Комиссия Государственной думы РФ по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе депутатов 10 сентября объявила о наличии оснований для лишения мандата депутата от "Справедливой России" Геннадия Гудкова. Этот вопрос может быть рассмотрен на пленарном заседании уже 14 сентября.

Комиссия согласилась, что "в представленных [Следственным комитетом РФ] материалах есть достаточно информации о том, что депутатом Геннадием Гудковым не соблюдены ограничения и запреты, предусмотренные федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и депутат Госдумы". Напомним, в СК РФ утверждают, что вопреки требованиям закона, будучи депутатом, Гудков управлял бизнесом, подконтрольным его семье. Особенно веским аргументом стал протокол заседания собрания участников ООО "Коломенский строитель" от 5 июля 2012 года. Под ним, среди прочего, стоит подпись депутата.

Сам Гудков утверждает, что лишение его мандата - это "политическая расправа", потому что с бизнесом связаны многие депутаты от всех фракций, а меры применяются лишь к нему.

Тем временем, большинство парламентариев уже заявили о готовности голосовать против Гудкова. В частности, принципиальное согласие отозвать у Гудкова мандат заявили две фракции: "Единая Россия" и ЛДПР. Особенно воинственен лидер либерал-демократов Владимир Жириновский. Комментируя свою позицию, он заявил, что голосует против эсера, так как в целом сомневается в "Справедливой России". По его мнению, эта партия не заслуживает права быть представленной в парламенте, потому что ее создатели - "обманщики". "Не потому что это Гудков, а, потому что надо всю фракцию ["Справедливая Россия" - ред.] лишить мандатов, они обманщики, их создавала группа технологов как вторую партию власти, а они ударили по кормящей руке, это политическое мошенничество. Я бы на их месте заявил о самороспуске", - сказал Жириновский.

Несмотря на то, что "дело Гудкова" с высокой долей вероятности так или иначе разрешится уже 14 сентября, в руководстве "Справедливой России", вставшей на защиту своего депутата, скандал прекращать не намерены. Как заявил лидер партии Сергей Миронов, эсеры будут обращаться по этому поводу в Конституционный суд.

По мнению политолога Павла Данилина, резонанс от этого инцидента наносит имиджевый вред "Справедливой России", которая теряет "лоск оппозиционной непорочности". Однако в некотором роде, он играет и на руку партии, маскируя многочисленные скандалы помельче.

"Судьба Гудкова мало зависит от его публичной активности или его начальства. История уже стала настолько громкой и внимание к ней такое пристальное, что любое неправомерное решение итак будет замечено. Вопрос, я убежден, будет проанализирован самым тщательным образом, - говорит эксперт. - А гиперактивность "защитников" Гудкова объясняется двумя причинами. Во-первых, конечно, он не последний эсер и никак не реагировать на ситуацию с ним Миронов просто не может, иначе он дискредитирует себя как партийного лидера. Во-вторых, за скандалом вокруг Гудкова, который итак уже неизбежен, можно, например, скрыть целую кучу проблем помельче. Это как айсберг, и Гудков лишь его вершина".

Так, благополучно забылась история в Брянской области, где местного эсера Вячеслава Рудникова обвинили в подкупе муниципальных депутатов. 6 сентября облизбирком принял решение отказать ему в регистрации на выборах губернатора на основании того, что часть собранных им подписей оказалась куплена.

Зампредседателя Центризбиркома РФ Леонид Ивлиев оценил подготовку эсера как "безобразие". "Рабочая группа, которая провела заседание в Брянской области, усмотрела в документах, которые представил кандидат в губернаторы от партии "Справедливая Россия", большое количество недостоверных и недействительных подписей. Имеется достаточно большое количество подписей лиц, которые в последующем написали заявления о том, что их принудили поставить подписи, либо дали деньги - 3 тысячи рублей", - сказал он.

Другой скандал, связанный с эсерами, как стало известно в конце августа, чуть не получил новую жизнь. По данным прессы, Следственный комитет России и Генпрокуратура проверяют обстоятельства, изложенные в заявлении казахстанского "Казкоммерцбанка" и его отделения в Москве "Москоммерцбанка". Правоохранители обвиняют депутата Госдумы от "Справедливой России" Олега Михеева в невыплате кредитных $40 млн. Эти деньги в середине 2000-х были взяты ООО "БРК", аффилированной с семьей Михеева, под его личное поручительство.

Сам депутат экономические обвинения связывает с политикой, а историю с "Казкоммерцбанком" называет попыткой рейдерского захвата. Впрочем, следователям вряд ли удастся в ближайшее время разобраться в тонкостях этой истории: Михеев надежно защищен юридическим иммунитетом депутата.

Зато не исключено, что фигуранткой уголовного дела может стать бывшая представительница "Справедливой России" в Госдуме Кира Лукьянова. По данным ряда СМИ, ей грозит преследование по обвинению в уклонении от уплаты налогов. По версии следствия, инвестиционно-финансовая группа "Гленик-М", возглавляемая до 2007 года самой Лукьяновой, (а после того как она стала депутатом, ее супругом Андреем Шмаковым), не заплатила налог со сделок на 40 млрд рублей. Шмакову уже предъявлены претензии со стороны следственных органов.

Минувшей весной уже второй раз из-за своих связей с людьми, замешанными в криминальных делах, пострадал депутат Госдумы от "Справедливой России" Александр Бурков. 11 апреля 2012 года его родной брат Виктор, занимавший на тот момент должность заместителем руководителя администрации Октябрьского района Екатеринбурга, был задержан полицией. Его обвинили в вымогательстве взятки у фирмы, занимающейся асфальтированием городских улиц. За 224 тысячи рублей чиновник якобы обещал обеспечить покровительство этой компании.

Бурков-старший оказался втянут в эту историю, когда заявил, что будет помогать брату, какие бы обстоятельства в процессе расследования не открылись. "Все-таки у нас родственные отношения. Пока я с делом еще не разобрался, его сложно комментировать. В любом случае, чем сможем - поможем", - заявил он вскоре после известия о задержании его брата. Впоследствии свои опрометчивые слова он опровергал, однако получил ряд упреков в попытках "крышевания" родственника с использованием служебного положения.

В прошлом году фамилия Буркова упоминалась в прессе, когда выяснилось, что его помощник, на тот момент начальник протокольного отдела "Справедливой России" Леонид Карагода может быть замешан в мошеннической схеме по продаже мандата депутата Госдумы. В июле 2012 года Тверской райсуд Москвы вынес приговор ему и его соучастнику, также эсеру Владимиру Мясину. Они были признаны виновными в том, что пытались продать за 6,5 млн евро бизнесмену Александру Черникову место в будущем созыве Госдумы. Заметим, что в регионах подобные скандалы с эсерами происходят значительно чаще, но значительно реже становятся известны широкому кругу.

Например, практически без внимания остался инцидент, произошедший на днях в Туле. Сотрудникам местного стрип-клуба "Зажигалка" для усмирения разбуянившегося в заведении депутата от "Справедливой России" Валентина Соловьева пришлось вызывать наряд полиции. Однако и правоохранителям утихомирить народного избранника мирно не удалось: в их адрес Соловьев выкрикивал многочисленные нецензурные ругательства. Сейчас ему грозит наказание по уголовной статье за "оскорбление представителя власти", предполагающей до года исправительных работ. По иронии судьбы, депутат Соловьев является заместителем председателя комиссии по регламенту и депутатской этике.

Не произвел должного шума и арест председателя смоленского городского отделения партии "Справедливой России" Александра Банденкова. Его обвиняют в том, что он, вымогал у руководителя одной из местных фирм 8 млн рублей за помощь в получении разрешения на строительство подземного пешеходного перехода. По версии следствия, реально Банденков никак этой фирме помочь не мог, поэтому вымогательство взятки было квалифицировано как мошенничество.

Минувшей весной аналогичные обвинения в рамках уголовного дела были предъявлены депутату гордумы Курчатова Константину Дьяченко, также представляющему "Справедливую Россию". По данным следствия, в 2007 году он убедил руководство ООО "Централизованное ремонтное производство", где занимал должность начальника цеха спецработ, в необходимости ремонта одного из энергоблоков Курской АЭС. Для этого нужно было заказать детали в неком "Центре специальных работ", где Дьяченко занимал пост директора. В итоге, утверждают правоохранители, руководство ООО "Централизованное ремонтное производство" заплатило 30 млн рублей, однако никакое оборудование фирмой Дьяченко поставлено не было, хотя он уверяет в обратном.