"Городская программа по реконструкции и реставрации исторического центра Санкт-Петербурга находится в довольно высоко стадии проработки, надеюсь, что в течение месяца-двух она будет доработана". Как сообщает сегодня, 27 июня, корреспондент ИА REGNUM, об этом накануне, отвечая на вопросы журналистов, сообщил вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Метельский.

Из центра не выселят, а переселят

Метельский отметил, что в финансировании подразумеваются три источника - федеральный и городской бюджет, а также частные инвестиции и подчеркнул, что "под развитие программы нужно формировать и законодательную базу, и соответствующий маневренный фонд для переселения жителей и организаций, чтобы они впоследствии вернулись в свои дома".

"Потому что программа построена не только на принципах реконструкции, но и на принципах капитального ремонта, что подразумевает приведение зданий в порядок и возврат туда тех собственников и нанимателей, которые там находились прежде", - сообщил вице-губернатор. Но, учитывая, что будут привлекаться инвестиционные деньги, инвесторам взамен тоже должна будет предложена либо собственность, либо какие-то имущественные права, хотя далеко не по всем объектам. Еще одной особенностью программы станет ее комплексный подход - " с точки зрения не только самих зданий, но и улиц, коммуникаций, инженерии и развития капитальной застройки в целом".

"Хотя понятно, что легче решать вопрос с отдельным зданием, чем в комплексе с кварталом, но поскольку мы рассчитываем, что программа - не на год и на несколько лет, она может быть достаточно длительной, то нам здесь важна не скорость, а качество", - рассказал Игорь Метельский.

Квартал для маневренного фонда пока намечен только один - это дома Тележной улицы. "Мы отремонтируем Тележную и создадим там резервный фонд для переселения жителей под цели будущего ремонта, - говорит Метельский. - Мы решили поблизости от центра создать такой фонд, потому что не все захотят ехать куда-то на окраину". По кварталам Лиговского проспекта, которые недавно посетил губернатор Георгий Полтавченко, Метельский сказал, что "пока о каком-то серьезном фонде мы говорим только о Тележной. По Лиговке просто наметили, там пока точного решения нет".

Чем нельзя поступиться

На вопрос корреспондента ИА REGNUM, чем, составляя и реализуя такую программу в историческом центре Санкт-Петербурга - самом большом объекте всемирного наследия, поступиться можно, а чем - нельзя и где граница "нельзя", Метельский ответил, что "это вопрос философский, который, в зависимости от эпохи, времени, каждый решает по-своему".

Вице-губернатор подчеркнул, что у города "есть свое представление, оно, в принципе, описано в законодательстве". "То есть, если мы говорим про памятники, то понятно, что это объекты охраны и должен сохраняться их общий облик. С точки зрения охранных зон и города, как исторического поселения - должны сохраняться все видовые панорамы, исторические виды и часть внутренней структуры дворов - это тоже у нас прописано и охраняется городским законом №820, - сообщил Метельский.- В других случаях - это сохранение внешнего облика и, возможно, какие-то более широкие действия внутри, там, где нет памятников. Но каждый раз все индивидуально".

Вице-губернатор отметил, что на этапе формирования программы наибольшую сложность представляет собой "соотнесение интересов и выбор приоритетов". А с точки зрения конкретных действий не хватает законодательной базы: "По сути дела мы должны нанимателей и собственников переселить и потом их вернуть, сегодня такого в законодательстве не существует. Это нужно создавать, причем на уровне изменений федеральных законов".

Город и область: преодолеть правовой тупик

Журналисты обратили внимание вице-губернатора на то, что эксперты Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, 36-я сессия которого проходит в Санкт-Петербурге, не раз высказывали претензии о том, что между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью не налажено взаимодействие по охране и управлению памятниками. (Объект всемирного наследия "Санкт-Петербург и прилегающая к нему группа памятников" находится на территории двух субъектов Федерации - Санкт-Петербурга и Ленинградской области - прим. ИА REGNUM).

"Эта проблема, на мой взгляд, является ключевой, - сказал Метельский. - Потому что по требованиям ЮНЕСКО должен быть единый правовой режим и орган управления памятником, а с учетом нашего разделения на два субъекта, это, скажем так, не очень реалистично. Потому что понятно, что любой орган, который начнет управлять, должен как-то соотноситься с компетенцией местных властей, но никакая власть не стремится поделиться полномочиями. Это некий правовой тупик, который надо преодолевать. А пока говорить об едином органе - идеалистическая ситуация".