"Турецкая исполнительная власть и народ должны быть более целесообразны в своей работе. Архивы ведь существуют, они убедительны, не нужно спорить вокруг фактов, нужно делать выводы, политические выводы", - заявил в интервью ИА REGNUM посол Германии в Армении Ганс Йохан Шмидт.

ИА REGNUM: Г-н Посол, как известно, в этом году исполняется 20 лет со дня установления дипломатических отношений между Арменией и Германией. Как вы оцениваете пройденный за эти 20 лет путь, а также нынешний уровень и перспективы дальнейшего развития армяно-германских отношений?

Я хочу привлечь ваше внимание на тот факт, что Германия была одной из первых стран, признавших Армению, так как после развала СССР мы были заинтересованы в немедленном признании государственности всех стран СНГ с тем, чтобы структурировать и поставить на новую политическую основу наши отношения с этими странами. Также мы приняли активное участие в разработке нового типа договоров Евросоюза с некоторыми странами бывшего Советского Союза, а именно договоров о партнерстве и сотрудничестве.

Как известно, в настоящее время в рамках программы "Восточное партнерство" ЕС заключаются новые договора - соглашения об Ассоциации с закавказскими странами и с Молдавией, Белоруссией и Украиной, которые являются более широкой базой для интенсификации отношений между Европейским союзом и Арменией. Как одна из наиболее мощных стран ЕС, Германия была очень заинтересована в быстрой реализации данной инициативы Швеции и Польши. Также уже стартовали переговоры с Арменией, Грузией и Азербайджаном по заключению Соглашения о всеобъемлющей и глубокой зоне свободной торговли.

Мы заинтересованы, в рамках политически возможного, стимулировать региональное сотрудничество между этими тремя странами, учитывая также фактор нагорно-карабахского конфликта, который мешает интенсификации не только политических, но и экономических отношений между Азербайджаном и Арменией. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на намерения не только Германии, но и всего ЕС по интенсификации сотрудничества между тремя странами, что пошло бы на пользу этому региону, и, в частности, именно вашей стране, потому что у вас нет открытых границ с Азербайджаном и, к сожалению, у вас нет открытых границ с Турцией. Если вам удастся преодолеть тот политический тупик, в котором на данный момент находится Армения в связи с карабахским конфликтом, стало бы и возможным открытие границ с Турцией, так как она придерживается позиции - граница с Арменией будет оставаться закрытой до тех пор, пока не будет достигнут прогресс в карабахском конфликте.

Что касается двусторонних отношений между Арменией и Германией, то мы являемся одним из важных партнеров в области технической и финансовой поддержки. Мы работаем в ряде сфер, например, в области юстиции мы вместе с армянскими специалистами разработали некоторые законодательные акты. Мы давали советы в деле разработки конституции, мы работали в направлении реструктурирования вашей экономики, мы очень тесно работаем с Комиссией по защите экономической конкуренции, с Контрольной палатой Армении. Ссылаясь на хорошие примеры, например немецкий, мы считаем важной роль среднего и малого бизнеса в экономике. Она способствует как экономическому развитию страны, так и созданию рабочих мест и более равного поля для деятельности хозсубъектов для того, чтобы преодолеть олигархические системы.

ИА REGNUM: Фактически, на ваш взгляд, основной причиной того, что Турция отказывается открывать границы с Арменией, является нерешенность карабахского конфликта?

Фактически, Турция политически готова ратифицировать протоколы по нормализации отношений и открыть границы только при условии наличия устойчивого прогресса в решении карабахского конфликта. Это вопрос уступок - какая страна готова сделать уступки. Чтобы решить этот вопрос, я думаю, каждая сторона обязана сделать уступки. Безусловно, это единственная возможность выйти из этого тупика.

ИА REGNUM: Учитывая последние заявления, можно констатировать тот факт, что ЕС стремится играть все большую роль в процессе урегулирования карабахского конфликта. На ваш взгляд, как это отразится на процессе? Насколько вероятна замена в дальнейшем в составе сопредседателей Минской группы ОБСЕ Франции Европейским Союзом?

Изначально Германия поддержала и поддерживает Минский процесс и усилия, предпринятые тремя сопредседателями (США, Франция и Россия - ред.). Мы всегда выступали в поддержку их работы и до сих пор никогда не выражали мнения о необходимости изменения формата сопредседательства.

27 февраля ЕС выразил заинтересованность в большей степени присоединиться к усилиям, предпринимаемым сопредседателями. Это признак того, что ЕС считает важным содействие урегулированию и поддержку работы сопредседателей. В данный момент очень сложно говорить о конкретных мероприятиях в пользу поддержки общества на карабахской территории, но ЕС заинтересован в организации человеческих контактов между, например, негосударственными организациями этих конфликтующих государств, а также между депутатами, к примеру, Евронеста (парламентская структура "Восточного партнерства" - ред.).

Затем, если нам удастся достичь договоренности между конфликтующими сторонами по началу процесса заключения мирного договора, у ЕС будет больше возможностей для реализации конкретных проектов для развития инфраструктуры этого региона, включающего все территории, находящиеся здесь, в Закавказье, также карабахскую территорию.

ИА REGNUM: Как мы знаем, Армения - одна из стран, находящихся на пути к евроинтеграции. Как вы оцениваете ее усилия в этом направлении?

Армении удалось заключить и прийти к договоренности по 24 из 27 положений договора, однако наиболее сложный вызов еще впереди. Конечной целью является присоединение к Соглашению о всеобъемлющей и глубокой зоне свободной торговли, а это очень амбициозный проект, потому что, как отметил премьер-министр Армении Тигран Саркисян в недавнем интервью русской газете "Ведомости", это требует ряда законодательных актов. Очень важно принять соответствующие законы. Также мы сейчас работаем в направлении либерализации визового режима и по соглашениям реадмиссии.

Решение некоторых вызовов, наличествующих в отношениях ЕС и Армении, зависит от политической воли, например, как действовать адекватно и как положительно ответить на эти вызовы, как адаптировать ваше законодательство, в частности, экономическое законодательство европейским стандартам. Премьер-министр Армении, если я правильно понял, еще раз подчеркнул, что с одной стороны они заинтересованы в интенсификации отношений с СНГ, ссылаясь на договоры о свободной торговле со странами СНГ, а с другой - в интенсификации торгово-экономических и политических отношений с ЕС, заключив соглашение по Ассоциации. Было бы противоречиво и невозможно, например, присоединиться к Соглашению о всеобъемлющей и глубокой зоне свободной торговли с ЕС и одновременно стать частью Евразийского союза или Таможенного союза, заключенного между Россией, Казахстаном и Белоруссией.

ИА REGNUM: 6 мая в Армении прошли парламентские выборы. Г-н посол, как вы оцениваете предвыборный процесс, ход проведения выборов, результаты прошедших выборов и новый расклад сил на политическом поле Армении?

Как вам известно, БДИПЧ/ОБСЕ вместе с другими партнерами опубликовало заявление, в котором они констатировали, что предвыборная кампания дала участникам возможность доступа к масс-медиа, а это важный шаг вперед. По их оценке, выборы в общем прошли лучше, чем в прошлом, хотя наблюдатели констатировали некоторые недостатки, с которыми нужно будет справиться в будущем. Есть недостатки, которые должны быть компенсированы до президентских выборов в рамках возможного. Они также говорили об организационных проблемах, ссылались на цифры, говорили о необходимости улучшения избирательного регистра, о необходимости обмена информацией между различными ведомствами, хотя говорилось, что все получили возможность проверить избирательный список. По-моему, это также важный шаг вперед.

На мой взгляд, важен тот факт, что такому политическому альянсу, как Армянский национальный конгресс (АНК), удалось войти в парламент. Я только что получил информацию о том, что партия "Процветающая Армения" не собирается присоединяться к формированию правительства. Посмотрим, как это повлияет на работу парламента. Мы считаем важным укрепление парламента как противовеса исполнительной власти. Мы считаем важным, чтобы парламент, исполнительная власть и судебная система были самостоятельными игроками политической системы, и они должны быть достаточно независимыми и достаточно мощными, чтобы обеспечить равновесие между различными ветвями властных органов государственного строя. В этой связи мы в последние годы содействуем укреплению судебных структур, работаем с председателем Конституционного суда, у нас также есть долгосрочное сотрудничество с министром юстиции.

ИА REGNUM: Как вы сами отметили, оппозиционный блок АНК, по результатам прошедших выборов, вошел в состав парламента Армении. Г-н Шмидт, как вы оцениваете шансы армянской политической оппозиции на политическом поле Армении и в новом парламенте, в частности?

Вы знаете, есть некоторые партии и партийные структуры, которые являются наблюдателями в европейских партийных структурах, например, партия "Оринац Еркир", Республиканская партия и партия "Наследие". Посмотрим, как это сотрудничество повлияет на улучшение работы партийных структур. Существует необходимость интенсификации развития партийных структур, и это касается не только партий, поддерживающих правительство, но и оппозиционных партийных сил. Я думаю, что альянс АНК также должен реформироваться и демократизировать внутренние партийные структуры; в ней есть еще "пожилые" и авторитарные личности, которые играют решающую роль и часто "диктуют" курс этой партии. На Западе, в Европе, также иногда политики играют решающую роль, но это не в пользу развития политической жизни.

Необходима партийная демократия, однако для ее реализации нужно время. У нас, к примеру, есть партийная демократия в реализации и политических проектов. Сейчас можно видеть, что наши "традиционные" партии переживают некоторые проблемы, поэтому у нас есть новые альтернативные партии, которые вошли в парламент. Граждане нашей страны разочарованы работой "традиционных" партий, они более "закостенелые" и больше не представляют интересы и чаяния граждан, их точка зрения больше не отражена в политике этих партий. В Армении было интересно также увидеть в предвыборной кампании активное участие молодых людей. Глава президентской администрации также участвовал в предвыборной кампании. То есть молодые люди интересуются политической жизнью. Их активное участие, их обязанность общаться с гражданами и отвечать на вопросы избирателей помогают им не потерять чувство реальности.

ИА REGNUM: Г-н Шмидт, призывая Турцию признать Геноцид армян 1915 года, многие политики приводят в качестве примера Германию, которая в свое время признала свою ответственность за Холокост. Что мешает Турции сделать то же самое?

Трудно ответить на вопрос, что мешает Турции. Это вопрос политической ответственности. На протяжении столь долгого времени государство не чувствует необходимости политического признания того, что произошло. Это, конечно, представляет собой проблему для структуризации нормальных двусторонних отношений между Арменией и Турцией.

Германия признала свою ответственность, позже мы вели работы с молодым поколением с целью истолкования событий прошлого. Я думаю, политики и народ (Армении и Турции) не достаточно готовы работать над оценкой произошедших событий. На мой взгляд, это противоречит интересам народа и противоречит интересам политиков, которые должны были быть заинтересованы в нормальных отношениях с соседом и организовать отношения положительным образом, первый шаг для примирения народов, если посмотреть на примеры Германии с Францией и Польшей. С Польшей это был очень длительный процесс, и только после воссоединения нам удалось поставить наши отношения на более плодотворную базу. Это был длительный процесс, который продлился почти 40 лет.

Турция - посмотрим. Я считаю важным тот факт, что турецкие политики действительно более активно выступают за ту точку зрения, что процесс признания Геноцида армян должен быть инициирован государством, а именно либо президентом, либо премьер-министром, которые олицетворяют турецкую исполнительную власть. Общество, конечно, может содействовать этому, и сейчас существуют положительные тенденции, уже есть некоторые негосударственные организации, которые пытаются содействовать работе историков и обязать исполнительную власть признать то, что произошло.

ИА REGNUM: Как известно, руководитель парламентской группы по правам человека Германии Эрика Штайнбах заявила о возможности принятия в Германии закона о криминализации отрицания Геноцида армян. Насколько это вероятно? Некоторые эксперты считают что, такого рода решения еще больше отдаляют перспективу признания самой Турцией. Согласны с этим утверждением?

Как вам известно, наш Бундестаг в 2005 году принял резолюцию, и, по-моему, стоит ссылаться на эту резолюцию, так как она достаточно объективно описывает то, что произошло. В ней есть, например, формулировка о том, что произошедшее почти спровоцировало уничтожение армянского народа. Такая формулировка, по-моему, достаточно убедительно подчеркивает то, насколько страшным было произошедшее. Мы считаем важным, что тот период, та глава истории, ужасной истории, которая мешает нормализации отношений между двумя государствами, является задачей турецкой исполнительной власти и турецкого народа, турецкого общества. Я считаю неплодотворным принятие в некоторых странах резолюций, если нам не удается повлиять на Турцию признать произошедшее. Как я уже сказал, это задача турецкого народа. Как вы знаете, идут переговоры между ЕС и Турцией, и мы, как политики, считаем желательным и заявляем турецким политикам, что необходимо признать неправомерность того, что произошло.

Я знаю, что в преддверии 100-летия геноцида власти Армении пытаются бороться в пользу признания геноцида различными государствами. Но я хочу подчеркнуть, что армянская исполнительная власть часто критикует принятые резолюции, например, касательно Нагорного Карабаха, поэтому нужно быть немного осторожными, и, обращаясь к третьей стороне с просьбой принять те или иные резолюции, нужно быть убедительными во всех смыслах.

А турецкая исполнительная власть и народ должны быть более целесообразны в своей работе. Архивы ведь существуют, они убедительны, не нужно спорить вокруг фактов, нужно делать выводы, политические выводы. В Германии когда-то шла дискуссия о том, что является ли поствоенное поколение виновным в произошедшем ранее или нет. Конечно, это была неправильная дискуссия. Я считаю, политическое признание произошедшего необходимым и важным. По-гречески это называется "catharsis" (от греч. catharsis - очищение - ред.). Жалко, что катализатором для дискуссий внутри турецкого общества послужило такое событие, как убийство Динка (турецкий журналист армянского происхождения Грант Динк, убитый в 2007 г.-ред.). Интересно то, как часть турецкого общества отреагировала на его убийство. Мы также поддерживаем некоторые инициативы негосударственных организаций Армении и Турции по организации встреч и дискуссий между студентами.

ИА REGNUM: Г-н Шмидт, какие двусторонние армяно-германские экономические проекты сейчас реализуются, и какие планируется осуществить в ближайшем будущем?

У нас есть хороший пример: мы работаем в горнорудной промышленности. Компания "Cronimet" (главный акционер Зангезурского медно-молибденового комбината - ред.), по-моему, - хороший пример, хотя некоторые люди и критикуют деятельность этого предприятия по причине загрязнения окружающей среды. Мы же придерживаемся той точки зрения, что данное предприятие обращает значительное внимание на сохранение окружающей среды и много инвестирует в экологию. Горная промышленность играет в вашей стране важную роль, а это предприятие является важным налогоплательщиком. "Cronimet" является крупнейшим налогоплательщиком с обеих сторон, создает рабочие места, а также платит адекватные зарплаты. Так, в Сюникской области средняя зарплата - 140 тыс. драмов, в то время как средняя зарплата "Cronimet" - 240 тыcяч. Это означает, что данное предприятие считает важным являться хорошим игроком в вашей экономической системе. Оно пытается создавать еще больше рабочих мест и быть хорошим предпринимателем, заботясь о судьбах своих рабочих.

Беседовала Нане Саргсян