В Санкт-Петербурге объект культурного наследия федерального значения "Уткина дача", находящийся в аварийном состоянии, возможно, будет спасен следующим способом - в нем разместится Государственный музей городской скульптуры. Как сообщает сегодня, 30 мая, корреспондент ИА REGNUM, такой ответ получила на свое обращение петербурженка Ольга Литвинова - гражданская активистка, сотрудница школьной библиотеки, много лет занимающаяся проблемой сохранения памятника, связанного с именами Пушкина и других выдающихся деятелей русской истории и культуры.

Ольга Литвинова сообщила, что получила ответ из комитета по управлению городским имуществом: "На Ваше обращение от 13.04.2012 по вопросу подготовки к торгам объекта культурного наследия федерального значения "Уткина дача" сообщаю следующее. Вице-губернаторами Санкт-Петербурга Кичеджи В.Н. и Метельским И.М. согласован вопрос об использовании зданий "Уткиной дачи" для государственных нужд - размещения Санкт-Петербургского государственного учреждения "Государственный музей городской скульптуры" в целях комплексного развития данной территории под музейно-методический комплекс. Первый заместитель председателя комитета А.А. Зеленко".

В самом Музее городской скульптуры пока не получали официальных сообщений об этом. Фонды музея, кстати, располагается в здании Благовещенской усыпальницы Александро-Невской Лавры. Вопрос о возвращении здания церкви неоднократно поднимался, эту идею поддерживали глава города Георгий Полтавченко и глава петербургского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Александр Макаров.

Сами музейщики отрицательно относились к этой идее. Возможно, перенос музея в Уткину дачу - это компромиссное решение, но памятник находится в столь тяжелом состоянии, что, прежде всего, необходимо думать о его спасении и средствах, которые нужно для этого найти.

"Уткина дача" - один из объектов, на состояние которого градозащитники обращают внимание властей. Проводились пикеты и акции в защиту гибнущего памятника. В "Ночь библиотек" градозащитники собирались провести акцию вместе с библиотекой "Современник", но получили неожиданный отказ с формулировкой "аварии со светом в библиотеке". Градозащитники оповестили о ситуации вице-губернатора Василия Кичеджи, который уверял, что акция не состоялась именно "по техническим причинам" и обещал всяческую поддержку при дальнейших проведениях акций, посвященных памятнику. Активисты провели акцию сами - с детским спектаклем, экскурсией, концертом - 24 мая непосредственно на территории памятника.

"Уткина дача - прекрасная старинная усадьба, эффектно расположившаяся на небольшом холме у места слияния Охты и Оккервиля и связанная с именами подруг Александра Пушкина Анны Керн и Анны Олениной, является одним из самых ценных объектов культурного наследия в правобережной части Санкт-Петербурга", - напоминают градозащитники.

Главное здание усадьбы было построено в 1790-х годах предположительно по проекту выдающегося архитектора Н.А. Львова (автора Главпочтамта, Невских ворот Петропавловской крепости, Приоратского дворца в Гатчине и ряда других известных построек в разных городах России). В 1820-1830-х годах появился дугообразный служебный корпус (автор неизвестен), объединивший хозяйственные помещения - оранжереи, теплицы, каретный сарай и дворы. С середины XVIII века усадьба принадлежала семье директора Певческой придворной капеллы Марка Федоровича Полторацкого. Одна из его дочерей, Елизавета, стала супругой первого директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств А. Н. Оленина. В их дочь, Анну Оленину, внучку Полторацких, был влюблен Пушкин. Он просил ее руки, но получил отказ летом 1828 года. Часто посещала усадьбу в молодости и другая внучка Полторацких, Анна Керн, позже посвятившая бабушке несколько страниц в своих воспоминаниях. У Полторацких бывали Крылов, Дельвиг и многие другие известные люди того времени.

В 30-е годы 20 века главный корпус усадьбы был перепланирован под квартиры и превращен в общежитие. В последнее десятилетие состояние зданий, фактически оставленных на произвол судьбы, стало стремительно ухудшаться. В сентябре 2010 года ввиду провала полов остававшиеся в главном здании жители были перемещены в маневренный фонд. Постройки остались брошены, с выбитыми окнами и без всякого присмотра. Ночью 11 ноября 2010 года в главном корпусе произошло подряд три возгорания, как полагают градозащитники, связанных с умышленными поджогами.