После парламентских выборов 6 мая в Армении наиболее обсуждаемым вопросом в местных СМИ и околополитических кругах стала проблема формирования новой коалиции Республиканской партии Армении (РПА) с партией "Процветающая Армения" (ППА).

Хотя РПА контролирует в Национальном собрании 70 мандатов из 131-го и в коалиции, по идее, нужды не испытывает, а ППА имеет вдвое меньше мест, стремление заключить коалиционное соглашение со стороны правящей партии очевидно. Но, вопреки ожиданиям и тому очевидному факту, что любой олигарх (лидером ППА является крупный бизнесмен Гагик Царукян) сам должен стремиться к продолжению сотрудничества с правящей силой, поскольку уход в оппозиционное поле для крупного предпринимателя - это нонсенс по определению, ППА не спешит входить в альянс с РПА - партией президента страны Сержа Саргсяна.

Многие наблюдатели в этой связи утверждают, что камнем преткновения в ведущихся напряженных переговорах стал вопрос о кандидатуре премьер-министра. Якобы, Царукян считает, что нынешняя экономическая политика правительства показала свою несостоятельность и должна быть изменена, поэтому лоббирует кандидатуру "своего ставленника", в крайнем случае - "компромиссную фигуру" экс-спикера Овика Абрамяна, который, заметим, является сватом олигарха (ничего себе компромисс!), но при этом состоит на ведущих позициях в правящей РПА. Разумеется, олигарх может иметь собственные взгляды на проводимую премьер-министром Тиграном Саркисяном и его командой экономическую политику (при которой, заметим, его бизнес развивался вполне успешно), но совершенно непонятно, почему партия, получившая в парламенте вдвое меньше мест, чем победитель выборов, должна претендовать на пост главы правительства. Обычно так вопрос ставить не принято.

На самом деле, проблема выглядит намного серьезнее. Основным условием заключения коалиционного соглашения с ППА является для республиканцев получение обязательства со стороны Царукяна о безоговорочной поддержке кандидатуры Сержа Саргсяна на предстоящих в феврале будущего года президентских выборах. И, насколько можно понять, именно такого согласия добиться от олигарха пока не удаётся. Это также выглядело бы, мягко говоря, странно, если бы не тот факт, что реальным руководителем ППА является не столько сам Царукян, сколько создатель этой партии - второй президент республики Роберт Кочарян. Именно отсутствие определенных договоренностей между Кочаряном и Саргсяном, судя по ряду признаков, и препятствует возникновению новой коалиции.

По сведениям из кругов, близких к структурам власти, Роберт Кочарян готов "дать отмашку" на создание коалиции, однако лишь в том случае, если сам он - в ближайшее время или, по крайней мере, до конца нынешнего года, будет назначен премьер-министром. Этот сценарий, напомним, прогнозировался экспертами ИА REGNUM еще до парламентских выборов, приведших к описываемой ситуации. Согласия на это РПА пока не даёт, и в этом состоит суть возникшей коллизии.

Очевидно, что позиция Гагика Царукяна и стоящего за его спиной Роберта Кочаряна должна иметь очень существенные обоснования - иначе непонятны как их настойчивость, так и стремление РПА непременно достичь коалиционного формата с ППА.

Предполагается, что речь может идти о негласной, но существенной поддержке, которая оказывается Кочаряну Москвой. И дело, конечно, не только в "хороших личных отношениях" второго президента Армении с главой российского государства Владимиром Путиным, на что сам Кочарян прозрачно намекнул в одном из своих недавних интервью. Вполне допустимо, что в Кремле не понимают индифферентной позиции официального Еревана относительно планов Путина по формированию Евразийского союза. Оставаясь активным участником ОДКБ, имея на своей территории российскую военную базу и постоянно подчеркивая стратегический характер армяно-российского военно-политического союза, Армения одновременно декларирует "европейский вектор" своей внешней политики. И не только декларирует. Ереван устами премьер-министра Тиграна Саркисяна не раз давал ясно понять, что, имея статус наблюдателя в ЕврАзЭс, вступать в эту структуру пока не собирается - разве что на "особых условиях". Нет стремления и ко вступлению в Таможенный союз. Это объясняется отсутствием общей сухопутной границы с государствами ТС. Однако с Евросоюзом у Армении также нет общей границы, однако переговоры о создании Зоны свободной торговли, облегчении визового режима и реадмиссии проходят достаточно активно и, если судить по официальным сообщениям, успешно. Кстати, указанные переговоры ведутся в рамках программы "Восточное партнерство", результатом чего в перспективе должно стать соглашение об ассоциации с ЕС.

Весьма примечательна в данном внешнеполитическом контексте и внезапная "медийная" активность действующего премьер-министра. 16 мая газета "Ведомости" опубликовала его интервью с красноречивым заголовком "Армения смотрит на Европу". Но важно не столько это, а то, что за день до этого президент страны Серж Саргсян в рамках рабочего визита в Москву, где он участвовал в неформальном саммите СНГ и заседании глав государств ОДКБ, встречался с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, который заявил, что Российская Федерация будет "всемерно способствовать поступательному развитию Армении", которая, напомним, "смотрит на Европу". Не исключено также и то, что посредством вышеуказанного интервью премьер-министра Тиграна Саркисяна, Ереван по факту озвучил свой принципиальный месседж Москве и лично Путину, который воздержался от двусторонней встречи с армянским президентом на высшем уровне.

Между тем, партия "Процветающая Армения" является последовательной сторонницей вступления республики в Евразийский союз, о чем не раз публично говорил Гагик Царукян. Более того, есть основания полагать, что именно в силу "пророссийского крена" ППА (в отличие, заметим, от РПА) не была принята в нынешнем году в состав Европейской народной партии, причем соответствующую заявку партии в ЕПА, по всей видимости, и рассматривать не стали. Более того, когда незадолго до парламентских выборов ППА организовала в армянском курортном местечке Цахкадзор мероприятие в поддержку евразийской идеи, и Гагик Царукян зачитал с трибуны форума приветствие Владимира Путина его участникам, этот факт был освещен в местных СМИ весьма и весьма скупо.

Есть и косвенные свидетельства того, что формированию коалиции мешает именно разность подходов ко внешнеполитическим приоритетам.

Как известно, некоторые партии после выборов покинули оппозиционный Армянский национальный конгресс (АНК), руководимый первым президентом Левоном Тер-Петросяном. Причина, как выясняется, далеко не только в слабых электоральных показателях АНК, едва сумевшего преодолеть 7-процентный барьер. Как заявил лидер первой вышедшей из состава АНК партии "Республика" Арам Саркисян, руководимая им политсила не согласна с "пророссийской ориентацией конгресса". Это признание очень хорошо объясняет, почему Левон Тер-Петросян, ранее де-факто поддерживавший Сержа Саргсяна, вступивший с ним в "цивилизованный диалог" и практически пожертвовавший ради этого заметной частью своего электората, резко изменил подходы. Так, если раньше Тер-Петросян был категорически против возвращения на политическую арену Роберта Кочаряна, то теперь очень ясно дал понять, что готов к альянсу с его "Процветающей Арменией". Заявление руководителя "Республики" объясняет причину столь резких и загадочных, на первый взгляд, перемен в "генеральной линии" АНК.

Так или иначе, времени для публичного оглашения позиций остается всё меньше. Возможно, всё прояснится 24 мая на очередном заседании исполнительного органа РПА. Думается, какой-то формат сотрудничества между партиями будет сохранен - если не в форме очередного коалиционного меморандума, то хотя бы некоего соглашения, в результате которого ППА получит, в дополнение к уже ею контролируемым, еще 1-2 министерских и (или) губернаторских поста. Полный и окончательный отказ от сотрудничества с правящей партией и переход Царукяна на поле оппозиции всё же крайне трудно себе представить. Однако полностью интрига исчезнет лишь в том случае, если при этом будет заявлено о поддержке кандидатуры Сержа Саргсяна на февральских выборах президента. Это, заметим, также не исключено. Но лишь время покажет, станет ли ценой такого согласия должность премьер-министра. РПА, повторим, подобному развитию событий активно противится.

Поэтому, в конечном итоге, не исключен компромиссный вариант, который может состоять в том, что кресло главы правительства займет, "относительно нейтральная" фигура. Например, считающийся пророссийским деятелем экс-мэр Еревана, замдиректора "Газпромбанка" Карен Карапетян. Возможно, подобный расклад временно устроил бы основных действующих лиц и исполнителей как на внутриполитической сцене республики, так и за её пределами.

Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)