На фоне недавних терактов исламистов (организаторы которых до сих пор не задержаны) руководство Татарстана продолжает вести странную миграционную политику, приглашая в республику последователей "чистого ислама" из Средней Азии. Ярким примером является село Шумково Рыбнослободского района Татарстана, в котором побывала группа экспертов из Казани. ИА REGNUM публикует репортаж руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раиса Сулейманова.

До революции Шумково считалось чисто русским селом. Хотя в советское время там стали селиться татары, это не вызывало вопросов у коренных жителей. Однако в последние годы традиционный этнический состав в селе стал стремительно меняться. За десять лет в Шумково постоянно прибывали семьи из Таджикистана, причем, по свидетельству сельчан, обратившихся в местные СМИ, все они отличались крайней набожностью и следованием нормам Шариата.

Следует отметить, что аналогичная информация из Рыбно-Слободского района поступила также относительно деревень Хутор и Качкалак. С целью проверки данных сведений была предпринята поездка в село Шумково.

При въезде в село обратили на себя внимание отсутствие дорог, разрушенные коровники, густо заросшие бурьяном, а также практически полное отсутствие необходимой сельской инфраструктуры. В частности, еще год назад в Шумково было три магазина (райповский и два частных), но сейчас остался всего один. Со стороны таджикского населения с нами согласился поговорить 42-летний Шахеретдин, приехавший в Россию в 1995 году. После долгих разъездов по стране (у Шахеретдина есть еще одна жена и дочь в Екатеринбурге) он поселился в Шумково, купив здесь дом, а затем перевез сюда первую жену и детей из Таджикистана. Глава семейства рассказал, что один его сын учится в исламском университете Аль-Азхар в Египте, другой - в одном из казанских медресе. Остальные дети пока маленькие. Сам Шахеретдин работает в Казани строителем и хотел бы вместе с остальными земляками из Таджикистана "построить в Шумково свою мечеть, но местные против".

Последнее намерение подтвердили две коренные жительницы, встреченные на той же улице, - Валентина и Светлана: "Они тут хотят построить свою мечеть. Но не только мы, но и татары против. Говорят, мечети в соседних деревнях есть, мы туда ездим, а с таджиками молиться мы не хотим, потому что ислам у них не наш". Кроме того, по словам женщин, таджики пытаются "агитировать в свою веру" - постоянно ходят по деревне и убеждают татар и русских скорее перейти в "правильный ислам".

Председатель Шумковского сельсовета Габдельбар Закиров сообщил, что все таджики проживают законно, имея на это официальные разрешения. Тем не менее, он признал, что напряженность имеется, причем были и потасовки, однако призвал ситуацию не драматизировать. "Да, местные жители против их мечети, но мы ведем согласования", - сообщил Закиров. Директор строящейся в Шумково домостроительной мини-фабрики Мурат Галимзянов пояснил, что "татары против мигрантов, потому что у них совершенно другой ислам - не тот, что у нас в Татарстане". Но приезжие действуют хитро - там, где встречают отпор на свои порядки, они отступают, "а где отпора нет, они наглеют". Среди таких примеров он отметил инициативу по строительству мечети: местные жители все объединились в решительном протесте, поэтому строительство "таджикской мечети" было заморожено.

О ситуации более эмоционально говорит завуч Шумковской школы Надежда Кондратьева: "Вы не представляете, что тут творится!". По ее словам, в селе постоянно живет семь больших таджикских семей, где у некоторых глав семейств по нескольку жен, что "крайне неприлично". Однако количество прописанных приезжих из Таджикистана около 100, и многие из них не живут в Шумково. "При этом все они ходят в коротких штанах, бороды по три пальца длиной... Правда, после терактов в Казани (покушение на муфтия Татарстана и убийство его экс-заместителя Валиуллы Якупова 19 июля - прим. ИА REGNUM) они тут стали носить длинные штаны, как все", - отмечает Кондратьева. Одновременно выяснилось, что в сельской школе учатся теперь практически только дети мигрантов.

Нам также показали дом "таджикского имама" (так его называют местные жители). По словам членов таджикской мусульманской общины, до приезда в Татарстан он 12 лет прожил в Пакистане (в Северном Вазиристане), а в Шумково приехал специально с целью "донесения света истинного ислама". Дома хозяина не оказалось. Его сосед Павел подтвердил, что таджикский имам пользуется непререкаемым авторитетом среди своих: "К нему часто приезжают таджики, иногда до 20 машин, и они у него в доме молятся".

Анализируя увиденное и услышанное в селе Шумково, следует признать, что проблема этнорелигиозной напряженности пока не столь остра, как это могло показаться на первый взгляд. Тем не менее, совершенно непонятно, чем руководствуются районные власти, когда в нынешней непростой обстановке, сложившейся в Татарстане, способствуют заселению деревень людьми, жившими (или даже воевавшими) где-то на Большом Ближнем Востоке.

Конечно, дешевая рабочая сила из республик Средней Азии составляет одну из весомых статей дохода татарстанского чиновничества (достаточно взять тот же "проект века" ТАНЕКО в Нижнекамске). Однако наряду с трудовой миграцией в республику быстро проникает и исламский фундаментализм. На фоне неудач правоохранительных и надзорных органов, которые до сих пор не могут поймать ни одного из исламских экстремистов, продолжающих выкладывать свои видеообращения в интернете, такая политика выглядит закономерной.

В этом плане удивляет позиция той же Татарстанской митрополии РПЦ, которая пассивно наблюдает за работой "конкурентов по цеху" - исламистских проповедников, не выказывая даже робкого намерения оживить жизнь русского села, создав здесь приход и отремонтировав здание заброшенной церкви. Это в разговорах отмечали и местные жители, которые все больше чувствуют себя никому не нужными и чужими в когда-то родном селе.

Справка ИА REGNUM. Село Шумково Рыбно-Слободского района Татарстана было основано в 1790 году по приказу императрицы Екатерины II для освоения "пустующих земель". Жители села были государственными крестьянами, многие из которых сумели выбиться в купеческое сословие. В 1874-1880 годах в селе был построен храм Вознесения Христова, здание которого сохранилось до сих пор. В начале ХХ века в деревне было 700 дворов. На сегодняшний день в селе - 320 постоянных жителей, включая 100 уроженцев Таджикистана.