Румыния - Россия: "Перезагрузка" между Румынией и Россией откладывается". Политика: "Бэсеску и Понта не преодолели менталитет средневековья". Румыния - Молдавия: "В XXI веке невозможно оправдать восхваление таких, как Ленин, Сталин, Антонеску или Кодряну, и при этом утверждать, что ты демократ".

Румыния - Россия: "Перезагрузка" между Румынией и Россией откладывается"

"Перезагрузка" между Румынией и Россией откладывается, пишет Revista 22. Анализируя в более широком региональном контексте недавние заявления посла России в Румынии, становится понятным, что препятствия для перезагрузки находятся в Москве. В своём интервью для канала B1TV Олег Мальгинов, посол России в Бухаресте, объясняет, почему отношения между двумя странами скорее "прохладные": "румынский народ и власти Румынии сделали свой выбор в пользу интеграции в ЕС и НАТО, шаг, предполагающий некоторые внутренние усилия, чтобы вступить на этот весьма сложный путь, и определённые жертвы на внутреннем плане, а также создание и внедрение новых законов, которые стали стандартами. В ходе этого процесса, Румыния во многом находила поддержку западных стран, США и осталась вне приоритетов внешней политики Российской Федерации". Другими словами, Румыния виновата в том, что предпочла России современность Запада. Далее, похоже, нас разделяет целый набор принципиально различных стратегических выборов. Мы предпочли выбор Гавела ("идея рождения НАТО в том, что свобода и демократия должны быть защищены. НАТО - это организация стоящая на службе людей, а не генералов") и Михника ("членство в НАТО для меня - это своего рода якорь и гарантия демократии в моей стране").

И всё же, является ли этот фундаментальный выбор непреодолимым препятствием? - продолжает Revista 22. Обычно, когда нам рекомендуют хорошую модель положительного опыта, парадигму перезагрузки, то указывают в сторону Польши. Иными словами, успех, засвидетельствованный в Париже и Берлине. Это уважаемая страна, имеющая региональный вес, и которую не заподозришь в необоснованной конфликтности по отношению к восточному гиганту.

Однако, если получше приглядеться, то можно отметить, что поляки предпринимают более "решительные" шаги, чем Румыния до настоящих пор, пишет Revista 22. На протяжении последних лет, особенно после 2009 года, с момента прихода Обамы к власти, когда Вашингтон подал сигнал о перезагрузке отношений с Москвой, и Варшава запустила собственное "обновление". Но весьма своеобразное, своего рода перезагрузка с зубами. Польша предложила одновременно траекторию диалога, посредничество, дипломатическую разрядку и примирение, но в то же самое время, пыталась получить более ощутимые дополнительные гарантии со стороны соответствующих европейских государств. Вот почему НАТО впервые разработала планы территориальной обороны для Польши и прибалтийских стран. А Соединенные Штаты приняли решение разместить на польской земле батарею ракет Patriot и эскадрилью F-16. Вся эта польская хореография символизирует попытку разрядить дипломатические отношения с Россией, стремясь при этом инвестировать в дополнительные страховые полисы.

Можно предположить, что после этих символических жестов Польша будет чувствовать себя в большей безопасности, продолжает Revista 22. Однако, тревога сохраняется. Особенно по поводу жизнеспособности Альянса, который, похоже, превратился в некоторой степени в атрофированный организм, особенно это касается его инстинктов по защите территорий. Это подтверждают выступления министра иностранных дел Польши, сделанные несколько недель назад, еще до саммита НАТО в Чикаго. С точки зрения Варшавы "главной задачей НАТО является обеспечение союзнических оборонных возможностей на уровне, который гарантирует равную безопасность для всех государств-членов". По-прежнему считается, что между Старой и Новой Европой существует дисбаланс в безопасности, располагая тем самым восточную периферию в уязвимую позицию. Отсюда это предложение провести масштабные многонациональные наземные военные учения, что подтвердит кредибильность 5-й статьи (5-я статья Вашингтонского договора Организации Североатлантического договора предполагает принцип коллективной обороны и предусматривает, что если один из союзников по НАТО подвергнется вооруженному нападению, все другие члены Альянса будут рассматривать этот акт насилия как вооруженное нападение на всех членов и примут меры, которые сочтут необходимым, для оказания помощи подвергшемуся нападению союзнику - прим. ИА REGNUM), а также станет "убедительным доказательством солидарности Альянса". Кредибильность статьи 5 остается постоянной польской проблемой.

Безусловно, представители Москвы не упускают возможности поставить упрек по ПРО и, зная о табу Альянса, предложить неразумные решения, пишет Revista 22. Отвечая на вопрос, является ли размещение противоракетного щита барьером к потеплению двусторонних отношений, посол России в Бухаресте ответил: "В большой степени, да". В конце концов, у России имеется принципиальная проблема, связанная с американским присутствием, сколь бы незначительным оно ни было, в Центральной и Восточной Европе. На самом деле, Москва понимает, что главная забота восточно-европейских элит в меньшей степени имеет отношение к иранской ракетной угрозе. Но в отличие от Румынии, Польша не стесняется заявить об этом прямо. В то время как США перенаправляют свой евроатлантический азимут к Тихому океану, центральные и восточные европейцы ставят на решительное укоренение американского присутствия в регионе. И разве есть более подходящий для этого способ, чем противоракетный щит?

Румыния не поднимает тему интернационализации Черного моря, не просит публично у НАТО принятия планов по территориальной обороне и не ставит под сомнение кредибильность 5 статьи. По крайней мере, открыто. Сегодняшняя Румыния не делает волн, не беспокоит, в целом сохраняет low profile. С другой стороны, Польша называет вещи по имени. Возможно, решение потепления двусторонних отношений находится в Москве и заключается в перезагрузке её предрассудков относительно Бухареста? В конце концов, высказываемые в наш адрес упреки связаны с нашим западным выбором и размещением противоракетного щита. В том виде, как она было сформулирована, цена "потепления" является неприемлемой, подводит итог издание.

Политика: "Бэсеску и Понта не преодолели менталитет средневековья"

Конституционный суд Румынии разрешил конфликт между президентом Траяном Бэсеску и премьер-министром Виктором Понтой по вопросу представительства страны на саммите Евросоюза, пишет Realitatea. Решением инстанции, основываясь на конституционных полномочиях, мандат на представление страны есть лишь у президента Траяна Бэсеску. Инстанция определила, что правительство не вправе исключать президента из состава делегации, а представительство страны в международных отношениях является прерогативой главы государства. Суд фактически повторил позицию президента, что представительство Румынии премьер-министром возможно лишь на основании делегирования полномочий. "Таким образом, именно президент как глава государства должен представлять страну на саммите Евросоюза", - говорится в решении суда.

Комментируя решение суда, Виктор Понта заявил, что "не удивлен" таким поворотом событий, так как "в Конституционном суде у Бэсеску есть несколько людей, которые всегда выполняют его пожелания", продолжает Realitatea. "Завтра (саммит Европейского совета проходил 27-28 июня - прим. ИА REGNUM) я поеду в Брюссель, я уполномочен на то парламентом Румынии, надеюсь, что президент понимает, что эти конфликты идут во вред интересам Румынии. Я несу ответственность перед людьми, которые доверились мне", - добавил премьер.

На следующий день премьер-министр Румынии Виктор Понта действительно отбыл в Брюссель на саммит Евросоюза, пишет Realitatea. Вместе с премьером в Брюссель прибыли министр иностранных дел Андрей Марга и министр по европейским делам Леонард Орбан.

Самовольный визит главы правительства, на основании мандата парламента, но вопреки решению Конституционного суда, заставил президента Траяна Бэсеску отменить собственный отлет в Бельгию, продолжает Realitatea. В то же время в специальном выступлении по поводу участия во встрече лидеров сообщества премьер-министра Виктора Понты, Бэсеску заявил, что Румыния нелегитимно представлена на саммите Евросоюза в Брюсселе. "Впервые Румыния нелегитимно представлена на саммите ЕС. Это первый раз за восемь лет мандата, когда мне попытались воспрепятствовать в исполнении конституционных полномочий", - сказал Траян Бэсеску. Среди нарушений, допущенных правительством, глава государства перечислил и отказ направить в Брюссель список членов делегации от администрации президента, во главе с самим Бэсеску. В то же время президент отметил, что сам Евросоюз вполне может считать представительство легитимным, так как официальный представитель Румынии все же прибыл на саммит, хоть и не имел на то конституционных полномочий. Глава государства при этом заявил, что не намерен подавать каких-либо жалоб на премьер-министра.

Старая Европа не предоставила достаточно посадочных мест для румынских лидеров, жаждущих изменить будущее континента на Европейском Совете, пишет Gandul. Выделила одно единственное, для того, кто представляет Румынию. Понта ещё до рассвета вскочил на самолет в Брюссель, наплевав на решение Конституционного суда Румынии, наделившего президента Бэсеску правом представлять Румынию. Он вспомнил об этом, лишь когда уверился в том, что президент не прибудет, виновато заявив, что "уважает решение Конституционного суда". Понта попытался узурпировать атрибуты, которые ему не принадлежат, силовым путём. Президент Траян Бэсеску, оставшийся во дворце Котрочень, сыграл роль "мудреца", занятого спасением чести страны. Он дал понять, что избежал большего вреда своим присутствием на Совете Европы. Однако, Бэсеску также подал сигнал тревоги, чтобы услышали его везде, будь то в Брюсселе или в Вашингтоне или в Москве. "В Румынии происходит сильнейшее отклонение от демократических норм", а "правовое государство поставлено под угрозу". И чтобы фиаско на Европейском Совете было гарантированным, присутствие Понты было названо "незаконным".

Они оба не понимают, что являются лишь двумя эфемерными и вторичными фигурами в сложной картине, касающейся будущей европейской конструкции, продолжает Gandul. В то время как внутри страны ведутся поиски виновника или победителя в этой мелкой внутренней войне, в Брюсселе проходят серьёзные переговоры. И нечего нам пьянеть от простой воды в упоении, что мы что-то значим, ведь мы показали, что не заслуживаем этого. Евросоюз ни секунды не переживал по поводу того, кто поедет в Брюссель от Румынии. Если Румыния разделилась на два лагеря, каждый со своими сторонниками, то в столице Европы ни одно ток-шоу даже не затронуло этой темы. Потому что Европу не интересует лично ни Бэсеску, ни Понта, лишь позиционирование Румынии имеет значение. А наша страна направила сообщение об уязвимости по причине политического кризиса, в котором она тонет.

Что выиграла Румыния из того факта, что президент Румынии Траян Бэсеску "отрёкся от конституционных прерогатив" или "ему помешали их осуществить", но заявил из Бухареста, что премьер-министр Виктор Понта представляет Румынию незаконно? - пишет Gandul. Пошёл ли Румынии на пользу тот факт, что премьер-министр находится в Брюсселе, но по телефону просит президента предоставить ему право представлять страну за два часа до начала Совета Европы? Румыния от этого только потеряла. Мы упустили шанс показать, что мы серьезные партнеры, которые смотрят в будущее. Что есть партнер, с которым можно вести переговоры, а не множество лагерей и группировок власти. Траян Бэсеску и Виктор Понта не преодолели менталитет средневековья. Румыния сегодня пребывает в "неловкой" ситуации, несмотря на заверения президента Бэсеску о том, что он не хотел портить имидж страны. Президент подлил масла в огонь из Бухареста, оповестив европейских чиновников о том, что перед ними стоит "незаконный представитель государства". А премьер-министр отбыл с первым самолетом, как если бы в Брюсселе решались главные проблемы Румынии. Худшее случилось, и осталось дожидаться последствий. Бэсеску и Понта поругались из-за статьи конституции "кто представляет румынское государство", и закончилось всё тем, что Румынию не представил никто. Вместо этого, они продолжат грызть глотки друг другу дома. Внутренняя ставка превысила внешнюю, подводит итог издание.

Ставка борьбы за то, чтобы представлять Румынию на саммите Европейского совета 28 - 29 июня 2012 года состоит не только в горячем желании удовлетворить собственное тщеславие, имеющееся у двух румынских политруков - Бэсеску и Понты, но из континентальных интересов, которые столкнутся в Брюсселе, пишет Ziare.com. Две очень разные точки зрения на ближайшее будущее Европейского союза будут сильно влиять на дебаты этих дней. Социалистическое видение, продвигаемое президентом Франции, социалистом Франсуа Олландом, который предлагает послабления мер бюджетной экономии в помощь среднему классу европейцев, и видение канцлера Германии Ангелы Меркель, которая требует ужесточения мер бюджетной экономии и структурных реформ, чтобы дисциплинировать те европейские страны, которые потребляют больше, чем производят. Ввиду их политической принадлежности, Бэсеску и Понта находятся в разных лагерях, и официальное участие одного из них на саммите Европейского совета означает дополнительный плюс для одного из этих двух видений.

Конституционный конфликт между Бэсеску и Понтой обнажает глобализацию политического акта, тот факт, что национальная политическая партия или политический деятель не могут действовать независимо от континентальных интересов, преследуемых транснациональной политической группой, в которую он входит в наднациональной политической структуре, такой, как Европейский парламент, продолжает Ziare.com. Отсюда следует, что национальные интересы будут разбавлены наднациональными интересами, а лояльность политических лидеров по отношению к собственным нациям будет подвергаться растущему давлению континентальных политических групп, которые потребуют у своих региональных филиалов лояльности превосходящей национальную. Неизвестно, осознают ли Бэсеску или Понта в полной мере последствия саммита Европейского совета для будущего Румынии. Похоже, что нет, учитывая сколько времени они ведут эту битву высокомерия, подводит итог издание.

Румыния - Молдавия: "В XXI веке невозможно оправдать восхваление таких, как Ленин, Сталин, Антонеску или Кодряну, и при этом утверждать, что ты демократ"

"В цивилизованном мире не сравнивают нацистов с коммунистами", - заявил депутат парламента Молдавии от Партии коммунистов (ПКРМ) Григорий Петренко, пишет Acum. Декларация депутата-коммуниста последовала за голосованием парламентского большинства - Альянса за европейскую интеграцию - за изгнание его из зала за оскорбляющие и клеветнические заявления. Петренко с трибуны парламента сравнил депутатов АЕИ с агентами гестапо.

Затем депутаты-коммунисты, в количестве 39 из 101 (после выхода из фракции ПКРМ депутатов Вадима Мишина, Олега Бабенко и Татьяны Ботнарюк, во фракции осталось 36 депутатов - прим. ИА REGNUM), попросили включения в повестку дня своих законодательных предложений о недопустимости действий по реабилитации нацизма, прославления нацистских преступников и их пособников, продолжает Acum. "Я согласен, что это важный проект, но полагаю, что он требует более глубокого обсуждения. Одновременно с этим предлагаю, чтобы сталинизм, который принёс не меньше жертв, чем нацизм, также был расценён как преступление. Поэтому предлагаю, чтобы в этом проекте значилось осуждение и нацизма, и коммунизма", - заявил Валерий Стрелец, лидер парламентской группы Либерально-демократической партии (ЛДП), партии премьер-министра Владимира Филата, главной составляющей АЕИ. В конечном итоге, законопроект Коммунистической партии не получил достаточного числа голосов. Разъяренный депутат-коммунист Александр Петков обвинил депутатов АЕИ в том, что они считают героями военных преступников. "Позор всем, кто не проголосовал за этот проект. Позор, ведь деды большинства из вас воевали в той войне", - сказал Александр Петков.

Это обсуждение происходит не в первый раз, пишет Acum. Во времена правительства 1998 - 2001 гг., на тот момент лидер Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Юрий Рошка внёс предложение о законопроекте, предусматривающем запрет коммунистических и фашистских партий, но безуспешно. Подтекстом этого спора является история ХХ века, в частности, после августа 1939 года, когда состоялось подписание пакта между нацистской Германией и Советским Союзом, который дал возможность Сталину аннексировать в июне 1940 года часть восточной Молдавии и преобразовать её, после обрубания северной и южной частей, а затем присоединения полоски земли на восточном берегу Днестра, в Молдавскую Советскую Социалистическую Республику (МССР). Последовал приход румынской армии, вместе с немецкой в июне 1941года, и освобождение этой территории, а затем возврат Красной Армии в 1944 году и повторное присоединение Бессарабии, Северной Буковины и Края Херца к СССР - территорий, которые в настоящее время составляют часть Республики Молдова и Украины, государств, рождённых в 1991 году после распада СССР (В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, которая с 1812 года входила в состав России, и аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены в 1944 году. B 1941-1944 гг. румынская армия принимала участие во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии и представляла собой крупнейший союзный контингент из числа стран-сателлитов Германии (267.727 человек). На оккупированных Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380.000 до 600.000 евреев. Точных данных по общим потерям СССР в результате румынской оккупации до сих пор нет. Наступление Красной Армии в августе 1944 вызвало в Румынии переворот - король Михай I сверг фашистского диктатора Иона Антонеску - и переход на сторону антигитлеровской коалиции 25 августа 1944 года - прим. ИА REGNUM).

Дебаты "нацизм vs коммунизм" всегда находились под влиянием политической ситуации, в частности, вопроса о национальной идентичности, ввиду того, что адепты румынизма осуждали в особенности коммунизм, а сторонники молдовенизма осуждали исключительно нацизм, продолжает Acum. Здесь свою печать накладывает и советское наследие, в котором уравнение "румын = фашист" прочно вбилось в ходе промывания мозгов многим гражданам МССР. ПКРМ является прямой наследницей КПСС, партия которая считает, что Молдавия была "освобождена от фашистского ига", в то время как те, кто признаёт себя румынами, считают 1940 и 1944 оккупацией. И те, и другие избегают разговоров о геноцидальном характере сталинского режима и режима Антонеску 1941- 1944 годов. Геноцид начался в 1940 году, его кульминация пришлась на массовые депортации в Сибирь, по приказу Сталина, порядка 10000 семей ("классовых врагов") 12 - 13 июня 1941 года. Далее в июне 1941 года, последовала депортация, по распоряжению Антонеску, почти всех евреев, оставшихся на территории МССР, в приднестровские лагеря, где многие из них погибли, часть из них была уничтожена, другие - умерли от болезней, холода или недоедания. Возвращение советской оккупации после 1944 года привело к дальнейшему геноциду, новой волне массовой депортации в Сибирь 6 - 7 июля 1949 года. Как в 1941, так и в 1949 году, многие из тех, кого депортировали в вагонах для скота, умерли по дороге или в месте, где их оставили на произвол судьбы. Только после смерти Сталина в 1953 году, выжившим депортированным было разрешено вернуться в свои дома, где было обнаружено, что все их имущество разграблено.

Таким образом, и нацизм (фашизм), и коммунизм, посредством тех режимов, которые правили после 1940 года и до 1989 года этой территорией, которая сегодня является Республикой Молдова, совершали здесь преступления против человечности, пишет Acum. Это следует признать политикам, историкам и простым людям. Форма, в которой власти Румынии взяли на себя ответственность за недавнее историческое прошлое может стать моделью, даже если она не идеальна. После доклада комиссии Визеля за 2004 год румынское государство признало ответственность режима Антонеску за Холокост, а в 2006 году в докладе Комиссии Тисманяну коммунистический режим был признан "незаконным и криминальным". Настало время, чтобы политический класс в Кишиневе ступил на этот путь, особенно если он желает европейской интеграции. Необходимо понять, что делимитация от коммунистического/советского прошлого, так же как и от прошлого фашистского/Антонеску является обязательной, если есть желание укрепить демократию в Республике Молдова. Поэтому обмен вышеприведенными репликами между депутатами парламента, свидетельствует о политической инфантильности, где ПКРМ лишь играет первую скрипку. В двадцать первом веке невозможно оправдать восхваления таких, как Ленин, Сталин, Антонеску или Корнелиу Зеля Кодряну (лидер румынской фашистской организации "Железная Гвардия" в 30-х годах ХХ века - прим. ИА REGNUM), и при этом утверждать, что ты демократ, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.