Убийство начальника учебного отдела ДУМ Татарстана Валиуллы хазрата Якупова и покушение на муфтия Татарстана Ильдуса хазрата Фаизова (к счастью, он жив, хотя и получил серьезные ранения) - страшное свидетельство состояния, в котором находится российское исламское сообщество.

Кровь этих мусульман, последовательно и жестко боровшихся против распространения исламского радикализма в своей республике и в России в целом, на руках не только непосредственных исполнителей терактов, но и тех, кто упорно не желал признать реальность усиления в Татарстане исламистских настроений. Тех, кто, вопреки очевидности, не хотел прислушаться к словам экспертов, указывающих на наличие в Татарстане фундаменталистского подполья, на постепенное формирование единого исламистского фронта, включающего как кавказских, так и поволжских джихадистов, на деятельность федерального исламистского лобби, бездоказательно пытающегося переложить ответственность с экстремистов на правоохранительные органы (не промолчало оно и сейчас). И эти фомы неверующие живы, а Валиулла хазрат убит.

Итак, сращивание северокавказского и поволжского исламистского подполья можно считать свершившимся фактом. Фундаменталистский Дагестан с террором против сторонников традиционного ислама, как и предупреждали еще два года назад, пришел в Татарстан. Это - логика развития ситуации. Это - последствия катастрофически опасного для национальной безопасности проекта "диалога" с исламистами, активно реализуемого исламистским лобби и поддержанного отдельными госчиновниками.

Нет и не может быть никакого "диалога" с теми, кто подвергает сомнению светские устои российского государства, как и его существование как таковое. Светскость российского государства и необходимость отстаивания своих прав исключительно мирными и законными средствами не является предметом обсуждения. "Диалог" с исламистами может вестись только в форме жесткого силового противостояния. Против лома нет приема окромя другого лома. В противном случае хоронить традиционалистов, да и светских противников агрессивной исламистской идеологии, придется все чаще и чаще.

Что касается силовиков, то трагедия в Казани ложится на их мундиры несмываемым пятном. Автору десятков книг, докладов и выступлений, разоблачающих исламистов и пропагандирующих традиционный ислам, Валиулле хазрату Якупову угрожали столь часто, что он уже почти перестал обращать на это внимание. Грязь и агрессия, изливавшиеся на него и муфтия Ильдуса хазрата Фаизова на салафитских митингах и интернет-форумах, переходили всякие границы допустимого. О необходимости обеспечения охраны духовных деятелей, бросающих вызов радикальному исламу, неоднократно говорилось в стенах высоких государственных собраний, в присутствии высших государственных чиновников.

Где эта охрана? Почему силовики не реагировали на угрозы в адрес бескомпромиссных борцов с исламским радикализмом? Откуда такая беспечность, особенно после нурлатских событий и десятков религиозно мотивированных убийств - по сути, террора, развернутого против сторонников традиционного ислама на Северном Кавказе? Как, в конце концов, правоохранители собираются обеспечивать безопасность участников и гостей Универсиады, которая должна пройти в Казани в 2013 году, если пропустили подготовку двойного теракта против муфтия огромной республики и его правой руки?...

Чтобы переломить ситуацию, нужны решительные и жесткие меры. Довольно взрывов и убийств! Законодательный запрет исламизма во всех его проявлениях - шаг, которого ждет не только традиционное мусульманское, но и все российское общество. Покойный Валиулла хазрат выступал за запрет ваххабизма, однако это лишь одна из граней многоликого экстремистского монстра. В последнее время фиксируется четкая тенденция формирования эклектичной исламистской идеологии, сочетающей элементы как откровенно радикальных, настроенных на силовое противостояние с государственными структурами, так и формально "мирных" исламистских течений, ранее находившихся в конфронтации между собой, а также соответствующих оргструктур. Все это должно быть запрещено законом.

Необходим жесткий контроль над медресе, исламскими вузами и мечетями. Преподавание и проповедь исламистских идей, особенно в СМИ, чем активно занимается исламистское лобби, должны решительно пресекаться. Властные структуры и правоохранительные органы должны не на словах, а на деле оказывать всеобъемлющую поддержку традиционному исламу. Практика получения высшего образования в зарубежных исламских вузах должна быть прекращена.

В светских СМИ федерального уровня должна быть проведена масштабная просветительская кампания по разъяснению кардинальных отличий исламизма от ислама как такового, необходимости объединения мусульманского сообщества России на основе традиционного ислама, осуждению всех форм и вариаций исламистской идеологии. Вокруг исламистов и исламистского лобби должна быть создана атмосфера нетерпимости. Другого выхода нет: как говорит известный татарский богослов и идейный противник салафитов Фарид хазрат Салман, "или мы - их, или они - нас".

Яна Амелина, начальник сектора кавказских исследований РИСИ