Заседания Государственного совета Чувашии по своему накалу не просто становятся своеобразным политическим матчем, порой переходя в гонку за "очками" в публичном пространстве, но и школой публичного красноречия. При этом всё чаще депутатская трибуна напоминает театрально-политические подмостки, где каждый выступает в своём жанре. Как было и 30 мая, когда чувашские депутаты принимали во втором чтении законопроект о выборах главы Чувашии, "самый главный закон, который касается всех жителей республики". При этом традиционно раскол был не только между единороссами и оппозицией, но и как кульминация - в рядах самой оппозиции, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Принципиальное изменение, которое произошло в законопроекте о всеобщих выборах первого лица республики, касалось способа выдвижения. Если правительство республики предлагало оба возможных варианта - выдвижение кандидата на пост главы как политическими партиями, так и в порядке самовыдвижения, то после серии обсуждений институт самовыдвижения был подвергнут критике и впоследствии вычеркнут в последней редакции законопроекта. Эмоциональная дискуссия развернулась и вокруг муниципального "фильтра", однако на профильном комитете Госсовете согласились с предложением чувашского правительства и оставили 7% как "наиболее компромиссный вариант" (предлагаемая федеральная "вилка" - 5-10%).

Глава Минюста Чувашии Надежда Прокопьева заверила, что законопроект прошёл "достаточно массовое и широкое обсуждение", "работа велась максимально открыто". По её словам, "в большинстве, наверное, районов" состоялись собрания депутатов, где был обсуждён данный законопроект. "Максимум, что просят - предусмотреть выдвижение политическими партиями", - сказала министр. Но при этом она так и не смогла, экстренно перебирая на трибуне пачку бумаг, назвать точное число муниципалитетов, где на собраниях депутатов был поднят этот вопрос. И ограничилась формулировкой "абсолютное большинство". Между тем, со слов оппозиции, до них доведена информация о депутатских заседаниях, которые прошли менее чем в трети муниципальных образованиях. "Ничего подобного не было, - не согласился с заявлением об "абсолютном большинстве" руководитель фракции коммунистов Дмитрий Евсеев. - Собрали где-то какой-то круглый стол, собрали несчастных этих муниципальных депутатов в районах, заставили их проголосовать за эти поправки". За "несчастных депутатов" вступился руководитель регламентной группы Игорь Кушев (фракция "Единая Россия"), напомнив об этике. "Депутаты несчастные, могут быть и счастливыми, поверьте мне", - уныло заметил коммунист.

"Мы не получили протоколов заседаний собраний, документов, которые свидетельствуют, кто и как там голосовал", - сказал лидер фракции справороссов Игорь Моляков, сообщив, что соответствующий запрос о регламенте и законности при проведении данных собраний.

Критикуя федеральный закон, представители оппозиции недоумевали, почему президента России можно выбирать без учёта мнения депутатов, а для избрания главы Чувашии без этого не обойтись. "У нас что, президент России должность менее значимая, чем глава региона, что ли? Почему за нас какие-то посредники должны решать, кто может выдвигаться, а кто нет?" - сыпал вопросами Дмитрий Евсеев, аргументируя, что "в самом законе нет никакой логики". По его мнению, если "принимается муниципальный барьер", то нужно до выборов главы сначала провести выборы в местное самоуправление, причём - по партийным спискам: "Не учитывая мнение избирателей, мы даём им (муниципальным депутатам, ИА REGNUM) широкие политические полномочия. А избиратели учитывали этот момент, они давали полномочия за них решать, кто будет главой, кто нет?".

Оппозиция вступилась и за самовыдвиженцев, обвинив единороссов в "обрезании прав наших избирателей". "Мы в важнейших вопросах не ищем какой-то корыстной политической, материальной - какой угодно - выгоды для себя. Мы, понимая, что это будет невыгодно нам, как партии, мы идём навстречу обществу", - двусмысленно объяснялся Игорь Моляков, отметив, что "сейчас в обществе имеется огромный запрос именно на самовыдвиженцев". Дмитрий Евсеев припомнил, что на заседаниях аргументация сводилась в том числе к тому, что это делается для того, чтобы "не прошёл криминал, не прошли проходимцы": "Это в каком же мы обществе живём, если мы так открыто говорим, что у нас проходимцы и криминал могут пройти на уровень губернатора. У нас что, прокуратура и полиция сейчас не действуют?"

Лидер фракции ЛДПР Андрей Кулагин и вовсе был противоречив. Говоря о том, что на выборах должен быть "жесточайший естественный отбор", он тут же заявил, что при этом "должны сделать такие условия, чтобы возможность людей, участников избираться было больше". "Кто знает, что выборов (выборов на должность главы Чувашии, ИА REGNUM) не было, говорят, что назначенцы не нужны, хотят выборов", - ещё более парадоксальную мысль высказал Кулагин, таким образом, видимо, оценивая избирательную активность и политическую подковку своих избирателей.

Дмитрий Евсеев высказал мнение, что при таком раскладе "выборы превратятся в фикцию", и "будет спектакль" стоимость в 42 млн рублей. "Но зачем мы тогда вообще это делаем?" - потерял смысл коммунист. "Лучше тогда оставить назначение, чем такие выборы", - разошёлся Кулагин. Евсеев заявил, что "категорически против" данного законопроекта и призывал "думающих депутатов" "поддержать нас".

Однако лидер фракции коммунистов не заручился поддержкой даже своих соратников. "Сольный" выход Олега Князькина (фракция КПРФ) стал апофеозом политического многоголосия. Депутат был ещё более категоричен и эмоционален, чем его коллега по фракции. Неожиданно он выразил согласие с единороссами в том, что самовыдвиженцам, "а значит популистам и марионеткам, в политической жизни не место". Он вспомнил, как в 90-ые годы "одиозные личности" стремились поставить губернатора своим человеком. "Могу назвать эту фамилию, она у всех на слуху", - растягивая слова, говорил Князькин. "Это Березовский Борис Абрамович", - ответил он на просьбу из зала. "И лично я очень доволен решением Владимира Владимировича Путина, - с неким придыханием произнёс он полное имя президента, - который в первый свой срок президентства выпроводил его за пределы нашей страны". Депутат в ответ на застывшие фигуры соратников и онемевший зал сделал ремарку о том, что высказывает исключительно "свою точку зрения", "официального заседания фракции у нас не было". И под аплодисменты призвал голосовать за предлагаемые поправки.

Микрофон не умолкал. Единороссы припомнили оппозиции, что долгое время она требовала вернуть выборность губернаторов, однако с созданием законодательной базы появились новые претензии вплоть до возврата к прежней системе. "Оппозиционные партии не думали, что придёт этот закон и придётся и с местными депутатами считаться", - объясняли другие растерянность коллег. Высказывались мнения, что это просто страх перед политической конкуренцией. Говоря о "стенаниях по поводу отсутствия на муниципальном уровне представителей других политических партий", звучали призывы к оппозиции "работать на земле, среди местных жителей, встречаться с ними". "Одни митинги около дома правительства и пикеты сегодня не решают проблемы наших избирателей", - сказала Галина Николаева.

Комментируя исключение самовыдвижения и приоритет, отданный кандидатам от политической партии, единороссы подчеркнули, что таким образом ответственность за развитие региона будет нести не один человек, а партия "должна выдерживать всё это". Кроме того, "если человек ни в какой партии не состоит, значит, он не в политической жизни", а глава региона никак не может быть вне политики". Валерий Филимонов обратил внимание на то, что многие политические партии "пытаются примерить этот закон под себя", многие "увлеклись мегаполисами, популизмом": "Забыли совершенно, что есть муниципалитеты, есть поселковый, районный уровни". И муниципальный "фильтр" можно рассматривать не как барьер, а как форма поддержки депутатов разного уровня: "Это элита, всё равно проблемы решать главе. Максимальная поддержка элиты позволит быть более легитимной этой власти, и решать эти проблемы". Филимонов также подчеркнул, что сегодня "упрощено до максимума" формирование политической партии, чем может воспользоваться любой потенциальный самовыдвиженец.

Резюме обсуждению вынес председатель комитета Петр Краснов, подчеркнув, что сегодня именно "Единая Россия" пытается "вытащить из ямы оказавшиеся в оппозиции другие политические партии". Чтобы не быть голословным, он напомнил, что на выборах в чувашский парламент в декабре 2011 года "руководители двух наших фракций, провалившись в одномандатных округах, прошли благополучно в депутаты благодаря партийным спискам": "Не обижайтесь, пожалуйста, но это не ваша заслуга, а заслуга ваших лидеров". Напомним, Игорь Моляков в одномандатном округе по итогам голосования был вторым, Андрей Кулагин - четвёртым, Дмитрий Евсеев по одномандатному округу не баллотировался. Лидер единороссов в чувашском парламенте Анатолий Князев победил как одномандатник.

Петр Краснов напомнил, что при обсуждении в комитете муниципального "фильтра", Моляков заметил, что его позиция - это 5%, а 10% - это "позиция тандема". Сославшись на то, что "содержание тандема" справоросс не раскрыл, Краснов встал на сторону коллеги, блеснув математическими расчётами: "Среднее между 5% и 10% - 7,5%. Я поддерживаю позиции депутата Молякова и прошу проголосовать за норму 7%. Это ближе к Игорю Юрьевичу, нежели к тандему".

Оппозиция попросила предоставить слово председателю Общественной палаты Чувашии Леониду Шимину, чтобы он рассказал, как проходило обсуждение. Это предложение выглядело вполне логичным и могло бы развеять сомнения в "массовости и максимальной открытости" обсуждения законопроекта общественностью, однако главный общественник отказался. Зато рвался к трибуне председатель Чувашского национального конгресса Геннадий Архипов и, извинившись, виновато предупредил, что будет говорить на чувашском языке: "Все мои коллеги на официальных мероприятиях ко мне подходят и говорят, что ты за президент Чувашского национального конгресса, который выступает на русском языке". Он сообщил, что в 90-м году он был "избран типа тоже в таком же смысле как общественник" "депутатом Верховного совета". По его словам, тогда при обсуждении закона, касающегося института президентства, само собой подразумевалось, что руководитель региона должен владеть двумя государственными языками - чувашским и русским. "Это не национализм какой-то, это технологическое требование к специальности", - спешно, хаотично, частично на русском, частично на чувашском, пока готовили наушники для синхронного перевода, изъяснялся Архипов. При этом он разошёлся настолько, что продолжал говорить и при выключенном микрофоне.

Отметим, что в ходе голосования во втором чтении законопроект поддержали 32 депутата, восемь проголосовали "против", ещё один - воздержался.