По сообщению портала EUobserver.com, 30 мая Еврокомиссия опубликует отчеты, содержащие детальные описания состояния экономики каждой из стран Евросоюза и рекомендации по их улучшению. Подобная деятельность Еврокомиссии является прямым результатом дополнительных полномочий центра ЕС по контролю над бюджетной политикой стран, входящих в Евросоюз. Отчеты представляют из себя документы на несколько сот страниц. Всего их 28 - 27 по каждой стране, входящей в ЕС, и один по состоянию Союза в целом. В отчетах, помимо бюджетной политики каждого государства, анализируются состояние финансов, осуществление структурных реформ, в том числе, и рынка труда. Рекомендации содержат "просьбы" к конкретным правительствам продолжить или исправить проводимую ими политику по конкретным пунктам. После принятия отчетов на предстоящем саммите ЕС в июне 2012 года, все рекомендации станут юридически обязательными.

Претензии в отчетах Еврокомиссии предъявлены 12 странам ЕС - Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Дании, Испании, Италии, Кипру, Словении, Финляндии, Франции и Швеции. Они касаются или проблем экономического дисбаланса, или "раздутых пузырей" на рынках, либо же вялого экспорта. В случае, если "проблемные" члены не станут выполнять предъявленные им рекомендации, то к ним в будущем смогут быть применены санкции.

Германии, вероятно, не будут предъявлены какие-либо претензии, хотя проблемы в ее экономической политике имеются. И они, в свою очередь, усугубляют проблемы южных стран ЕС.

Отдельный набор рекомендаций Еврокомиссии получат 23 страны по проблемам бюджетного дефицита. Вне этой группы остались только Швеция, Финляндия, Эстония и Люксембург, состоянием дел в которых Брюссель удовлетворен. Что касается санкций по этой статье, то Еврокомиссия вправе решить, по каким странам она может запустить процедуру, а по каким закрыть глаза на существующую проблему. Из проблемных стран наибольшую важность имеют отчеты по трем крупным странам ЕС: Испании, Италии и Франции.

Особенно плохи дела у Испании, которая в текущем году столкнулась одновременно и сразу с возросшим дефицитом бюджета, проблемами в банковском секторе и рекордно высоким уровнем безработицы. Дефицит бюджета этой страны составляет 9%, а Еврокомиссия требует его уменьшения до трех к следующему году.

Италия, по просочившейся в СМИ информации, получила похвалы от Еврокомиссии за реформы, начатые технократом премьер-министром Марио Монти. Критика касается аспекта недостаточной борьбы в Италии с уклонением от уплаты налогов.

Что касается Франции, то, вероятно, требования Еврокомиссии снизить норму бюджетного дефицита с 5,2% в 2011 году до 3% в текущем году столкнутся с новой социальной политикой президента Франсуа Олланда, который, в частности, пообещал обратно снизить пенсионный возраст до 60 лет и нанять 60 тысяч учителей в образовательную сферу.

Означенные отчеты по странам на предстоящем саммите будут дополнены специальным докладом, который сейчас готовит председатель Европейского совета Херман ван Ромпей. Доклад посвящен проблеме конкретных мер на пути к налоговому союзу в ЕС. В подготовке этого доклада ван Ромпей сотрудничает с Еврокомиссией, Европейским центральным банком и советом министров финансов стран еврозоны.

Таким образом, на примере означенных докладов и процедур, связанных с ними, мы видим конкретные шаги по централизации Европейского союза. Европакт по бюджетной дисциплине является мерой, превращающей ЕС по одному из направлений в конфедерацию.

Однако общественное мнение стран Евросоюза сопротивляется этому процессу. Согласно обзору Pew Research Centre по семи странам ЕС, опубликованному во вторник 29 мая, 75% британцев и греков выступают против контроля центра ЕС над национальными бюджетами. Половина поляков, французов, 54% испанцев и 56% немцев выступают аналогичным образом. Только Италия в рассмотренной семерке дает благоприятный результат со своими 60%, выступающими за бюджетный контроль Брюсселя. Перед центральными органами ЕС сейчас стоит трудная задача переломить неблагоприятное мнение граждан стран ЕС и склонить его на сторону процесса фактической интеграции Евросоюза. Кризисные явления в ЕС могут иметь разнонаправленное движение в общественном мнении - либо возвращение к полным национальным суверенитетам, либо сплочение на основе дальнейшего отказа от них.