Президент Сирии Башар Асад - гарант безопасности этнических, конфессиональных меньшинств в стране, и его возможный уход лишит их защиты. В этом свете "мирная" отставка Асада маловероятна и сложнореализуема. Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил польский эксперт, руководитель Европейского центра геополитического анализа Матеуш Пискорски.

По его словам, на фоне фактического вторжения в Сирию самых разных групп террористов, ваххабитов, наемников смена власти повлечет за собой непредсказуемые последствия. "Не стоит забывать, что идея раздела Сирии по конфессиональному признаку впервые была выдвинута еще в 30-х годах прошлого века французами. Но уже тогда быстро поняли, что вопрос очень сложный, так как в крупных сирийских городах - Дамаске, Алеппо и пр. - компактно бок о бок проживают представители многих национальных, религиозных групп. Мне трудно представить, как можно организовать стабильный процесс их локализации по разным уголкам страны", - отметил Пискорски.

Между тем, по мнению эксперта, Соединенные Штаты, являющиеся основным внешним игроком в развитии сирийского сценария, добиваются именно дестабилизации ситуации в Сирии. Пискорски считает, что происходящее сегодня в Сирии является частью так называемого плана "Большого Ближнего Востока", а именно создания тотального хаоса в регионе. "Уничтожение сирийской государственности, гражданская война, разруха - вот чего добивается Вашингтон в Сирии. Им это очень выгодно, причем это выстрел, убивающий сразу двух зайцев: устранение неугодного Западу режима Асада в Сирии и ослабление одного из важнейших союзников Дамаска в регионе - Тегерана", - заметил собеседник.

Одновременно Пискорски указал на ряд дополнительных факторов, обнажающих внешнеполитический вектор США в регионе. Как отметил политолог, нестабильность в Сирии сама по себе тревожна для Ирана, а в следующем году в ИРИ пройдут президентские выборы, что подразумевает рост политического напряжения в стране. "США попытаются использовать сложившуюся конъюнктуру, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране. Сегодня сложно предугадать соотношение военного и политического инструментариев, которые Запад пустит в ход для достижения своей цели. Возможно даже прямое военное вмешательство, а уже сегодня Вашингтон готовит PR-почву для своей кампании", - заметил руководитель Европейского центра геополитического анализа, напомнив о недавнем обращении группы американских конгрессменов в Госдепартамент США с призывом "защитить азербайджанские меньшинства Ирана". "Несуществующие меньшинства, надо сказать", - подчеркнул польский эксперт.

После дестабилизации ситуации в Иране, полагает Пискорски, немедленно начнется рост напряжения на Кавказе - как Южном, так и Северном, - и в случае с последним это напрямую задевает интересы уже России. "План "Большого Ближнего Востока" также предусматривает дестабилизацию в ряде стран Центральной Азии. Первые ростки гнилого цветка уже видны в Узбекистане", - заявил политолог.

Что касается роли России в развитии ситуации в Сирии, эксперт полагает, что в Москве отлично понимают всю суть конфликта. "В Кремле осознают, что в Сирии решается судьба не только самой Сирии и граничащих с ней стран, но и судьба геополитической роли России. Москва прилагает все усилия, чтобы повести урегулирование сирийского конфликта по мирному пути, что, однозначно, противоречит интересам США с их планом "Большого Ближнего Востока". В этом плане весьма важную роль может сыграть Турция, которая поддерживает сирийских боевиков, именуемых Западом не иначе как "демократической оппозицией". Намеком на смену позиции Анкары можно считать недавние слова главы МИД Турции Ахмеда Давудоглу о возможном сближении позиций России и Турции по сирийскому вопросу. "Конфликт в Сирии, вероятнее всего, продлится как минимум до конца этого года. Если Турция возьмет на вооружение пророссийский курс по сирийскому вопросу, конфликт может закончиться мирно. Если нет, боюсь, что ситуация в Сирии пойдет по наихудшему сценарию - многолетняя гражданская война, разрушение всех государственных институтов, кровь, насилие... Второе Сомали, не побоюсь этого сравнения", - сказал он.

Отвечая на вопрос о роли нового спецпосланника ООН и Лиги Арабских Государств Лахдара Брахими, сменившего на этом посту Кофи Аннана, Пискорски пояснил, что на самом деле перед ним стоит лишь одна реальная задача - сохранить лицо ООН в этом конфликте. Пока члены Совета безопасности ООН, считает эксперт, не пришли к согласию по сирийскому вопросу, ни Брахими, ни Аннан, ни кто-либо другой не в состоянии предпринять что-то значимое.