Роль региональных организаций, подобных ШОС, в том виде, в котором они сегодня существуют, ничтожно мала с точки зрения обеспечения региональной безопасности в современных трендах и их миссия требует определенного переосмысления. Об этом, в ходе второй конференции "Парадигмы международного сотрудничества на Каспии", который прошел в середине сентября в казахстанском городе Актау, заявила эксперт Жанар Султанбекова, выступая с докладом во второй, заключительный день конференции. ИА REGNUM публикует ее доклад полностью.

Более десяти лет усилиями учредителей Шанхайской организации сотрудничества идет постоянная и планомерная работа по наполнению этой международной организации смыслом и содержанием. Как понимать ШОС и Каспий, с каких позиций рассматривать этот вопрос? Что такое ШОС - активная международная организация или потенциальный политический и экономический блок? Каковы цели и практические результаты? Кому ШОС нужнее и как ее понимают страны учредители? Станет ли ШОС международным политическим брендом? Региональная диалоговая площадка или нечто большее - международный дипкорпус? В первоначальном варианте - это была Шанхайская Пятерка, созданная, по сути, для демилитаризации и дальнейшей делимитизации границ стран бывшего СССР граничащих с КНР в 1996-97 году и расширения взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества.

Сегодня по всем внешним признакам, ШОС формально соответствует статусу и форме международной общественной организации или клубу. Но имеет определенную позицию - не является военно-политическим блоком. В рамках ШОС проходят регулярные саммиты стран участниц, обозначаются общие рынки, идут совместные военные учения в антитеррористическом формате, намечается борьба с наркотрафиком. Сегодня ШОС - это больше региональная диалоговая площадка, с элементами общественной организации в целях гармонизации сотрудничества стран участниц и не более.

Насколько актуальны в сегодняшних реалиях парадные выступления ШОС, на фоне революционных и остросюжетных процессов разворачивающихся на Ближнем Востоке и других арабских странах? Можно ли ожидать каких либо конкретных и практических действий со стороны ШОС, а так же и ОДКБ, в чем мы уже неоднократно убеждались в последние годы на примерах региональной безопасности.

Если сравнить ШОС и его ближневосточный аналог ОИС (Организацию Исламского Сотрудничества, (в который входят некоторые учредители ШОС) а еще и ЛАГ (Лигу Арабских Государств) и те события, которые развернулись в арабских и других исламских странах, то можно провести отчетливые и прямые аналогии. Еще вчера преисполненные самых благих намерений участники ОИС и ЛАГ манифестировали о создании единого экономического и политического пространства стран персидского залива, о введении единой валюты, исламский банкинг входил в международную финансовую систему в качестве равноправного финансового механизма. Все это происходило на фоне афганской и иракской кампаний, и вот результат - Египет, Тунис, Ливия, Бахрейн, Сирия пережили и переживают народные революции, находятся на грани длительной гражданской войны и это наиболее крупные учредители ОИС и ЛАГ. Ненадежная архитектура и политическая рыхлость этих организаций, отсутствие жестко объединяющих элементов - главная причина происходящего на Ближнем Востоке. Египет, Ливию и Сирию каждую в свое время в первую очередь "слили" собственно сами участники ОИС и ЛАГ. Особенно отчетливо это было проявлено на примере Ливии, а сейчас и в Сирии.

В странах ШОС уже во всю поднимаются аналогичные проблемы, - это появление очагов дестабилизации в ЦА, а в каспийском регионе, это антииранская кампания, связанная с Ираном неустойчивая позиция Азербайджана, Армении - "подогревание" карабахского конфликта, экстремистские вспышки в Дагестане, Ингушетии и очаги дестабилизации по всему Северному Кавказу. Уже открыто проявляющиеся перспективы выхода Туркменистана из нейтралитета с помощью США и ее участие в афганской тематике в формате проекта ТАПИ.

В силу своего геополитического инфантилизма Китай и Россия, как основные мажоритарии ШОС по-прежнему остаются в числе стран третьего мира, несмотря на растущую экономическую мощь КНР и позиционирование России как одного из мировых центров силы. В реальности они активно работают по всем главным векторам глобальной политики и экономики совершенно самостоятельно друг от друга и на территориях остальных участниц ШОС местами находятся в условиях жесткой конкуренции. А их главные внешние интересы простираются далеко за пределы формата ШОС, во всяком случае, у Китая, точно - Ближний Восток, Латинская Америка, Тихоокеанский регион, Африка.

Для России и Китая, с точки зрения собственной международной безопасности сейчас опасно активно участвовать в разрешении современных вызовов и угроз, направленных в зоны их условных интересов, несмотря на ощутимые потери и нагнетание напряженности со стороны глобальных конкурентов. Выбрав дипломатический путь разрешения таких острейших политических ситуации как в Ливии, гражданской войны в Сирии, Иранской ядерной Программы, получили практически нулевые результаты этой дипломатической войны.

Более того, если Россия окончательно проиграет Сирию, что уже собственно произошло, то она надолго выбывает из "большой политической игры" на Ближнем Востоке со всеми вытекающими последствиями для кавказского, каспийского и центрально-азиатского регионов. И в случае полномасштабного разворачивания иранской военной кампании объективно получит самый низкий уровень переговоров в СБ ООН. Китай же будет дальше идти по своей более эффективной схеме несопротивления, завещанной великим Мао, более того, не нужно забывать что Китай и США сегодня и надолго - это сообщающиеся сосуды в максимальном выражении.

Современные мировые процессы показывают - сейчас "глобализацию несут" мировые центры силы в формате face-to-face, то есть в двустороннем порядке для стран третьего мира, как это сейчас происходит в ЦА на примере Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и уже Туркменистана, на Ближнем Востоке. Получается, что сегодня это самый взаимовыгодный тренд самоидентификации в отношении подобных стран. И лозунг- "лучше быть богатым и здоровым со всеми вместе, чем бедным и больным" - почему то сегодня не срабатывает.

Каждая страна из третьего мира на примере ЦА оказывается в определенной международной изоляции, даже будучи участником региональной организации по безопасности. Это мы проходили на примере Киргизии в 2010 году. Когда в результате ошских событий мнение большинства склонялось к определению ее как несостоявшегося государства. Поднимался вопрос о разделении Киргизии, и это при том, что у этой маленькой страны есть совершенно конкретный геополитический потенциал в регионе и конкурентные преимущества - системообразующая энерго-инфраструктура и водные ресурсы.

Для стран ЦА - участие в создании ШОС, это акт самоидентификации, решение вопросов безопасности, обусловленные совершенно очевидными геополитическими реалиями, но в то же время этот акт несет осязаемую угрозу в связи с вышесказанным, то есть неопределенностью.

Напрашивается аллегория с "мыльным пузырем", в который они добровольно попали в 2001 году, в связи с известными событиями 11 сентября. На тот момент - "час Х для всего мира" - создание Шанхайской организации казалось необходимой адекватной реакцией со стороны ее учредителей, Но не надо забывать, что эта организация появилась в результате большой мировой провокации и объединила в своем формате довольно спорный, как уже сегодня выясняется контингент, который также успешно во главе с Россией параллельно с ШОС вошел в Антитерростическую Коалицию, возглавляемую США и рядом стран Запада. Последствия этой коллективной многовекторности мы уже расхлебываем сегодня в виде зарождающегося хаоса в ЦА.

На практике Китай строит с каждым членом ШОС исключительно двусторонние отношения на эксклюзивной основе. Наверное, это так и должно быть и это было бы нормально, если бы региональные интересы остальных участников ШОС так явно не противоречили бы друг другу - это мы видим на примере сегодняшних отношений России, Узбекистана и Таджикистана. В ближайшее время, вероятно, встанут в полный рост противоречия между Астаной и Ташкентом по поводу регионального лидерства, несмотря на весьма обнадеживающую встречу в Астане в сентябре этого года.

Есть определенные противоречия между Казахстаном и Россией по созданию Евразийского Союза, который еще не состоялся, несмотря на уверенные заявления Владимира Путина на недавнем саммите АТЭС о том, что Евразийский союз уже создан и является фундаментальной основой развития наряду с континентальным и морским транзитом Восток - Запад будущего Российской Федерации.

Рассмотрим пример сложившегося сотрудничества Казахстана и Китая. С одной стороны, есть существенные экономические отношения - например: государственные китайские инвесторы в нефтегазовой отрасли, торговля, межгосударственные многомиллиардные долларовые кредиты, совместные транспортные проекты, перспективы освоения континентального транзита со всеми государствами ЦА и Россией.

Вопрос: это относится к формату ШОС? Если "да", то тогда, наверное, необходимо включить полный список программ по защите международной конкуренции для стран ШОС, включая и военно-политические элементы. Это же относится и к ОДКБ. Но, сегодня это в принципе нереально, потому что начался геополитический передел на этой части континента, и еще неизвестно, как сложатся отношения между мажоритариями ШОС Россией и Китаем, на фоне растущего освоения ЦА Соединенными Штатами.

Ситуация беспрецедентная и это точно в такой же мере относится и к Каспийскому региону. Каспий во многом может повторить судьбу Ферганского узла, только если Ферганский узел это искусственное образование - главная житница Средней Азии, то Каспий сегодня это естественный и один из глобальных геополитических узлов - "петрогосударств", получивших независимость после развала СССР. Этот факт объясняет рост политического напряжения в регионе, потому как ребром стоит вопрос геополитической идентификации постсоветских стран.

ШОС и Каспий! Пока это плохо сочетаемые понятия. Сегодня Каспий - объективно встроен благодаря Ирану, в систему Ближневосточного региона. Он является одним из стратегических участков добывающего и трубопроводного конгломерата ближневосточных стран - это страны персидского залива, сам залив, как операционная площадка. Это также транзитные трубопроводные страны региона Сирия, Турция, и далее страны черноморского и средиземноморского регионов, на востоке это Казахстан, Туркменистан, Китай.

Сложившаяся каспийская проблематика, еще раз подтверждает необходимость создания выделенного блока прикаспийских стран, как уже проявленного международного геополитического и экономического плацдарма в совершенно конкретной форме. К этому склоняет и растущая милитаризация Каспийского моря, где доминирует Россия. Соответственно неизбежно строительство системы сдержек и противовесов в Каспийском море как на экономической, экологической и военно-политической основе.

Похоже, роль подобных региональных организаций в том виде, в котором они сегодня существуют, ничтожно мала с точки зрения обеспечения региональной безопасности в современных трендах и их Миссия требует определенного переосмысления, а самое главное, они должны прекратить питать иллюзиями себя и мировое сообщество.