Два офицера армии США прибыли в Пакистан, в район города Пешавар, недалеко от границы с Афганистаном - передает корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на американскую газету Chicago Tribune. По данным издания, американские военные будут заниматься обеспечением связей между войсками западной коалиции в Афганистане и пакистанской армией. Одной из задач НАТО в регионе, сообщает газета, является подавление боевиков, угрожающих транзиту на территории Афганистана. Издание цитирует официального представителя США, который уверен, что возвращение американских специалистов после многомесячного отсутствия может спровоцировать новую волну насилия в этом крайне нестабильном регионе.

Таким образом, несмотря на противоречия между Вашингтоном и Исламабадом, транзит военных грузов через территорию Пакистана будет возобновлен. Для стран Средней Азии - Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, рассчитывавших на транзит по так называемой Северной Сети поставок, возобновление контактов между США и Пакистаном будет означать существенное снижение прибыли.

Зато, по некоторым данным, даже существенный рост расценок Пакистана позволит силам НАТО сэкономить не менее $8 миллионов в месяц. Во всяком случае, такие цифры приводит американский аналитический портал EurasiaNet. Его авторы отмечают, что "американский сенатор Клэр МакКаскилл сообщила, что закрытие Пакистаном транзита для сил НАТО в Афганистане в отместку за авиаудар, унесший жизни нескольких пакистанских солдат, обходится в $38 миллионов в месяц". Издание подчеркивает, что "сделка с Пакистаном позволит США сэкономить значительные средства - $8 миллионов в месяц - от той цены, что приходилось платить за транзит по Северной сети поставок". Кроме того, "если помножить $38 миллионов на 12, то получится цифра, довольно близкая к $500 миллионам", которые, как сообщала в своей статье для EurasiaNet Дейрдре Тайнан, "США платит странам Северной Сети поставок" (в статье также отмечалось, что Узбекистан, судя по всему, получает львиную долю этих денег, т.к. является ключевым перевалочным звеном сети)".

Вместе с тем, по данным EurasiaNet "возобновление транзита через Пакистан не означает полное его прекращение по Северной сети поставок, т.к. и до закрытия Пакистаном своих границ США и НАТО перевозили до трети грузов по ССП. Но, судя по всему, Пакистан, перетянув на себя часть грузов, образно выражаясь, отберет значительную часть молока" у правительств Средней Азии.

Северная сеть поставок - это сеть транспортных коммерческих маршрутов, проходящих через территорию среднеазиатских государств - Таджикистана, Узбекистана и Казахстана, а также России, Азербайджана и Грузии и Латвии. Он поделен на две части. Южный маршрут предполагает прохождение грузов из Афганистана через Узбекистан и Казахстан к морскому порту Актау, оттуда паромом в Баку и, через территорию Азербайджана и Грузии, в морской порт в Поти. Северный маршрут - пролегает через территории Узбекистана, Казахстана, России и Латвии. По данным независимого американского журналиста Джошуа Кучера, который ссылается на отчеты Центра стратегических и международных исследований, "пропускная способность Северной сети поставок составляет по меньшей мере 500 контейнеров в неделю". Но самое главное, отмечает Кучера, согласно исследованиям Центра, "северная сеть поставок сулит Соединенным Штатам и геополитические преимущества... ее формирование предоставляет Вашингтону уникальную возможность достижения дополнительных стратегических целей" Например, "предоставляется возможность укрепить военные связи с Грузией и Азербайджаном".