"Необходимость введения открытых выборных процедур в формировании Совета Федерации уже давно назрела. Закрытая система вхождения в этот важнейший орган государственной власти стала причиной явного уменьшения его значения в политической системе России", - заявил сегодня, 28 июня, корреспонденту ИА REGNUM генеральный директор калужского областного "Института качества жизни", кандидат политических наук Олег Калугин. "Непрозрачность отбора кандидатов в верхнюю палату российского парламента неизбежно привела к различным злоупотреблениям и, как следствие, к громким скандалам вокруг отдельных сенаторов, а это уже серьезная системная проблема", - отметил он.

По его словам, "правовая идеология российского сената предполагает усиленную ответственность его членов перед обществом, их безупречную репутацию". "Если депутаты Госдумы могут себе позволить определенную эмоциональность и экстравагантность, то сенаторы должны играть стабилизирующую роль в законотворчестве и в политических дискуссиях. Можно сказать, что Совет Федерации - это фильтр мудрости и здорового консерватизма, а раз так, то его легитимность не должна вызывать никаких сомнений. В правовых демократических государствах существует только один способ легитимации законодательной власти - максимальная политическая прозрачность и реальная выборность всех парламентариев. Я считаю, что авторы данного законопроекта на правильном пути. Роль Совета Федерации в условиях политической турбулентности трудно переоценить. Сенат нужно приблизить к рядовым избирателям регионов нашей страны. Это усилит его социально-политическое влияние и авторитет", - считает Калугин.

"Что касается некоторых комментариев о половинчатости законопроекта. Иногда даже звучат радикальные предложения избирать членов Совета Федерации от партий или посредством института самовыдвижения. В настоящее время это невозможно в силу правовых причин. В п.2 ст. 95 Конституции РФ четко прописаны принципы формирования верхней палаты Федерального Собрания РФ: "В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти". Именно поэтому законодатель обязан исходить из конституционных норм при изменении законодательства о порядке формирования Совета Федерации. На мой взгляд, в рассматриваемом законопроекте найдены оптимальные политико-правовые решения. Либеральнее уже нельзя. Есть опасность выйти за конституционные рамки", - полагает Калугин.

"Уровень развития нашего гражданского общества еще не высок, чтобы избирать сенат по тем же принципам, по которым мы выбираем Госдуму. Можно, конечно, увлечься либерализацией политической системы, убрать все институты политической стабильности, но тогда есть опасность, что общество "пойдет вразнос", вместо правового явления "свобода" мы получим вовсе не правовое явление "воля". Не следует забывать и некоторые страницы новейшей истории России. В "лихие 90-е" именно консервативный Совет Федерации стал на пути развала России и не позволил дестабилизировать ситуацию в стране до уровня непоправимости", - подчеркнул калужский политолог.,