В середине сентября в Актау при партнерстве ИА REGNUM пройдет Вторая международная конференция "Парадигмы международного сотрудничества на Каспии: энергетика, экология, модернизация, безопасность", организованная фондом Александра Князева, Институтом социально-политических исследований, а также Информационным агентством "ИнфоРос".

Учитывая, что поддержат конференцию Деловой совет ШОС и лично премьер-министр Казахстана Карим Масимов, думается, что дискуссия по ключевым вопросам каспийской проблематики - а их в последнее время немало, будет, как минимум, занятной. Зная тематическую часть обсуждения и предварительный состав участников экспертного заседания, корреспондент ИА REGNUM решил прояснить позицию самой, казалось бы, непримиримой стороны во многих конфликтах вокруг водоема - Азербайджана. Известный политолог Ильгар Велизаде, один из участников будущей конференции, раскрыл некоторые детали в позиции официального Баку.

ИА REGNUM: Возможно ли за счет Каспийского региона обеспечить энергетическую безопасность стран-производителей и потребителей энергии?

Наверное, стоит говорить об энергетической безопасности определенного ограниченного круга стран, как производителей, так и потребителей каспийских нефти и газа. В этой связи можно говорить, что за прошедшие два десятилетия странам-участникам энергетического товарообмена удалось достичь необходимого баланса интересов, который позволяет обеспечивать их энергетическую безопасность. Для Азербайджана, Казахстана и Туркменистана карбогидрогенные ресурсы Каспия имеют исключительное значение. Их разработка осуществляется согласно национальным стратегиям каждой из этих стран, в чем сильно заинтересованы их партнеры в Европе, Америке, в соседних регионах. Эти взаимные интересы, несомненно, являются залогом упрочения региональной энергетической безопасности и вносят свой вклад в упрочении энергетической безопасности в глобальном масштабе.

ИА REGNUM: Не зациклены ли слишком некоторые из каспийских стран на энергоресурсах, которых не так много, как это часто преподносится политиками?

Посмотрите, основные доходы перечисленных стран, да и России и Ирана обеспечиваются за счет реализации их энергетического сырья. В этом смысле зацикленность политиков на нефти и газе вполне объяснима. С другой стороны не вполне объяснима ситуация, когда все понимают, что нефть и газ когда то закончатся и надо будет как то привыкать жить в условиях их дефицита, но то ли инерция мышления, то ли особенности развития мировой экономики в которой, по-прежнему, традиционные энергоресурсы играют исключительную роль, то ли по каким то менее объяснимым причинам ощутимой диверсификации источников внешних доходов не происходит. Кстати этому же способствует то обстоятельство, что с каждым разом объемы подтвержденных запасов топлива в странах региона возрастают и, как следствие, время эксплуатации существующих месторождений постоянно увеличивается. А вот над этим уже нужно серьезно задуматься.

ИА REGNUM: Каким видится из Азербайджана будущее Каспийского региона? Например, в части обеспечения безопасности всего региона? Как бы вы в этом контексте прокомментировали дипломатический скандал между официальными Баку и Тегераном, а также углубляющиеся связи Азербайджана с израильскими военными (официально) и разведкой (по сообщениям иранских СМИ)?

Сложно, конечно, рисовать в исключительно розовых красках будущее нашего полного противоречий и конфликтного потенциала региона. Очень много внешних рисков, полностью просчитать которые не представляется возможным. Да и трений между самими государствами региона по отдельным вопросам также предостаточно. В этом смысле весьма натянутые отношения между Баку и Тегераном, имеющие место все последние месяцы являются показательными. Однако, в части причин нынешнего обострения ирано-азербайджанских отношений я не могу согласиться со многими существующими оценками. В частности азербайджано-израильское военное сотрудничество, которое действительно имеет место, раздражает Иран. Но что касается форм этого сотрудничества и его целей, то вряд ли стоит думать, что оно направлено против Ирана. Я считаю крайне несерьезной информацию о том, что Азербайджан якобы предоставил один из своих военных аэродромов для израильских ВВС, с тем, чтобы облегчить их задачу по нанесению воздушно-ракетного удара по территории ИРИ. Кроме того, я рекомендовал бы читателям быть более внимательными и самим судить может ли агент Моссада раздавать интервью на эту тему в популярных печатных изданиях. Вообще, налицо попытка стравить Иран и Азербайджан, создать нестабильность не только во взаимоотношениях между этими соседними государствами, но и во всем каспийском регионе. К сожалению, деятельность СМИ, и, в частности, иранских нередко этому способствует. Так, недавно Иранская национальная телерадиовещательная компания IRIB, со ссылкой на тегеранское радио распространила информацию о том, что Иран закрыл границу с Нахчыванской автономной республикой Азербайджана, находящуюся в полублокадном состоянии по причине армяно-азербайджанского конфликта. Через определенное время поступила информация о том, что граница Ирана с Нахчыванской Автономной Республикой не закрывалась и распространенная в связи с этим информация не соответствует действительности.

Вся эта информационная война, подогреваемая заявлениями политиков, несомненно, серьезно дестабилизирует ситуацию в регионе. Но, несмотря на все это, говорить, что отношения между Баку и Тегераном перешли точку невозврата и скатываются по наклонной к полному разрыву - нельзя. В обеих столицах прекрасно понимают цену такого разрыва, поэтому стараются не переходить той черты, которая бы навсегда нарушила так необходимое сегодня обоим сторонам политическое равновесие.

В то же время следует заметить, что за истекшие десятилетия странами каспийской пятерки выработан довольно серьезный потенциал для сотрудничества, который игнорировать нельзя. В частности, опасения, что возможный ирано-азербайджанский разрыв самым негативным образом отразится и на уровне внутрикаспийского диалога также может выступать сдерживающим фактором для двух стран.

ИА REGNUM: Что вы думаете о возможности прямого военного присутствия США и НАТО в Азербайджане?

Такую возможность я полностью исключаю. Во-первых, азербайджанская конституция не дает право какому-либо государству или военно-политическому блоку размещать на территории страны военные базы, во вторых Азербайджан является членом Движения неприсоединения, участие в котором подразумевает неучастие в военных блоках. ИА REGNUM: Какое, на ваш взгляд, значение в контексте региональной безопасности, имеют провокации в точке соприкосновения, в Карабахе, в ходе визита Хиллари Клинтон? В чем причины нового витка напряженности вокруг Карабаха?

Есть все основания предполагать, что вооруженные инциденты на линии соприкосновения сторон армяно-азербайджанского конфликта связаны с визитом Хиллари Клинтон в регион самым непосредственным образом. Налицо была попытка еще раз обратить внимание США на возможность возобновления горячей фазы конфликта и на риски связанные с этой возможностью. Однако, значение этих инцидентов я бы не переоценивал. Данный конфликт имеет давнюю историю и к сожалению, несмотря на многочисленные попытки его решить, реальных сдвигов в этом вопросе достичь не удалось. Что можно было ожидать от короткого визита американского госсекретаря, когда стороны почти с десяток раз встречались на самом высоком уровне при активном содействии и участии российского президента, но сдвинуть ситуацию с мертвой точки так и не удалось?

ИА REGNUM: - Оцените перспективу войны в Каспийском регионе.

- Если говорить о перспективе войны между странами каспийской пятерки - то она, к счастью, минимальна. Слишком велики издержки и слишком неопределенными кажутся результаты. К сожалению, попытки рассорить соседей по региону сохраняются, но страны Каспия имеют достаточно рычагов, чтобы снивелировать негативные последствия подобных попыток. Так что в перспективу полномасштабной войны на Каспии я не верю.

ИА REGNUM: Каково отношение Азербайджана к ШОС? Особенно - после получения Турцией статуса партнера по диалогу? Как вы это расцениваете? ШОС, на мой взгляд, серьезная структура в сфере обеспечения региональной или субрегиональной безопасности, и участие все большего числа стран в ее деятельности превращает эту организацию в паназиатскую структуру с довольно действенным механизмом. Но, несмотря на солидный срок, прошедший с момента ее деятельности ШОС для многих стран все еще является "темной лошадкой", где интересы и ожидания участников не всегда и во всем совпадают. Если оценивать отношение Азербайджана к ШОС с этих позиций, то можно говорить о наличии определенного интереса, который усиливается и ослабевает в зависимости от обстоятельств, связанных как с деятельностью ШОС, так и с консолидированной реакцией ее членов на те или иные процессы и события.

ИА REGNUM: Существуют ли возможности у Шанхайской организации сотрудничества в оптимизации взаимодействия в Каспийском регионе? В обеспечении региональной безопасности? Могут ли такие возможности появиться и что для этого надо?

Однозначно существуют. Достаточно напомнить, что две из пяти прикаспийских стран Россия и Казахстан являются непосредственными участниками ШОС, еще одна - Иран - является кандидатом на вступление. Китай, хотя и не является участником каспийской пятерки, с каждым годом имеет все больший вес в делах нашего региона. В данном случае достаточно лишь политической воли всех участников каспийского диалога, чтобы взаимодействие на Каспии было эффективным во всех отношениях. Естественно, для этого необходимо решить ряд принципиальных вопросов, среди которых вопрос окончательного определения юридическо-правового статуса каспийского моря стоит на первом месте. В любом случае, решая вопросы региональной безопасности, проблемы недопущения роста экстремизма и насилия использование потенциала и опыта участников ШОС было бы не лишним.

ИА REGNUM... И вообще, как отнесется Азербайджан к вероятному получению Ираном статуса члена организации? Эта тема является исключительной прерогативой Ирана. Но, думаю, что членство ИРИ в Шанхайской организации сотрудничества будет способствовать большей прогнозируемости иранской внешней политики. Повысится степень взаимодействия Ирана с Россией и Казахстаном. Это в свою очередь может лечь в основу нового этапа, этапа стабильности собственно в Каспийском регионе.

ИА REGNUM: Как вы относитесь к перспективе войны на Ближнем Востоке? Оцените, пожалуйста, масштабы вероятного ущерба?

Большая война на Ближнем Востоке сулит хаос и невероятные риски не только самому этому региону, но и миру в целом. Неопределенность вокруг Сирии и Ирана, весьма кажущееся спокойствие в Ираке, непонятная дальнейшая судьба Египта, Ливии и Йемена позволяют говорить о том, что регион впал в период перманентной нестабильности. На этом фоне периодически обостряющиеся отношения между самими государствами региона не позволяют говорить о нормализации обстановки здесь в обозримой перспективе. Но к чему такая ситуация приведет к большой войне или к большому хаосу приходится только гадать. В любом случае, реально оценить масштабы их последствий весьма проблематично. Необходимо принимать во внимание и то обстоятельство, что регион является основным поставщиком нефти и газа на мировые рынки. Сильная волатильность цен на эти стратегические товары может дестабилизировать едва заметный процесс восстановления мировой экономики, а это уже даст эффект, который экономисты называют эффектом мультипликатора.