События прошедшей недели свидетельствуют, что внимание ведущих мировых игроков приковано к государствам Закавказья, причем впервые за многие годы разность подходов и интересов не только не микшируется, но даже подчеркивается. Создается ощущение, что существующие миротворческие механизмы, в частности, по решению нагорно-карабахского конфликта, перестали устраивать самих посредников.

Между тем всё более обостряющаяся ситуация на Ближнем Востоке диктует державам необходимость по возможности укрепить свои позиции в регионе в предвидении дальнейших осложнений, о возрастающей вероятности которых прямо или косвенно свидетельствует целый ряд факторов. Достаточно напомнить в этой связи, что на днях духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи призвал народ ИРИ готовиться к войне и к "концу света". Религиозный предстоятель в своём послании утверждает, что вскоре ожидается приход двенадцатого "скрытого" имама Махди, что станет преддверием всемирного катаклизма и установления исламского мирового порядка. Одновременно (и это куда серьезнее) стало известно, что иранские власти распространяют брошюру "Последние шесть месяцев", побуждая военных, да и всё иранское общество всемерно готовиться к неизбежной войне. Из послания аятоллы следует, что "конец света" должен наступить в декабре нынешнего года. Отметим, что столь прямые "инструкции" относительно обозримой перспективы иранцы получили впервые. Конечно, внешних игроков, которые в "приход имама Махди" не верят, вряд ли впечатлила религиозно-апокалиптическая форма послания аятоллы. Но они, видимо, вполне допускают развитие военно-политической обстановки на Ближнем Востоке в соответствии с начертанным иранским лидером пессимистическим сценарием.

За неполную неделю (8-12 июня) в регионе побывали генсек ОБСЕ Ламберто Заньер, спикер Госдумы России Сергей Нарышкин, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко, глава МВД Ирана Мостафа Мохаммад Наджари, наконец, сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Карабаху. Параллельно в Батуми прошел саммит Европейской Народной партии (ЕНП), в котором принимали участие партии-члены из стран "Восточного партнерства". Такая одновременная активность никак не может считаться случайной, особенно если учесть, что Нарышкин, посетив Баку, до конца июля намерен нанести визит также и в Ереван. При этом высокопоставленные визитёры вступали друг с другом пусть и в заочную, но вполне очевидную полемику.

Так, Ламберто Заньер, будучи в Баку, не только выступил с дежурными заявлениями относительно "обеспокоенности", связанной с возрастанием уровня напряженности на линии противостояния в Нагорном Карабахе и на армяно-азербайджанской границе, но сделал отсюда совершенно неожиданный вывод. По его словам, "эффективность переговоров следует повысить", причем "чем больше игроков будет вовлечено в процесс урегулирования конфликта, тем больше появится возможностей для продвижения в направлении решения конфликта". Это - крайне спорное утверждение, учитывая, что миротворческий процесс проходит под эгидой Минской группы ОБСЕ, и любые разговоры о возможном изменении данного формата категорически отвергаются как самими миротворцами, так и Арменией и НКР. Азербайджан, подвергая деятельность Минской группы перманентной критике, также официально никогда не настаивал на отказе от её услуг. Получается, что генсек ОБСЕ выступает против деятельности Минской группы ОБСЕ и её сопредседателей - России, США и Франции. Это может означать только одно: среди посредников возникли очень серьезные противоречия, которые, видимо, уже невозможно скрывать за обтекаемыми дипломатическими формулировками.

В этом контексте симптоматичным выглядит высказывание Сергея Нарышкина, который, выступая на следующий день в Бакинском Славянском университете, заявил, в частности: "Мы против решения нагорно-карабахского конфликта по готовым рецептам со стороны. Мы твердо уверены, что проблема может быть решена, если будут обеспечены интересы обеих сторон. Если будет найден такой путь решения, Россия готова выступить в роли гаранта этой договоренности". Как уже сказано, "готовые рецепты со стороны" могут предлагаться лишь Минской группой. По существу получается, что уже и Москва, будучи её сопредседателем, хотела бы дезавуировать трехсторонний миротворческий формат, всецело взяв процесс урегулирования в свои руки. В противном случае, как на то прозрачно намекнул Ламберто Заньер, в процессе могут появиться новые участники, например, в лице представителя ЕС, а возможно, и некоторых ведущих стран Старого Света. Что, по понятным причинам, никак не может устраивать Россию, стремящуюся стать гарантом любых "самостоятельно" достигнутых сторонами соглашений.

Именно этим, думается, объясняется возросшая активность Москвы в вопросе продвижения идеи создания Евразийского союза и включения в него государств региона. Эксперты ИА REGNUM уже отмечали, что Кремль пытается "загнать" Армению в Евразийский союз, используя фактор повышения цен на газ еще до предстоящих в феврале президентских выборов, что грозит опасными социальными катаклизмами. Это, видимо, должно заставить официальный Ереван уже до наступления зимы в той или иной форме заявить о смене внешнеполитического вектора - с европейского на евразийский. В таком случае, разумеется, Москва если и не де-юре, то фактически становится ведущим актором карабахского урегулирования. Понимание этого обстоятельства должно подвигнуть на сближение с Москвой также и Азербайджан.

На фоне этой "газовой атаки" в Ереване Валентина Матвиенко, во-первых, призвала армянский парламент "как можно быстрее рассмотреть и ратифицировать Договор о зоне свободной торговли в СНГ", а во-вторых, заявила, что "интеграция на постсоветском пространстве не противоречит евроинтеграции". Так, хотя евразийская интеграция является приоритетом внешней политики России, именно на ЕС приходится больше 50% внешнего товарооборота РФ. То есть было ясно дано понять, что Москва не против сближения Армении с ЕС как такового, но желает плотно контролировать данный процесс и синхронизировать его с собственными действиями на европейском направлении. Поэтому Матвиенко предложила "обсудить эту тему по парламентской линии, чтобы найти путь гармоничного подключения Армении к этим процессам".

Несомненно, все эти обстоятельства вполне очевидны для Запада. После переговоров в Ереване с главой МИД Армении Эдвардом Налбандяном генсек ОБСЕ вновь призвал руководство сторон конфликта "готовить свои общества к миру", к принятию "окончательного соглашения по урегулированию", причем сделать это так, "чтобы общества знали - эти решения будут необратимыми". Кроме того, Заньер заявил, что привез из Баку некое послание армянской стороне, содержание которого, разумеется, раскрывать не стал. Допустимо предположить, что Запад пытается достичь подписания рамочного соглашения о мире (Мадридских принципов) уже нынешней осенью. В этом случае Москве, которая утратит существенный рычаг воздействия на ситуацию, станет сложнее склонить стороны противостояния к принятию идеи евразийства.

Однако Россия обладает рычагом, которого лишен в Закавказье Запад - это дислоцированная в Армении 102-я военная база. В течение нынешнего года российские военные проводят постоянные учения, направленные на совершенствование тактической и боевой подготовки её личного состава, различных аспектов управления войсками. А на днях в местных СМИ промелькнула информация, что к концу года число военнослужащих на базе должно быть удвоено, и с нынешних 5 тысяч достичь 10 тысяч человек. Несомненно, основная причина этого - подготовка к обещанной аятоллой Хаменеи войне и сопутствующему ей "концу света". Тем более что и без указаний иранского лидера хорошо известно: развитие обстановки в Сирии по негативному сценарию и неизбежное в этом случае ирано-израильско-арабское столкновение критически осложнит положение и в Закавказье, и на российском Северном Кавказе. Однако войны может, в конечном счете, и не случиться. А российская база - расширенная численно, насыщенная новой техникой и системами управления - останется. Причем, как минимум, до 2044 года, как то указано в межгосударственном договоре. И, наряду с российской "газовой дубинкой" будет играть заметную роль в продвижении геополитических сценариев, написанных не в Европе, а в Кремле.

Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)