В Чувашии после жёсткого публичного обсуждения на заседании правительства пассажирского бунта в Чебоксарах, когда дачники перекрыли движение поезду, свою версию выдвинули на так называемом "круглом столе" представители железной дороги и ОАО "Содружество", которое осуществляет пригородные пассажирские перевозки. При этом формат встречи перешёл в длившуюся более часа пресс-конференцию, в ходе которой поток нелицеприятных вопросов не иссякал не только у журналистов, но и новые детали инцидента открыли для себя министр транспорта Чувашии Михаил Янковский, вице-спикер Госсовета республики Олег Мешков. Не смогла молчать и волею случая оказавшаяся на "круглом столе" постоянная пассажирка поезда, следующего из Чебоксар в Канаш, - дачница и пенсионерка Татьяна Васильевна Витюгова, рассказавшая о том, как "над нами начали издеваться". Журналисты в первую очередь задались вопросом, можно ли расценивать сокращение вагонов как попытку финансового давления на Чувашию для оплаты долга. В целом сам инцидент со многими известными наталкивал на мысли о разыгранном по нотам действа. При этом объяснения железнодорожников больше походили на оправдания, передаёт корреспондент ИА REGNUM..

Дмитрий Овечкин и Михаил Янковский

Пролог

С начала 2011 года в Чувашии услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении оказывает ОАО пригородная пассажирская компания "Содружество", учредителем которого является РЖД. Эти изменения произошли в результате инициированной полтора года назад реформы, когда железнодорожники спихнули регионам вроде бы не очень дорогой прежде сервис, но заломили за него чудовищную цену. К примеру, в Чувашии, по данным правительства, перевозки пригородными поездами занимают 1% от общего числа перевозок, при этом субсидия, которую выдвигает перевозчик, в 100 раз больше по сравнению с другими видами транспорта в расчёте на одного пассажира. При отсутствии в дефицитном бюджете таких огромных дотаций, но ввиду социальной значимости пригородных перевозок, власти стали постепенно снижать количество вагонов, оптимизируя маршрутную сеть и расписание.

Такая экономия железнодорожников не порадовала. Главный спикер от железнодорожников - замначальника Горьковской региональной службы развития сообщения и предоставления доступа к инфраструктуре - филиала ОАО "РЖД" Дмитрий Овечкин, апеллируя к интересам пассажиров, заметил, что "люди видят, переходят на другой транспорт". И признал, что "идёт такая, скажем, деградация". Овечкин пытался убедить в том, что железнодорожников волнует не столько то, что "теряем объём", но прежде всего то, что "мы не видим перспективы": "Регион не в числе первых, где рассматриваются наши приоритеты, где мы должны развивать именно пассажирские перевозки".

С другой стороны, эта ситуация, несмотря на оптимизацию, существенно увеличила долговую нагрузку на бюджет региона. По словам исполнительного директора ОАО "Содружество" Вахида Кулиева, по состоянию на 1 июня 2012 сумма долга Чувашии перед обществом с учётом невыплаты за 2011 год составляет 128 млн рублей (ранее заявлялось о 94 млн рублей). По его объяснениям, "в условиях неполного финансирования со стороны правительства" компания "вынуждена снижать свои расходы, в том числе путём изменения составности поезда". "Мы не отказываемся в оплате за предоставленные услуги", - подчеркнул Янковский, отметив, что 4 млн рублей проплатили, при уточнении бюджета будут заложены ещё средства.

О сокращении издержек

Железнодорожники заявили, что в результате оптимизации из 37 поездов остался 21. Говоря о наиболее загруженном маршруте Чебоксары-Канаш, Михаил Янковский подчеркнул, что "сокращения как такового не произошло": четыре поездки в день обеспечивают перевозку пассажиров, а оптимальное количество - два вагона. В то же время в целом железнодорожники констатируют по итогам пяти месяцев этого года увеличение числа отправленных пассажиров. "Плюс 9% к прошлому году, несмотря на то, что количество поездов снижается", - сказал Дмитрий Овечкин. Исходя из этих цифр, журналисты предположили, что рост мог быть достигнут за счёт уплотнения в вагонах: чем меньше вагонов, тем плотнее в поездах и тем большую прибыль получает железная дорога.

Отдельно был поднят вопрос о тарифах. Было отмечено, что цены устанавливает Федеральная служба по тарифам, где учитываются расходы на инфраструктуру, которую РЖД содержит за счёт своих доходов. Ещё один момент, который сказывается на стоимости - это объёмы перевозок. По словам Дмитрия Овечкина, "снижение заказа на перевозки не снизит наши расходы на содержание инфраструктуры, подвижного состава, оно снизит доходы": "Меньше поездов, меньше пассажиров, меньше доходов".

Напомним, ранее премьер-министр Чувашии Иван Моторин заявлял, что "перевозки на сегодня убыточный вид деятельности": "А в Чувашии основные направления перевозки Чебоксары-Канаш, Канаш-Алатырь не электрифицированы, то есть старая тяговая сила, которая дорогая, и соответственно у нас один из самых дорогих тарифов. По данным Республиканской службы по тарифам, безубыточный тариф - 38 рублей. "Содружество" предлагало 44 рубля. Для сравнения, в Татарстане в 2 раза ниже. Республика такой тариф установить не может. На сегодня действует тариф 16 рублей за зону (10 км), с 15 мая он будет повышен до 18 рублей".

Пока народ безмолствует

Вахид Кулиев на вопрос о том, можно ли расценивать сокращение числа вагонов как попытку финансового давления на республику с целью оплаты долга, не дал однозначного ответа, уклончиво пояснив, что это делалось с "целью сокращения эксплуатационных расходов". По его словам, одновагонные поезда в сторону Канаша пошли уже с 12 июня, в том числе и в пятничный вечер 15 июня. На вопрос о том, знали ли они о напряжённости, которая возникла ещё за несколько дней до бунта, Кулиев также уклончиво сообщил, что "до 15 числа таких инцидентов не было". "На рельсы не бросались, да. Пенсионеры стояли и мучились", - заметили в ответ журналисты. Тут не выдержала Татьяна Витюгова, которая эмоционально заметила, что уже 12 июня "вообще невозможно было сесть": "Во-первых, поезд пришёл на час позже, потому что там, в перерыве на станции, висли люди, и машинист не мог зарыть дверь". Ещё более волнуясь и взывая к разуму, она сообщила, что поезда в этом направлении шли "битком", приводя кошмарные факты. В частности, во время движения в туалет захотел ребёнок, его передавали пассажиры по рукам: "Шесть человек в туалете ехали, только бы как-нибудь доехать. И это - 12 июня, в День России. Это нормальным считаете?". "За полноценный купленный билет как скотину забили вагон", - не смог сдержать эмоции Олег Мешков.

Михаил Янковский пояснил, что "Содружество", согласно соглашению с республикой, "действительно имеет право на оптимизацию своих издержек и в том числе какие-то действия по подвижному составу", "но это обязательно согласовано должно было быть с нами": "К сожалению, этого не произошло. И это явилось для нас полной неожиданностью. Обо всём этом мы узнали уже по факту". "Прекрасно знаете, что сезон дачный. Не вчера же положили рельсы Чебоксары-Канаш. Тем более тенденция к увеличению у вас пошла", - возмущённо заметил Олег Мешков. И продолжил: "Деньги из бюджета должны пойти за качественно предоставленные услуги, а не так, чтобы человек стоял на одной ноге и держал за волосы второго. Некачественно предоставленные услуги должны стоить некачественных денег, то есть дешевле. Намного".

Кульминация. Бунт: как это было

Напомним, накануне выходных, в минувшую пятницу 15 июня, "Содружество" в очередной раз подало один вагон вместо двух. В результате около 40 человек остались на перроне и блокировали движение электрички на полчаса. После переговоров дачников увезли на свои участки на автобусе.

Открывая "круглый стол", Дмитрий Овечкин в первую очередь извинился перед "теми людьми, которые оказались в ситуации на вокзале в Чебоксарах". Комментируя эту ситуацию, он сообщил, что в тот вечер, по уточнённым данным билетной кассы, было продано 27 билетов: "Всего лишь. Ещё 118 абонементов выходного дня находилось у людей на руках". "Это не значит, что все люди, у которых имелись эти абонементы, пришли именно на этот поезд", - считает Овечкин, высказав мнение, что среди бунтарей "далеко не все были пассажирами", "были просто люди, которые без всяких на то оснований пытались уехать в пригородном поезде, не приобретя ни абонемента, ни билета". "Вы говорите, что едут бесплатно. Там у вас в щель мышь не пролетит, там контролёры идут втроём, каждого проверяют. В прошлом году даже в корзинку к кошке лезли, даже за кошку заставили заплатить. Это неправда, что без билетов едут. Никто никогда у вас там в жизни не проедет без билета. У вас контролёры работают хорошо, им благодарность можете объявить", - позже парировала не хуже депутатов и политиков Татьяна Васильевна, пригласив железнодорожников съездить вместе с ней на этом поезде.

Михаил Янковский сообщил, что ранее на совещании в министерстве руководство "Содружества" по Чувашии объяснило инцидент "техническим сбоем", в результате которого с 12 по 15 июня была поставка всего одного вагона: "Объяснили тем, что вовремя ремонтные работы не были выполнены в подвижном составе и поэтому заменить пришедший в негодность поезд они, к сожалению, не смогли". "Мне неизвестно о каких-то технических сбоях, которые произошли 15 июня. Сбой, скорее, если произошёл, то организационный", - сказал Овечкин, не исключив, что "возможно, тут что-то появилось новое". Технические сбои опроверг и Вахид Кулиев. "Из тех объяснений, которые также, как и вы, мы сейчас услышали, я понял, что по инциденту, который произошёл, в руководстве "Содружества" нет единого мнения. Вчера (18 июня, ИА REGNUM) руководство этой организации нам объясняло это техническим сбоем, сегодня (19 июня) исполнительный директор, господин Кулиев заявил, что всё-таки это сокращение издержек по перевозке пассажиров. Мне думается, что здесь надо перейти к единому мнению с вашей стороны", - порекомендовал Янковский.

Железнодорожники также подчеркнули, что блокирование железной дороги недопустимо, за это предусмотрено административное наказание. "Людей можно понять, можно понять причины поступков людей, которые попытались заблокировать железную дорогу. Однако даже причины, которые на это подтолкнули, не могут являться оправданием", - обратился через СМИ к жителям республики Дмитрий Овечкин, подчеркнув, что "это не тот способ, которым нужно решать свои проблемы". "Я, конечно, согласна, неправильно, что они вышли на рельсы. Я пассажирка, на рельсы мне нельзя выходить, но что я должна делать? - взывала пенсионерка. - Мне на работу завтра, меня уволят". "Я не найду ответа на этот вопрос", - растерянно признался Овечкин. "Вынудили людей выйти на рельсы. Это не просто так, потому что просто терпение кончилось", - заступилась за пассажиров Татьяна Витюгова.

На вопрос о том, не пугает ли железнодорожников такая ситуация, что аналогичные бунты проходят в других регионах - в частности, в Самаре, Пензе, Дмитрий Овечкин удивил признанием в том, что не в курсе, что произошло в Самаре.

Напомним, сотня пассажиров электрички Самара-Жигулевск на час перекрыла движение в районе станции Пятилетка: вместо 10-вагонного состава там работает четырёхвагонный, который не всегда может вместить всех пассажиров.

Эпилог

"Мы, наверное, приходим к единому мнению, что это нонсенс. Ситуация не должна повторяться", - резюмировал Михаил Янковский. Это же подтвердили железнодорожники, обе стороны выразили заинтересованность в решении проблемы, и надежду на то, что в дальнейшем действия будут согласованными. Было отмечено, что в связи с произошедшим Чувашия обратилась в адрес "Содружества" с предложением увеличения составности пригородного поезда Чебоксары-Канаш до трёх вагонов в будние дни и до четырёх вагонов выходные, праздничные дни.