".

В то время, пока Казахстан и Россия торгуются, Исламабад, по мнению директора Бюро стратегических коммуникаций Дмитрия Поликанова, изложенному в газете "Коммерсант" от 18.05.2012, "завершает бодаться с США, улаживает коммерческие вопросы и возобновляет транзит. Россия же получает четкий сигнал, что свет на ней клином не сошелся".

Отметим, что концепция "Нового Шелкового пути" возникла в конце 2009 года, когда над ней начала работать группа политических и военных советников, анализировавших возможные сценарии вокруг дальнейшей судьбы Северной распределительной сети (СРС) после ухода США и НАТО из Афганистана. Как отмечал в своей статье "Терроризм и наркота: в Москву едет командующий ВС США и НАТО в Европе" на ИА REGNUM эксперт Александр Чайковский, этот проект является вторым шагом после создания "Северной сети" доставки грузов в Афганистан для освоения транзитных государств и установления контроля над ними. Концепцию проекта "Нового Шелкового пути" вместе с военными и спецслужбами разрабатывает вашингтонский Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies, CSIS). Согласно докладу CSIS, "Новый Шелковый путь" - это трансконтинентальная торговая сеть, полностью покрывающая евразийское пространство, которая зафиксирует присутствие экономических интересов США, утвердит успех противоповстанческой кампании в Афганистане и предотвратит обратное развитие, тем самым реализуя широкие стратегические цели США. О России в концепции сказано отдельно: "Современный шёлковый путь подорвёт экспортную монополию России и обеспечит доступ к жаждущим новым рынкам Китая, Индии и Пакистана".