"Историческое рукопожатие". Так должно быть расценено событие, состоявшееся в адриатическом Дубровнике 7 июля 2012 года на VII саммите Хорватии. Экс-президент Сербии и председатель одной из ведущих партий страны Борис Тадич публично пожал руку премьер-министру Косово Хашиму Тачи.

На хорватском саммите присутствовали: премьер-министр Польши Дональд Туск, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, премьер-министр Словакии Роберт Фицо, премьер-министр Румынии Виктор Понта, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, премьер-министр Албании Сали Бериша, премьер-министр Черногории Игорь Лукшич.

Словения была представлена министром иностранных дел Карлом Эрьявецом, Босния и Герцеговина - министром иностранных дел Златко Лагумджия, из Австрии прибыл вице-канцлер и министр по европейским и международным делам Михаэль Шпинделеггер.

Таким образом, на представительном мероприятии главами правительств была представлена почти вся региональная Вышеградская группа ЕС, все "восточные" Балканы. А еще на саммите в Дубровнике присутствовали: генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Рассмусен и помощник госсекретаря США по европейским и евразийским делам Филипп Гордон.

Но. Среди многочисленных правительственных делегаций отсутствовала одна и самая важная для Хорватии и всего Балканского региона - Сербии. Сербы отказались от участия в хорватском саммите под предлогом формирования у себя в эти дни правительства. Хотя, очевидно, саммит прошел в субботу и воскресенье 7-8 июля и в нем мог бы принять участие президент Сербии Томислав Николич. Именно Николич в первый месяц своего президентства интенсивно занят выстраиванием международных связей. Но Николич не поехал в Хорватию. И главной причиной этому стало, очевидно, присутствие на хорватском саммите в качестве официально приглашенного лица премьер-министра самопровозглашенного и оккупированного войсками НАТО Косова Хашима Тачи.

И вот в этой ситуации Борис Тадич, проигравший президентские выборы и упустивший возможность сформировать правительство в Белграде, едет в хорватский Дубровник и в присутствии президента и премьер-министра недружественной Хорватии, представителей властей бывших республик Югославии, венгерского, польского, словацкого, румынского, болгарского премьеров, генерального секретаря НАТО и, наконец, самого специального посланника США демонстративно уверенно приветствует премьер-министра мятежного и непризнаваемого сербами Косово. Буквально на следующий день президент Косово Атифете Яхьяга заявила о готовности к официальной встрече с президентом Сербии Томиславом Николичем. По замыслу лидеров Косово, переговоры с ними - "законным и легитимным руководством" на высшем уровне и станут неформальным признанием Сербией независимости Косово.

Хорватские СМИ на следующий день прокомментировали рукопожатие Тадича и Тачи на саммите, как зримый ответ лидера прозападной сербской Демократической партии на пожелание американцев.

Происшествие в Дубровнике получило в регионе разные оценки. Министр иностранных дел Австрии Шпинделегер заявил, что символический жест Тадича запоздал и Николичу еще предстоит найти жест, который покажет, что он "осведомлен о прошлом". По мнению Запада, надо проделать, что-то подобное, но только главе сербского государства. Тадич является экс-президентом, поэтому с его стороны этот символический жест запоздал.

Сербский национальный совет Северного Косово и Метохии оценил рукопожатие Тадича и Тачи в качестве "продолжения катастрофической политики ДС на пути признания независимости Косово". Сам Борис Тадич заявил, что его рукопожатие с Хашимом Тачи не имеет никакого исторического значения. Это был простой знак "пристойности". В сербских СМИ не преминули ему напомнить, что именно Тачи подозревается в причастности к торговле человеческими органами убитых в Косово сербов. На руках Тачи - кровь убитых сербов.

Несообразность случившегося "рукованья" в Дубровнике в этом отношении очевидна. Ведь "историческое рукопожатие" последовало на следующий день после известия об убийстве из огнестрельного оружия 6 июля на севере Косово в селе Талиновац семейной пары Милована и Лильяны Йевтичей - сербских беженцев, вернувшихся в свое родное село из скитаний по Сербии. Смысл этого преступления и его адресаты очевидны - сербам нет места в Косово. Убийство Йевтичей случилось на фоне резкого ухудшения ситуации в крае. Известие это сразу же обошло все сербские СМИ. Сербский министр по делам Косово и Метохии Горан Богданович резко осудил убийство супружеской пары сербских репатриантов. Вслед за ним заместитель премьер-министра Косово Слободан Петрович выступил с осуждением убийства. Со специальным заявлением по поводу случившегося выступил глава миссии ООН в Косово Фарида Зариф. Он, в частности, сказал: "Те, кто совершают подобные деяния, наносят огромный ущерб репутации и чаяниям народа в Косово... Эти страшные преступления не могут оставаться нераскрытыми и безнаказанными". Косовская прокуратура на самом высоком уровне начала специальное расследование убийства сербов в Талиноваце.

9 июля начались демонстрации протеста сербов в Косовской Митровице - неформальной столице сербского анклава на севере Косово. Его организаторами стали представители четырех сербских муниципалитетов на севере края. Громкое преступление на этнической почве в Косово случилось спустя несколько дней после формально провозглашенного косовскими властями окончания "контролируемой независимости" края и обретения фактической суверенности. Западные державы, в том числе Вашингтон, согласились как раз на прошлой неделе прекратить "контроль" над Косово в сентябре этого года, хотя войска НАТО и специальная полицейская миссия ЕС останутся в крае и дальше.

Помощник госсекретаря США по европейским и евразийским делам Филипп Гордон по окончании саммита в Дубровнике 8 июля заявил: "Ни мы, ни ЕС не ожидаем, что Сербия признает независимость Косово в данный момент... Тем не менее, Сербии придется смириться с реальностью демократического, суверенного, независимого и многонационального Косово в его нынешних границах. Раздел Косово - это не вариант". В тот же день вечером он прибыл в Белград, где первым делом встретился с героем "исторического рукопожатия" Борисом Тадичем. Вслед за специальным посланником госсекретаря Филиппом Рикером Филипп Гордон будет теперь заниматься консультациями с сербскими политиками по поводу формирования нового правительства Сербии. Сербское издание "Данас" предположило, что жест Тадича на хорватском саммите был заявкой перед американцами на будущее премьерство.