Аналитики инвестбанков обеспокоены и жалуются на менеджмент "Роснефти": не хватает конкретики, они хотели бы получать больше информации от такой крупной компании. А все потому, что диалог между одной из крупнейших компаний и рынком фактически отсутствовал последнее время. Об этом пишут сегодня "Ведомости". Рынок уже не первый год ждет от "Роснефти" долгосрочной стратегии, чтобы понимать, как компания намерена действовать в тех или иных сценарных условиях, но менеджмент то и дело переносит сроки презентации документа, рассуждает на страницах газеты аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. По данным газеты, весь последний год в "Роснефти" вообще не проводились телеконференции между топ-менеджерами и инвесторами. А это значит, что обмена информации просто не существовало. "Для зарубежных инвесторов это было крайне неудобно", - отмечает сотрудник крупного инвестбанка на страницах издания.

На все недовольства сам нефтяной гигант отвечает крайне неуклюже, пишет "Инфокс". "Мы не презентуем сценарии, которые, возможно, никогда не будут выполнены", - заявил вице-президент "Роснефти" по финансам Дмитрий Авдеев. Но ведь хочется полной информации. Так, например, портфельный управляющий "Ренессанс управление активами" Дмитрий Михайлов недоумевает: почему, если "Роснефть" меняет свои планы, то об этом приходится узнавать постфактум? Например, из отчета. Ему вторит и представитель Raiffeisenbank Андрей Полищук: сюрпризом для рынка стал отчет "Роснефти" за 2011 г., когда капвложения в IV квартале 2011 г. существенно превзошли ожидания рынка и прогноз, названный "Роснефтью".

Но настоящая terra incognita для инвесторов, по мнению издания, это капзатраты "Роснефти" в переработку. Если раньше компания говорила, что планирует потратить на модернизацию заводов около $7 млрд, то недавно стало известно, что эта цифра будет пересмотрена. А ведь инвесторам крайне важен финальный объем инвестиций, просто чтобы понимать, сколько будет стоить львиная доля стратегии "Роснефти". Среди претензий к нефтяному гиганту, кроме замалчивания планов, есть и такой: компания то и дело обрастает новыми проектами, экономическая целесообразность которых неочевидна, например, строительство НПЗ в Подмосковье, Чечне и Китае. "Проекты выглядят как политические, и для рынка риски усугубляются тем, что менеджмент не дает пояснений относительно них. Инвесторов пугает такая неопределенность, ведь проекты могут существенно отразиться на свободном денежном потоке и оценке компании", - объясняет "Ведомостям" один из сотрудников крупного "Инвестбанка".

Но, как в любом деле, главным являются не слова, а действия. И об этом прямо заявляет управляющий партнер Spectrum Partners Михаил Карт. "Потенциал роста появится у "Роснефти" тогда, когда компания будет повышать свою акционерную стоимость. Сейчас это не является для нее первоочередной задачей, ведь это - госкомпания и думает прежде всего об интересах государства". Простейший сравнительный анализ с рыночными аналогами (тем же "Лукойлом") показывает, что госкомпания проигрывает почти по всем показателям: дивидендная доходность - одна из самых низких в отрасли (1,74% против 4,03% у "Лукойла"); темпы роста выручки уступают показателям конкурентов (если в 2006-2008 гг. выручка "Роснефти" росла на 40-50% против 20-30% у "Лукойла", то в 2011 г. ситуация поменялась: +41% у "Роснефти" и +55% у "Лукойла"). "Я не вижу ни одной причины, по которой я должен держать в своих портфелях акции "Роснефти", - говорит портфельный управляющий Allianz Investments Олег Попов.