Венгрия, идя на противоправную сделку с Азербайджаном вокруг экстрадиции убийцы, действовала, скорее всего, не только от своего имени, но и от имени тех западных интеграционных структур, в которые входит официальный Будапешт.

Напомним, что даже по мнению венгерских экспертов, правительство венгерского премьера Виктора Орбана сыграло "решающую роль" в освобождении осужденного на пожизненное тюремное заключение Рамиля Сафарова и сознательно пошло на дипломатические потери, связанные с этим делом. Как известно, суд приговорил убийцу к пожизненному тюремному заключению без права амнистии в первые 30 лет. Судья объяснил своё решение особой жестокостью убийства Сафарова и тем, что последний не раскаялся в совершении преступления.

Сейчас, когда весь Запад во главе с США медленно развёртывает критику Венгрии и сокрушается, что, мол, "ждут разъяснений" от Будапешта и Баку и что "подобное действие противоречит политике уменьшения региональной напряженности и не способствует примирению", в Армении и НКР, прежде всего, должны обратить внимание на то, что молчат Евросоюз и НАТО. Между тем, зверское убийство имело место именно в рамках мероприятия НАТО в Будапеште. И тогда слова осуждения у Североатлантического блока всё-таки нашлись. Считаю, что отсутствие каких-либо показательных карательных мер в отношении Венгрии со стороны ЕС и НАТО следует трактовать как молчаливую поддержку этих структур сговора между Венгрией и Азербайджаном.

Жиденькие потуги Министерства юстиции Венгрии представить дело так, что якобы Будапешт всецело "верил" министерству юстиции Азербайджана относительно заверений, что мера наказания Сафарову после прибытия его в Баку не будет изменена, могут вызвать лишь гомерический хохот. Заявления венгерского правительства о том, что в деле Сафарова оно руководствовалось нормами международного права, - это вообще верх у наглости.

Кроме того, что венгерское правительство должно было отдавать себе отчёт в том, что Европейская конвенция о выдаче (Страсбург, 13 декабря 1957 г.), которой Венгрия руководствовалась в деле Сафарова, содержит пункт о возможности амнистии осужденного, в Будапеште не могли не понимать, что возня, которую вёл Азербайджан в течение 8 лет вокруг своего офицера, всегда имела целью его переправку в Баку для последующего помилования и освобождения от наказания. Ведь венгры точно знали, что после той трагедии убийцу Гургена Маркаряна в Азербайджане провозгласили "национальным героем" на полном серьёзе, а сейчас весь мир уже знает, что убийце присвоено звание майора азербайджанской армии. Награда за убийство.

Таким образом, армянский народ столкнулся с тем, что за какие-то 2-3 миллиарда евро или долларов пресловутая "справедливая и демократическая" европейская юстиция в XXI веке вполне может действовать, как надзиратели в тюрьмах - лишь деньги дай, и можем всю тюрьму своровать. В этой ситуации объявленные руководством Армении шаги в знак протеста против сговора Венгрии и Азербайджана следует признать недостаточными. Ереван должен требовать и от ЕС, и от НАТО оказать давление на Венгрию, вплоть до приостановки членства этой страны в данных структурах. Что касается мер самой Армении, то ее власти должны объявить не о приостановлении отношений с Будапештом, а о полном разрыве дипотношений со страной, поощряющей фашизм. Ведь понятно же, что отыграть назад ситуацию будет невозможно, то есть говорить о том, что Ереван приостановил отношения с Будапештом до какого-то "часа икс" и ждёт исправления ситуации, просто неуместно. Следовательно, мы вправе ожидать, что Венгрии и всему ЕС будет жёстко продемонстрировано, что Армения вполне может пойти и на определённые внешнеполитические жертвы для того, чтобы восторжествовала бы именно справедливость. И в этих целях вполне допустимо и предупреждение, например, о том, что Ереван в состоянии временно приостановить своё участие в "Восточном партнёрстве" ЕС, пока руководство Евросоюза не подвергнет Венгрию соответствующим карательным мерам.

При любых обстоятельствах и при любом дальнейшем сценарии развития ситуации аморальная акция Венгрии существенно подорвала представления граждан Армении о том, что в рамках ЕС больше демократии, свободы и справедливости, чем в какой-то иной интеграционной структуре современного мира. Там где спасают фашистских преступников, справедливости не было, нет и не будет. А молчание ЕС и НАТО слишком красноречиво указывает, кто же в итоге, помимо Венгрии, покрывает преступление.

Вместе с тем при умелой и активной, превентивно-наступательной информационно- пропагандистской политике со стороны властей Армении, сделка Азербайджана и Венгрии вполне может быть плавно трансформирована в мощный козырь армянских сторон на переговорах по урегулированию карабахской проблемы. Причём Будапешт и Баку фактически своими руками открыли и расчистили путь для того, чтобы самостоятельно активизировалась бы и дипломатия Нагорно-Карабахской Республики. Надо только не упустить время и удобный момент, действовать решительно и по нарастающей.

Сергей Шакарянц, эксперт по региональным проблемам (Ереван)