Зарплата в 500 долларов в Белоруссии считается неплохой в "посткризисном" 2012 году: столько зарабатывают высококвалифицированные менеджеры крупных торговых предприятий Минска, профессура вузов, начальники отделов и управлений в госорганах. Уровень средней зарплаты в Минске в июне 2012 года Белстатом зафиксирован на уровне чуть менее $580. Однако Минск - это крупнейший город с самой высокой концентрацией высокооплачиваемых работников, в областных центрах Белоруссии средняя зарплата заметно ниже. Например, в Брестской области уровень средней зарплаты не дотягивает и до $400. По данным Белстата, начисленная средняя заработная плата рабочих и служащих Белоруссии в июне составила почти 7,80640 млн белорусских рублей, что составляет примерно $455.

Средняя зарплата - это "средняя температура по больнице", она не даёт представления о доходах и уровне жизни конкретных категорий населения, представителей конкретных профессий. Тем не менее, уровень денежных доходов белоруса в Минске (в долларовом эквиваленте) более чем на порядок ниже, чем у, например, бельгийца в Брюсселе на менее ответственном рабочем месте. С учётом стоимости расходов на услуги и товары (даже без поправки на их качество и ассортимент), а также иных немаловажных факторов можно предположить, что уровень жизни в Белоруссии и Бельгии в обозримой перспективе не будет сопоставим, даже если почти сакрализованная отметка в $500 будет преодолена в два раза и более.

"Но $500 - это самый минимум", - заявил 24 июля Александр Лукашенко в ходе рабочей встречи с председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем. Во время встречи была обсуждена болезненная тема повышения размеров средней зарплаты по республике до уровня $500 к концу 2012 года. Тема сама по себе не нова и означенная цифра будоражит общественное мнение не первый год. На фоне роста потребительских цен пресловутые $500 уже не столь впечатляюще выглядят, как в выборном 2010 году. С тех пор цены на продовольственные и непродовольственные товары, а также услуги выросли кратно, чего нельзя сказать о доходах подавляющего большинства белорусов. На протяжении последних лет Белоруссия - в мировых лидерах по росту цен.

Столь скромные пожелания ($500) белорусских властей во время ответственной политической кампании (парламентской), которую Лукашенко назвал экзаменом для белорусских властей всех уровней, выглядят несколько странно на фоне оптимистичных сообщений о развитии белорусской экономики и её инвестиционной привлекательности. Например, о росте валютных поступлений от внешней торговли товарами и услугами, которые в январе-мае 2012г. достигли небывалой суммы в $24,9542 млрд (положительное сальдо составило $1,4584 млрд) - такие данные опубликовал МИД Белоруссии и другие госорганы. Прекрасно продаются белорусские нефтепродукты (в т.ч. пресловутые "растворители и разбавители"), цены на калийные удобрения также высоки, белорусское машиностроение наращивает сбыт, швейцарцы готовятся производить под Минском электрички, китайцы - строить технопарк, просторы Солнечной системы бороздит спутник с белорусской маркировкой.

По итогам I полугодия 2012 года, ВВП прирос на 2,9%, профицит счета текущих операций, по подсчётам Минэкономики Белоруссии, составил около $800 млн с учётом уплаты "нефтяных" экспортных пошлин в бюджет РФ. Кроме того, по данным министерства, привлечено $605 млн. прямых иностранных инвестиций на чистой основе, а в 2013 году запланировано привлечь таковых на сумму $4,5 млрд. Продолжается кредитование со стороны Антикризисного фонда ЕврАзЭС, снижены бюджетные расходы по ряду социальных статей, существенно сокращено кредитование реального сектора экономики.

На самом деле $500 - это уровень средней зарплаты в Белоруссии, который вписывается в концепцию "жизни по средствам". Вполне понятно желание зарабатывать больше (а ещё лучше - получать), но опыт Молдавии демонстрирует, что желаний и заверений для этого недостаточно. Повышение реальных доходов населения возможно лишь в условиях кардинального и быстрого реформирования системы. Для этого в Белоруссии нет достаточных ресурсов, поэтому был избран путь осторожной региональной интеграции с постсоветскими республиками, обладающими солидными сырьевыми ресурсами и потребительским спросом, также заинтересованными в ограничении доступа на свои рынки конкурентов извне.

Рост реализации в I полугодии 2012 года на потребительском рынке Белоруссии импортных продовольственных и непродовольственных товаров нельзя считать основным фактором, который пошатнёт курс белорусского рубля. Потребительский импорт (ананасы, плазменные телевизоры и т.д.) - "капля в море" импортируемых Белоруссией товаров, львиную долю которых составляет т.н. "промежуточный импорт". Именно на потребительский импорт власти пытались списать причины финансового кризиса 2011 года, когда курс белорусского рубля к доллару США в течение полугода (с весны по осень включительно) опускался в три, четыре и более раз к отметке официального курса на начало года. По итогам 2011 года состоялась почти трёхкратная девальвация национальной валюты Белоруссии, чем был поставлен сомнительный мировой рекорд в XXI веке. Однако руководство республики сделало не все должные выводы из произошедшего.

В 2012 году по-прежнему продолжалась "борьба с импортом", напоминающая борьбу китайских маоистов с воробьями. Обвал национальной валюты сделал импортный товар неконкурентоспособным по сравнению белорусским - менее ценным по потребительским, но не по стоимостным характеристикам. Аналогичная картина наблюдалась и в России после последнего кризиса, выход из которого ознаменовался небывалой эйфорией "квасного патриотизма", бурными продажами товаров отечественного производства. Такая же ситуация наблюдалась и в Белоруссии в начале 2012 года: импортёру уже можно было приобрести валюту для того, чтобы закупить партию импортных чипсов, но продать эту партию - архисложно ввиду резко снизившейся покупательской способности населения.

Среди причин, по которым властям Белоруссии не следует брать на себя повышенные обязательства по росту зарплат - рост выплат по внешнему долгу. Особенно тяжелым в данном отношении будет грядущий 2013 год. Сделав широкий жест в виде роста социальных выплат в выборном 2012 году (по схеме президентской кампании 2010 года), власти республики не смогут сделать аналогичный жест перед внешними кредиторами в 2013 году. Условия для привлечения дополнительных заимствований в настоящее время неблагоприятные, остаётся извлекать максимум от сокращения внутреннего спроса и наращивания экспортных поставок, чем Совмин и озабочен.

Рост валютных поступлений от экспорта придется потратить на обслуживание внешнего долга и завершение начатых модернизационных проектов. Несомненно, придётся уделить внимание повышению зарплат бюджетников: бегство от нищенских зарплат из "силовых" министерств Белоруссии, районных и городских администраций и т.д. стало вполне нормальным явлением. Квалифицированных кадров, готовых работать за те же или меньшие деньги врачом в поликлинике, участковым в райотделе милиции, юристом в местной коммунальной службе, экономистом в городской администрации - немного, а гости из стран Азии и Востока не смогут выполнять данные виды работ. Во многом и потому, что в Белоруссии достаточно жесткое миграционное законодательство. В итоге властям придётся или увеличивать финансирование социальной сферы, или испытывать социальную инфраструктуру на пределы прочности. Пока ситуация развивается по второму сценарию.

Увеличение зарплат не решит социально-экономических проблем Белоруссии. Необеспеченные деньги вскоре "съест" инфляция". Снижение цен на нефть повлечёт сжатие спроса на белорусские товары на российском рынке (что происходило и ранее), а к этому тренду может добавиться сжатие спроса на белорусские товары и услуги в Евросоюзе. Увеличивая зарплаты, пенсии, стипендии, правительство должно решить важный вопрос: как сделать так, чтобы дополнительные средства белорусы потратили не на импорт, а на товары и услуги белорусского производства?

Без повышения качества белорусской продукции при сохранении достаточно привлекательной (по сравнению с импортными брендами) цены принудить белорусов "купляць беларускае" чрезвычайно сложно. У белорусского обывателя отсутствует должный уровень мотивации для такого патриотического акта. Тем более, когда руководство республики и приближенный к ним олигархат демонстрирует прямо противоположное поведение (речь не только о "Боинге" Туркменбаши, стройке дворца в центре Минска, "царских посёлков" вне столицы). Кризис доверия к властям - проблема не только политическая, но и экономическая. Вполне вероятно, что повышенные доходы в "зайчиках" белорусы сразу же конвертируют в СКВ и импортные товары, памятуя о недавнем кризисе и более ранних инцидентах.

Существенное улучшение социально-экономической ситуации в республике можно ожидать от реализации комплекса реформ, однако политическое руководство республики к этому не вполне готово, ожидая дивидендов от Евразийского союза. Вступление России в ВТО существенно повлияет на ситуацию на интегрированном экономическом пространстве России, Белоруссии и Казахстана. По всей видимости, в Москве и Астане не считают "белорусскую модель" образцом для ЕЭП или Евразийского союза, о чём было неоднократно заявлено как на уровне политического руководства, так и на уровне экспертного сообщества.

Дальнейшая трансформация "белорусской модели" неизбежна, и она будет тем более болезненной, чем дольше она будет откладываться, сдерживаемая административными мерами, отрицанием очевидного и необоснованными ожиданиями. Важным условием успешных преобразований в экономике и социальной сфере Белоруссии являются реформы в политической сфере, к которым, как показывает практика, руководство республики не только готово, но и не желает даже обсуждать их. В итоге сохраняются значительные риски для ведения бизнеса в республике и инвестирования в её экономику, развития торгово-экономического и иного сотрудничества с Белоруссией со стороны зарубежных партнёров. Не случайно эксперты Deutsche Bank и ряда других зарубежных организаций прямо заявляют о повышенной рискованности реализации экономических проектов в Белоруссии. С их оценками приходится считаться, т.к. именно на них ориентируются потенциальные инвесторы, а не на заявления белорусских чиновников.

Преодолеть негативные тенденции, осложняющие и без того непростую социально-экономическую ситуацию в Белоруссии, в краткосрочной перспективе не представляется возможным ввиду тесной взаимосвязи реформирования политической системы республики с реформами в остальных сферах. Повышение до конца 2012 года уровня средней заработной платы в Белоруссии до $500 не даст ощутимого эффекта, но может привести к серьёзным макроэкономическим осложнениям - такой вывод сделали эксперты Европейского банка реконструкции и развития в последнем опубликованном отчёте. Что касается политических дивидендов от повышения зарплат в 2012 году без реальной привязки к росту производительности труда, то они будут намного скромнее, чем во время президентской кампании 2010 года. Тогда отсутствовала острая необходимость в административном повышении зарплат, не наблюдается таковой и в 2012 году. Однако раздача "предвыборных пряников" - старая добрая традиция, что особенно важно в обществе с укоренённой политической культурой патерналистского типа.