Румыния - Россия: "Патологический страх перед русскими уже стал аксиомой нашей внешней политики". Румыния - Молдавия - Приднестровье: "Москва не собирается ждать сложа руки, в то время как Молдавия при помощи ЕС готовится поглотить Приднестровье".

Румыния - Россия: "Патологический страх перед русскими уже стал аксиомой нашей внешней политики"

Изображения Владимира Путина, едущего во главе своей официальной колонны по пустынным улицам Москвы по направлению к Кремлю, где его ожидала третья коронация, обошли весь мир, пишет Ziare.com. Дерзкая затея в прямом смысле этого слова. Экстремальное проявление человека, который, вероятно, на данный момент обладает наибольшей властью в мире. Образ Путина, которого везут по Москве, словно святые мощи Православной Церкви, наверняка бросал в дрожь тех, кто наблюдал за ним. В этом было что-то неестественное, нечеловеческое. Колонна, которая сопровождала Путина к Красной площади, пересекала огромные улицы, освобожденные и вычищенные до последнего человечка, в то время как она снималась десятками камер на каждой улице и со всех возможных сторон. Фильм в несколько десятков минут был сделан с целью прославления самого влиятельного лидера Востока. Путин потратил миллионы долларов на это шоу, он буквально выскоблил Москву до последнего жителя, предоставив им несколько свободных дней и запретил выходить из дома во время марша, и сделал передачу этого события в прямом эфире, чтобы даже самый последний лидер в мире понял, какую власть он сосредоточил в своей стране.

Поскольку он позаботился о том, чтобы построить себе систему, и поскольку он пришёл чтобы продолжить традиции царей Великой Руси, а наши восточные соседи имеют большую слабость в виде преклонения перед великими историческими личностями, то в таких условиях Путину не сложно было добиться успеха, продолжает Ziare.com. Имеющий столь же неземные амбиции, сколь неземной была странность образов продвижения Путина по пустынной Москве, он, прежде всего, "очень компетентный человек", как заявил о Путине новый министр иностранных дел Румынии - Андрей Марга. И, конечно, новоиспечённый министр прав - "Путин, человек очень компетентный, было бы хорошо, чтобы европейские и наши лидеры были бы столь же компетентными", отметил Андрей Марга. Он также был прав, когда сказал, что отношения между Румынией и Россией основываются на огромном количестве соглашений, пылящихся на полках, и таком же количестве предрассудков с обеих сторон. Мы похожи больше, чем нам бы этого хотелось, на потомков матушки-России, чтобы не пытаться сильнее сблизиться и возобновить с ними цивилизованный диалог.

Уж не надеется ли Марга так подогреть румыно-русские отношения, чтобы Путин, не дай Бог, улыбнулся в сторону Румынии, и давал нам газ подешевле и, возможно, даже остатки румынского золотого запаса, признанного потерянным даже нами самими (Румынский золотой запас был передан на хранение Российской империи в декабре 1916 года, после того как в августе того же года Румыния вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты, и ее территория была оккупирована Германией и ее союзниками. В 1918 году Румыния оккупировала Бессарабию, и вопрос возвращения "румынского золота" увязывался правительством СССР непосредственно с прекращением оккупации Бессарабии. В 1940 году Бессарабия была включена в состав Молдавской ССР, но уже в 1941 году Румыния совместно с гитлеровской Германией оккупировала территорию СССР. По Парижскому мирному договору 1947 года Румынию обязали выплатить СССР репарации на сумму $300 млн, что составляло лишь пятую часть реального ущерба, нанесенного Румынией Советскому Союзу за период оккупации. Но после установления в Румынии коммунистического режима в том же 1947 году, репарации были отменены, а в 1956 году по решению Никиты Хрущева часть румынских ценностей была возвращена в качестве жеста доброй воли. Пришедший в 1965 году к власти в Румынии Николае Чаушеску потребовал вернуть оставшееся золото, на что получил отказ, мотивированный тем, что долги Румынии, в том числе и в рамках Организации Варшавского договора, значительно превышают стоимость оставшегося в СССР румынского золотого запаса. В 1997 году Румыния вновь подняла вопрос о возвращении золотого запаса, который до сих пор является одним из препятствий для установления нормальных российско-румынских отношений - прим. ИА REGNUM), пишет Ziare.com. До тех пор, однако, восточный кумир профессора Марги больше похож на Муссолини со всей его компетентностью, чем Траян Бэсеску (в ходе своей речи по случаю назначения на должность главы МИД Андрей Марга заявил, что в своих действиях в области государственного строительства и экономики президент Бэсеску похож на Муссолини - прим. ИА REGNUM) с день изо дня подтверждаемым им дилетантством. А вот что касается высказывания своего восхищения Путиным в тот самый день, когда человек инсценирует один из самых зловещих спектаклей, увиденных на улицах Москвы в последние годы свободы, то оно свидетельствует о сильной интеллектуальной проблеме. Ирония судьбы заключается в том, что в тот же день, поздно вечером, ему пришлось жать руку этому современному Муссолини, которого, вероятно, из-за его некомпетентности, новому правительственному большинству Румынии осталось только поставить в угол. Что ж, будем учиться быть такими же компетентными, как Путин. Тогда у нас будет шанс удивить весь мир, подводит итог издание.

Почти через десять лет после принятия Румынии в НАТО по-прежнему присутствуют заинтересованные лица, особенно среди местных политических и экономических элит, которые полагаются на влияние Москвы, пишет Romania Libera. Их можно легко вычислить, начиная с мелочей и заканчивая актами их полного повиновения. Первым шагом лидеров Социал-либерального альянса, ярко демонстрирующим направление внешней и экономической политик, стало предложение по введению моратория на разведку, даже не на добычу, месторождений сланцевого газа, проводимых американской компанией Chevron. Таким образом, новые власти отмахнулись от декларации о стратегическом партнерстве в ХХI веке между Румынией и США, в которой чётко отмечено сотрудничество в области энергетики и изучении альтернативных источников энергии, в том числе сланцевого газа. Для правительства левых гораздо важнее, и об этом свидетельствует новейшая история Румынии, долгосрочные контракты с "Газпромом", осуществляемые через посредников, чтобы "шустрые ребята" могли побольше заработать, независимо от языка, на котором они говорят, и уж совсем их не волнует поиск решений для получения большей независимости от такой страны, как Россия.

Постоянные сравнения с энергетической политикой Германии, которая подключилась к трубопроводам "Газпрома" 40 лет назад без страха подчинения внутренней политики интересам Москвы, весьма любопытны, однако, бесполезны, продолжает Romania Libera. В отличие от Германии, Румыния находится в непосредственной близости с Россией, не является великой державой и не сформировала исторических отношений, основанных на принципе равенства с Москвой, несмотря на пересечение наших дорог с бывшей империей. Отказ крупной американской компании, в качестве первого жеста правительства Понты, является зловещим, по крайней мере, символически, особенно, когда это действие следует за хвалебной речью в адрес лидера Кремля, сделанной новым главой румынской дипломатии.

Экстравагантные заявления министра иностранных дел Андрея Марги, который в выступлении по случаю своего назначения подал чёткий сигнал подчинения перед Россией, обнажают не только его несостоятельность, но и его сокровенное верование и искреннее восхищение Владимиром Путиным, бывшим офицером КГБ, ставшим фигурой, провиденциально способной вернуть России власть, которая была у СССР, пишет Romania Libera. В тот же день, когда новый министр иностранных дел Румынии говорил о "компетентности" Путина, российский президент, в третий раз пришедший в Кремль с помпезностью, достойной царей прошлых веков, издал указ "О мерах по реализации внешнеполитического курса России". В числе положений этого указа отмечено создание Евразийского экономического союза к 1 января 2015, куда приглашены все бывшие советские республики, в качестве противовеса Европейскому союзу, и который, по мнению ряда западных экспертов, является проектом по восстановлению СССР при использовании современных рычагов глобализации и классического энергетического прессинга в сочетании с банальными угрозами, часто используемыми Москвой в дипломатических отношениях со своими непосредственными соседями. Власть России может стать игрой с положительной суммой, но, в то же время, остервенелое упорство Москвы посредством экономической власти вновь занять пространство, утерянное после 1989 года, является очевидной реальностью.

Румыния не находится под угрозой отказа от евроатлантической политики в институциональном смысле, а Виктор Понта был вынужден подчеркнуть, что нашими ключевыми партнерами остаются ЕС, НАТО и США, продолжает Romania Libera. Однако, борьба за сдвижение курса на Восток проглядывается между строк в программе правительства, в которой предусмотрен вывод из игры крупной американской компании, а также в невинных речах министра иностранных дел, но особенно из под полы, где ещё ведутся ожесточённые битвы между прозападным лагерем и анахроническими группами, прочно засевшими в экономической и политической реальности современной Румынии. Большой ставкой не обязательно является отрыв Бухареста от всё более ослабленных институтов ЕС и НАТО, но получение влияние во власти теми, кто разыгрывает другую карту, больших и быстрых инвестиций, которые могут влиться из Китая через парадную дверь и через чёрный ход от российских олигархов, направленных Путиным на линию фронта в войне по захвату стран Восточной Европы, подводит итог издание.

В комиссии по внешней политике парламента Румынии Андрей Марга выразил открытость в том, что касается нормализации отношений с Россией и улучшения таковых с Китаем, пишет Evenimentul Zilei. Вся Западная Европа, а также Соединенные Штаты, наладили жизнеспособные экономические и стратегические связи с Москвой и Пекином. Румыния вносит диссонанс в рамках НАТО и ЕС холодностью своих отношений с Россией и атрофичностью отношений с Китаем. Новые друзья России полагают, что новая европейская конструкция не может существовать без России, а взвешенный подход пойдёт только на пользу нашей стране. Они утверждают, что, по сути, русофобия является губительной и уходит своими корнями в антисоветскость режима Чаушеску. Идеи некоторых американских правительственных кругов, которые привели к оранжевым революциям и в долгосрочной перспективе могут быть вредоносны для европейских стран, очарованных Дядей Сэмом.

Пока что румынское общество безвозвратно разделено между теми, кто испытывает русофобские чувства и теми, кто желает открытости, делая ставки на "реальную политику", продолжает Evenimentul Zilei. Патологический страх перед русскими уже стал аксиомой нашей внешней политики. Румыны страдают от русофобии уже очень давно, как бы она ни проявлялась в течение этого времени: в виде антицаризма, антибольшевизма, антисоветизма. Идея профессора Марги далеко не плоха, она отлично вписывается в европейское, мировое течение. Но, к сожалению, ей не суждено было стать предметом общественного обсуждения, поскольку новый министр иностранных дел утоп в совершенно непотребных скандалах!

Серьёзным промахом нового министра стало сравнение Бэсеску с Муссолини, пишет Evenimentul Zilei. Очевидно, это и стало шагом к обсуждениям вроде "катастрофа внешней политики", а также о неспособности Марги управлять Министерством иностранных дел Румынии. Трудно сказать, обладает ли Андрей Марга качествами, достаточными для управления этим министерством, однако, его речь по случаю своего назначения стала ярким примером того, как язык твой может стать врагом твоим. Однако, другое дело дебаты и попытки проанализировать суть проблемы. Какой должна быть внешняя политика Румынии? Как бы там ни было, но с Россией надо что-то делать! Мы не можем позволить себе бесконечно быть в отношениях замороженного конфликта с Россией, в то время, как другие делают с ней большие деньги. Пока другие делают с Кремлем сенсационные сделки, мы, задрав нос, пренебрегаем этим! Однако, главное не это. Важно и существенно то, что он понял, или его мидовкие коллеги ему доходчиво объяснили, что мы должны направить свой взор в сторону Пекина и Москвы! - подводит итог издание.

Румыния - Молдавия - Приднестровье: "Москва не собирается ждать сложа руки, в то время как Молдавия при помощи ЕС готовится поглотить Приднестровье"

За последние полгода атмосфера в треугольнике Румыния - Россия - Молдавия заметно оживилась, пишет Contributors.ro. Россия претерпела передачу власти более турбулентно, чем первоначально предполагалось. Путин вернулся в Кремль, но Россия уже совсем не та, что в 2004 или 2008 году. Пробудившейся от летаргии средний класс более не удовлетворен ростом ВВП, а желает качественных изменений. Приднестровье избрало другого лидера, впервые за 20 лет. Фактически, Приднестровье оставалось последним сепаратистским регионом на постсоветском пространстве, в котором до 2011 года не произошло смены власти. В Румынии сменилось два правительства, и в Яссах состоялось первое совместное заседание правительств Молдавии и Румынии. Наконец, сага о "выборах президента" в Молдавии получила счастливую развязку не без участия депутатов, которые отделились от Коммунистической партии. Естественно, эти события оставили свой отпечаток в приднестровском вопросе и европейских устремлениях Молдавии.

Изменения в Приднестровье налицо, продолжает Contributors.ro. Новый лидер быстро консолидировал власть. Шевчук массово обновил административный аппарат (средний возраст снизился до порядка 35 лет), руководил преобразованием движения "Возрождение" в пропрезидентскую политическую силу, попытался сменить генерального прокурора и пошёл на сотрудничество с властями России в расследовании уголовного дела против сына бывшего лидера Приднестровья Игоря Смирнова. Несмотря на то, что Шевчук вновь подтвердил важность партнерства с Россией, он всё же значительно сократил дискурс "осажденной крепости" и принял конструктивную позицию по отношению к Молдавии. За короткое время был предпринят ряд встреч Филат-Шевчук, завершившихся деблокацией железнодорожных грузовых перевозок через Приднестровье. Также, после трех раундов официальных переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) стороны пришли к согласию относительно принципов переговоров и повестки дня. Есть определённые причины, которые объясняют более конструктивное отношение Тирасполя не только к Молдавии, но и к ЕС: тяжелое экономическое положение; внутренняя повестка Шевчука, сконцентрированная на развитии, борьбе с коррупцией, сокращении бедности; присутствие на европейском рынке (от 40 до 50% экспорта направлены в ЕС); прагматичное отношение Молдавии; предложение ЕС об увеличении бюджета на принятие мер по укреплению доверия (12 миллионов € выделено до 2015 года), предпринимаемых Тирасполем, как еще один источник для внутреннего развития. Хотя прогресс на техническом уровне вполне возможен, все же нереально ожидать от Приднестровья в обозримом будущем отказа от дискурса о независимости. Однако, в условиях, когда Приднестровью приходится все больше балансировать между Россией и ЕС, шансы Молдавии в том, что касается умножения связей и сотрудничества между двумя берегами, значительно возрастают. В свою очередь, это может заложить основу новой формулы реинтеграции страны в долгосрочной перспективе.

Несмотря на жесткую конкуренцию внутри правящего альянса, Молдавия продолжает сближаться с ЕС, пишет Contributors.ro. Переговоры по Соглашению об ассоциации практически завершены и начаты переговоры по Созданию зоны всеобъемлющей и глубокой свободной торговли. Кроме того, Молдавия добилась секторных прогрессов: она находится на пороге вступления в Единое воздушное пространство (соглашение достигнуто, но пока еще не подписано по причине внутренних процедур ЕС), первый этап по реализации плана действий по либерализации визового режима находится на последней стометровке (два оставшихся закона на стадии принятия). ЕС ответил удвоением своей поддержки для Молдавии: увеличил финансовую помощь для реформ важнейших секторов (например, энергетического или судебного) и на стратегические проекты (газопровод Унгены-Яссы), продлил мандат Миссии EUBAM до 2015 года, поощряет прямой диалог между Кишиневом и Тирасполем, включил Приднестровье в еврорегион "Днестр" (что предполагает сотрудничество на местном уровне между Украиной и Молдавией) и предложил принять участие в качестве наблюдателя в переговорах по Созданию зоны свободной всеобъемлющей и глубокой торговли (приднестровские представители приняли участие в первом раунде), возобновление официальных переговоров в формате "5+2". Чтобы воспользоваться всеми преимуществами этой поддержки в ближайшие годы Молдавия должна сосредоточиться на внедрении реформ. Только реформированная Молдавия будет более привлекательной для жителей Приднестровья и способной противостоять давлению Москвы.

Россия, более уязвимая в период выборов, с озабоченностью отслеживала события в Молдавии и Приднестровье, продолжает Contributors.ro. Почему? Во-первых, Москва поставила на другого кандидата на выборах в Приднестровье. Так и объясняется незамедлительная реакция Кремля временно приостановить финансовую поддержку для Приднестровья. До сих пор еще чувствуется дефицит доверия к Шевчуку в Москве. Во-вторых, в Молдавии был избран президент, и она активно стремилась установить прямой диалог с Тирасполем, снижая тем самым роль России. В-третьих, ЕС усилил своё участие в Приднестровье, а также увеличил инвестиции в проекты/реформы, которые позволят Молдавии противостоять давлению со стороны России. Один из российский экспертов очень хорошо резюмировал поведение России: "Москва не собирается ждать сложа руки, в то время как Молдавия при помощи ЕС готовится поглотить Приднестровье". Таким образом, стратегия России была скорректирована во избежание изменения статус-кво не в её пользу. Россия назначила Дмитрия Рогозина, политика с агрессивным националистическим дискурсом, в качестве специального представителя по Приднестровью. Его целью является стимулирование риторики "осажденной крепости" в Приднестровье, препятствование диалогу между Кишиневом и Тирасполем и выставление Румынии государством-проблемой для регионального сотрудничества. Кроме того, Россия удвоила свои усилия по сворачиванию Молдавии с европейского курса (например, участие российской церкви в кампании против закона о недискриминации), и усиление присутствия и контроля в Приднестровье (возобновление предоставления финансовой помощи, переговоры о передачи газопроводов в счёт задолженности, также возможна новая волна паспортизации).

В 2009 году Румыния с большим энтузиазмом поддержала европейский курс Республики Молдова, пишет Contributors.ro. Однако, многие двусторонние инициативы вводились медленно или запаздывали ввиду политической неопределенности в Кишиневе и Бухаресте. Например, стороны заключили план совместных действий на два года. Хотя некоторые секторные протоколы были обсуждены, они так и не были подписаны по причине падения правительства в Бухаресте. Учитывая эволюцию в Молдавии и Приднестровье, Румыния должна перекалибровать свою стратегию. Прежде всего, дискурс Рогозина должен быть проигнорирован. Как отметил один российский эксперт, "его способность к эскалации ситуации возрастает пропорционально оказанному ему вниманию". Вместо этого Румынии лучше было бы выступить с позитивным месседжем, отмечая, как путем принятия конкретных мер (будь то твиннинговые программы или трубопровод Унгены-Яссы) она способствует укреплению государственности РМ и реализации европейской повестки дня. Во-вторых, Румыния должна стратегически инвестировать €100 млн, обещанные Молдавии. Также, следует ускорить работу по энергетическим проектам. Особое внимание должно быть уделено евроскептически настроенным регионам Молдавии (Гагаузская автономия и север республики), где разрушительный потенциал России весьма значителен. С этой целью Румыния может использовать стратегическое партнерство с Польшей и Турцией, двумя странами, которые в различных формах уже участвуют в проектах в Молдавии. В-третьих, политическая воля имеет решающее значение для успеха принятых реформ в Молдавии. Румыния должна использовать каналы связи с составляющими правящего альянса, чтобы побудить их придерживаться не только декларативно, но и на деле европейской повестки.

В то же время, настойчивость Румынии в поиске быстрых решений на вопросы идентичности в Молдавии будет контрпродуктивной и скорее сослужит добрую службу Москве, продолжает Contributors.ro. Идеальным сценарием для Кремля является нереформированная Молдавия, которая растрачивает все свои силы в боях идентичностей, поляризующих общество. Вместо того, чтобы концентрироваться исключительно на румынофильском социальном сегменте Молдавии (который впрочем не является большинством) и проблемах идентичности, Румынии необходимо культивировать европеизацию, которая принесёт реальную пользу гражданам Республики Молдова, вне зависимости от этнической принадлежности. Действуя подобным образом, Румыния расширит круг своих друзей в Молдавии, укрепит свою позицию в долгосрочной перспективе и сделает необратимым европейский курс Республики Молдова, подводит итог издание.

С приходом к власти в РМ проевропейской коалиции, стремящейся привести страну в Евросоюз, усилился интерес Бухареста к Республике Молдова, пишет Curentul. Этот интерес проявляется не только в области политики, но касается и других областей жизнедеятельности. Речь идет о самой новой медиа-продукции на общем румынском пространстве - Radio Chisinau, радиостанции, вещание которой проводится только на румынском языке и в штате которой работают журналисты с обоих берегов Прута (Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский - прим. ИА REGNUM). Это первая румынская радиостанция, открытая не на территории Румынии.

Впервые политический класс Румынии был солидарен с предложенным проектом и безоговорочно его поддержал, заявил директор Radio Chisinau Мариан Войку. У Radio Chisinau есть все условия для того, чтобы стать одним из самых популярных. Редакция новостей будет самой многочисленной на всем медийном пространстве ЕС, и ее продукция станет основным поставщиком новостей о РМ для евросоюзного пространства, а также станет альтернативой русскоязычным радиостанциям для информирования о происходящем в постсоветских странах и во всем мире, добавил Мариан Войку.