В столице Чувашии развернулась война "маршрутчиков", звучали даже угрозы инициировать митинги и протестные акции. Пока перевозчики любой ценой отстаивали бизнес-интересы, ГИБДД Чувашии констатировала двойной рост аварий с участием пассажирского транспорта, наркоконтроль выявлял одурманенных водителей "маршруток", медики пытались преломить ситуацию по смертности от ДТП. Война перевозчиков завершилась неожиданным образом: в администрации города была устроена очная ставка всех заинтересованных сторон. То ли умышленно, то ли по воле случая, но за столом переговоров конкурирующие перевозчики сидели друг против друга. В президиуме представительной по составу встрече, скромно названной рабочим совещанием, заняли места министр транспорта Чувашии Михаил Янковский, сити-менеджер Чебоксар Алексей Ладыков и глава столицы Леонид Черкесов. Целостность картины завершала сидящая на задворках, за журналистами, глава Мининформполитики Чувашии Валентина Андреева, передаёт корреспондент ИА REGNUM. Все ожидали бурного и эмоционального обсуждения. Но никто не ожидал, что транспортные войны могут настолько напоминать 90-ые годы.

В ходе совещания было отмечено, что история вопроса уходит в 2008 год, когда городские власти издали протокол о нецелесообразности проведения конкурса на организацию маршрутных перевозок и заключили договоры без объявления конкурса. То есть по факту пролонгировали договоры, заключённые в 2003 году. "Данные действия привели к тому, что управлением антимонопольной службы в 2011 году было возбуждено дело о нарушении законодательства и выдано предписание о проведении конкурса", - сообщила начальник правового управления администрации города Чебоксары Тамара Филиппова, подчеркнув, что мэрия "делает все возможное и невозможное", чтобы исполнить предписание Чувашского УФАС. Готовность "ответить за те решения, которые мы приняли", высказал и сити-менеджер Алексей Ладыков, подчеркивая это не только на словах, но и всем своим видом: уверенно спокойным и эмоционально отстранённым.

По данным городской администрации, на объявленный зимой 2011 года конкурс было выставлено 28 маршрутов, в результате договоры были заключены по пяти маршрутам, ещё по пяти маршрутами единственные участники конкурсов отказались от заключения договоров. Со слов Филипповой получалось, что итоги конкурса в своё время не были подведены из-за поступивших жалоб и исков в суды, из-за чего ситуация зависла на полтора года, оставив вопрос пассажирских перевозок плохо регулируемым со стороны мэрии. "На сегодняшний момент уже по заявлениям представителей ЧПАП №2 и некоторых индивидуальных предпринимателей оспаривается решение антимонопольной службы о том, что нужно подвести итоги конкурса", - констатировала она. "Практически скажу, что каждое решение антимонопольного органа по пассажирским перевозкам проходит через судебные инстанции. Наша позиция - это проведение конкурса, и никакой государственной преференции одному лицу, когда имеются желающие, когда имеется конкурент на данном рынке, не может быть. Только конкурсная процедура, установленная законодательством", - обозначила позицию антимонопольной службы ведущий специалист управления Анна Алексеева.

В Арбитражном суде Чуваши находится 11 исков от перевозчиков в части действий городской власти и конкурсной документации, по некоторым из них уже вынесены решения. В частности, некоторых не устроила в конкурсной документации предложенная форма предоставления справки из ГИБДД (к примеру, оспаривался даже статус должностного лица, выдающего такую справку, как будто ГИБДД - это структура частных лиц). Других - необходимость предоставления справки об отсутствии задолженности в бюджеты всех уровней. "Судом доказано, что в условиях нашего положения эти условия заложены в соответствии с требованиями закона", - сказала Филиппова. По её словам, были попытки принять обеспечительные меры в части того, чтобы "не проводить конкурс, не заключать дальнейший договор даже на временные перевозки". "Это как раз ведёт к тому, что идёт паранойя затягивания вопроса, завершения конкурсной процедуры. Скорее всего, всем этим перевозчикам это как раз на руку", - высказала мнение Тамара Филиппова. Заместитель главы администрации Чебоксар Алексей Маклыгин уточнил, что основная часть жалоб на действия администрации, касающаяся организации транспортного обслуживания населения, поступает от некоммерческого партнёрства "Союз перевозчиков".

В этих условиях мэрия была вынуждена, как гласит федеральное законодательство, привлечь на маршруты временных перевозчиков: закон позволяет заключить с ними договоры (сроком не более, чем на полгода) без проведения конкурса. Было отмечено, что дважды заключались временные договора со "старыми" перевозчиками, в итоге "конкурс заволокитили", на что обратили внимание антимонопольщики. Образно говоря, так появился в этом году институт временных перевозчиков, с ними были заключены договора по обслуживанию маршрутов №№52, 54. По сути, с этого момента началась самая настоящая война перевозчиков, которые на рабочем совещании обвиняли друг друга и мэрию в том, что конкурсы на временное управление маршрутами "проводились втихаря". "Старые" перевозчики до бесконечности будут срывать конкурс, потому что они находятся в очень удобном для себя положении: рулить на маршрутах без каких-либо прав, даже если этот конкурс будет длиться 5-7 лет", - считает Владимир Ладин, представитель одного из временных перевозчиков (ИП Быкова С.В.).

Ладин, оценивая ситуацию, акцентировал внимание на том, что сегодня очень активно "Союз перевозчиков" представляет именно тех маршрутчиков, которые в 2008 году вступили "в сомнительные сделки": "Почему сомнительные? Все перевозчики, заблуждаясь или намеренно, вступили в сделки, которые в 2008 году антимонопольной службой были признаны незаконными. Это касается почти как всех присутствующих перевозчиков - в частности, ООО "Спринтер", "Маршрут 54", так и всех перевозчиков, которые работали в городе. С этой позицией они не соглашаются. И по-прежнему их посыл заключается в том, что они законные перевозчики и им мешают работать. На самом деле с юридической точки зрения, начиная с января 2008 года, они сами себя превратили в нелегальных перевозчиков, потому что работают по договорам, которые не действуют".

Перевозчики констатировали, что из-за неурегулированности вопроса на маршрутах возникает "толкучка". В частности, на 52-м, одном из самых популярных городских маршрутов, 45 машин. "Между машинами - минуты разрыва, в результате создаются аварийные ситуации", - признал индивидуальный предприниматель Денис Леонтьев, который назначен временным перевозчиком. Из них 25 машин - со стороны ООО "Спринтер" (компания занималась перевозками по маршруту до проведения конкурса). У Леонтьева - 20 машин, из них две своих, 18 - на субподряде.

Игорь Решетников, представитель ООО "Спринтер", углубился в историю вопроса, начав с того, что "52-й маршрут был сделан мной, научно доказан через МАДИ" (автомобильно-дорожный институт). "Маршрут один из лучших. Он не является муниципальным. Он коммерческий", - сделал неожиданное заявление бизнесмен. "Избираются временные перевозчики. Если маршрут не муниципальный, почему они вообще назначаются?" - искренне недоумевал Решетников. "В городе все маршруты муниципальные", - поправил перевозчика Леонид Черкесов. "Они коммерческие", - упорствовал бизнесмен. "Господин Решетников недвусмысленно заявил, если я сделал этот продукт, то он должен до пенсии у меня остаться и по наследству должен быть передан моим детям", - вступил в диалог Владимир Ладин, обратив внимание на то, что "все работающие перевозчики должны соотносить свои действия с конкурсной документацией, положением о конкурсе".

Претензии у перевозчиков были и к условиям договора, который предложила мэрия в рамках конкурсной документации. Хотя на сегодняшний момент ни один из них их не оспорил. В частности, генеральный директор ООО "Союз-4" Денис Суринов (перевозчик по маршруту №59) высказал мнение, что условия жесткие, "гарантий для стабильной работы в этих договорах мало". Он пояснил, что на администрацию города возложено "много прав по расторжению договора в одностороннем порядке при несоблюдении многих условий": "Нормальные условия, как мы полагаем, это возможности и сроки, чтобы исправить замечания". Его поддержал индивидуальный предприниматель Вагинак Айрапетян (перевозчик по маршруту №48), пожаловавшись на то, что "всех под одну гребёнку", в то время как одни вкладывают свои средства в обновление автопарка, проводят сертификацию и другие мероприятия. "Но мы понимаем, что работать надо в правовом поле. И нами было принято решение о подписании этого договора на тех условиях, которые там указаны", - поправился Суринов. Было подчёркнуто, что статьи договора о расторжении "почти полностью повторяют статьи гражданского кодекса".

Отметим, что совершено "неожиданно-негаданно" во время встречи Денис Леонтьев продемонстрировал видеоролик, где "показывали непристойное", и который привёл всех в шоковое состояние. На видео была заснята встреча двух конкурирующих сторон, где звучали угрозы и специфический жаргон, напоминающие 90-ые года. Хотя ранее в телесюжетах и интернет-публикациях одна из сторон скандального видео была представлена в образе обиженных и угнетённых образцовых перевозчиков, у которых несправедливо пытаются "отжать маршрут" конкуренты и городская власть.

Решетников кратко прокомментировал представленную Леонтьевым видеозапись: "Мне и говорить нечего. Все заикались, все обрезано, перерезано, полная профанация". "Игорь Анатольевич, не вы были там?" - поинтересовался Черкесов. "Я там был", - сказал Решетников. Заговорили о "чёрном " пиаре. "Вся видеозарисовка была смонтирована", - считает председатель правления саморегулируемой организации - некоммерческого партнерства "Союз перевозчиков" Сергей Беляев. Действия Леонтьева он назвал рейдерскими: "Если кто смотрел наши ролики в интернете, были привлечены полубандитские элементы, которые требовали перейти автобусы с действующего 52-го маршрута к Леонтьеву".

После того, как перевозчики выговорились, контролирующие органы высказали свои претензии, снабжая доводы статистикой. При этом ряд приведённых фактов был просто вопиющим. Начальник ОГИБДД УМВД России по городу Чебоксары Сергей Субботкин сообщил, что в первом полугодии 2012 года зарегистрировано 73 дорожно-транспортных происшествия (в первом полугодии 2011 года - 39) с участием пассажирского транспорта, где есть пострадавшие. А в целом с участием автобусов малой и средней вместимости за полгода произошло 1.008 ДТП с материальным ущербом, то есть по пять аварий в сутки. По словам представителя ГИБДД, при любом контрольном выпуске перевозчика у всех имеются нарушения, каждый день на линию выпускается технически неисправный транспорт и практически при каждой проверке привлекается к ответственности должностное лицо. Больше всего нарушений выявлено на маршруте №35, в отношении его водителей составлено 64 административных протокола. На маршрутах №№32, 331 и 334 выявлено, соответственно по 50, 46 и 45 нарушений. На нелегальных маршрутах - 268 нарушений. "Выводы будут", - заверил Михаил Янковский. В продолжение темы заместитель прокурора Чувашии Александр Григорьев заявил, что прокуратура "намерена навести порядок" в отношении перевозчиков, осуществляющих так называемые "экскурсионные, заказные" перевозки.

И.о. начальника УФСКН РФ по Чувашии Валерий Самаркин выразил озабоченность ростом числа наркоманов среди водителей маршруток. Если в 2009 году был выявлен один такой водитель (маршрут №47), в 2010 году - двое (маршруты №52 и 42), то в ходе однодневного рейда в первом полугодии 2012 года, в частности, 22 июня, - трое (водители маршрутов №№ 33, 52, 334). "Вопиющий случай", - констатировали чиновники, красноречиво обратив свой взгляд на господина Решетникова. Всего в этот день было задержано восемь водителей в наркотическом опьянении, включая таксистов и частников, добавил удручающей статистики Самаркин.

Начальник отдела Ространснадзора по Чувашии Олег Ядренкин сообщил, что за первое полугодие в Чебоксарах по итогам 25 рейдов составлено 28 протоколов за нарушение правил пассажирских перевозок: "За последние годы сложилась такая тенденция, что сколько протоколов мы бы ни отправили на приостановление лицензии за грубое нарушение, Арбитражный суд только накладывает штрафы, на приостановление лицензии не идут".

Парадокс в том, что действующее законодательство не предусматривает ответственности самих организаторов перевозок ни за ДТП, ни за нарушения. То есть предприниматель заявляет, к примеру, о необходимости на маршруте 12 машин, имея по факту в своем распоряжении два автобуса и привлекая к работе сторонние транспортные средства - за нарушения последних организатор маршрута ответственности не несёт. "На сегодняшний момент владелец маршрута не несет ответственности за совершенное ДТП и за нарушения, которые допускаются водителями и лицензиатами, если последние работают с ними по договору", - сказал Субботкин.

В ГИБДД подчёркивают, что владельцы "маршруток" "бесцеремонно нарушают законодательство, работая без лицензий и сертификатов, без заключения договоров с городской администрацией". Иногда на линию выходят частники с фальшивыми разрешениями: документы заверены сомнительными лицами, печати отсутствуют. Эту же проблему поднял Олег Ядренкин, подчеркнув, что Ространснадзор по Чувашии неоднократно писал письма в Минстрой Чувашии, обращая внимание на массовое привлечение предпринимателями в порядке субаренды сторонних транспортных средств.

От имени молчавших коллег ответил Сергей Беляев, подчеркнув, что вопрос сделки за 30 новых "Мерседесов" - 40-50 млн рублей: "А о каких гарантиях исполнения кредитных обязательств может идти речь, если в правовом секторе бардак, гарантий для перевозчика нет?" И обратился к министру транспорта: "Я бы хотел, чтоб наши доводы были рассмотрены, наши просьбы предпринимательского секторы были доведены до главы региона". "О предпринимателях нужно думать в первую очередь", - открыто выразил интересы Беляев. Леонид Черкесов напомнил, что в Казани пассажирскими перевозками занимается муниципальное предприятие.

Большая порция критики досталась чебоксарской мэрии. Было отмечено, что курирующий заместитель и начальник отдела транспорта (оба отсутствовали на заседании -один в отпуске, другой на совещании) не контролируют ситуацию с пассажирскими перевозками, не обеспечивают взаимодействие с перевозчиками. Был поднят вопрос и по дублированию ряда маршрутов. Руководству города рекомендовали "обратить внимание" на чиновников, курирующих транспортную сферу и "навести порядок в этом плане".

"У нас сейчас много обращений, но когда со всех сторон поступают одни и те же обращения, то идёт давление на администрацию города. Я не согласен с этим подходом. Конечно, нужно более конструктивно решать этот вопрос, но в то же время я не могу согласиться с администрацией города в отношении перевозчиков. Я считаю, когда мы запустили на этот рынок временных перевозчиков, мы создали дополнительное напряжение. Было бы более правильно, если бы перевозчики работали до следующего конкурса. Более безопасно и разумнее", - уточнил зампрокурора, оглядываясь на перевозчиков. Представитель Чувашского УФАС поморщилась, но промолчала.

Михаил Янковский, подводя итоги, высказал мнение, что "увидел противоборство интересов и конфликт интересов" среди перевозчиков, которые "с различных точек зрения доказывают свою правоту". "Данная ситуация на сегодняшний день такая разрегулированная, что нам сегодня вас приходится в какой-то степени мирить", - сказал министр транспорта, заключая свою речь о саморегулируемой организации перевозчиков. Янковский поддержал представителя прокуратуры в части того, что по всем поднятым вопросам нужна юридическая проверка: "Но в целом считаю: хватит конфликтовать, надо сближаться друг с другом, совместно с администрацией города Чебоксары наводить порядок".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, первые отголоски боевых действий на рынке пассажирских перевозчиков прозвучали в конце января 2011 года, когда республиканские власти заявили о необходимости снижения стоимости перевозок по маршруту Чебоксары-Новочебоксарск, приравняв тариф к городскому. Тогда частники в ультимативной форме, требуя увеличения тарифов, предупредили о забастовке с 1 февраля. Однако транспортного коллапса не произошло: региональные власти выставили на маршруты автобусы ГУП "Чувашавтотранс". Через пару дней, поиздержавшись и помучавшись от забастовочного безделья, частники вышли на свои маршруты. Народ остался доволен ценами, власти вдохновились успехом, городские чиновники затеяли конкурс, перевозчики создали СРО. Больше года тянутся суды, аварийность "маршруток" выросла в два раза.

Фото с сайта администрации г.Чебоксары