"Cпираль ошибок, взаимного непонимания, реальных и надуманных обид закручивается все туже. Визит президента РФ в Киргизию, подписание договоренности по участию России в строительстве Камбаратинской ГЭС. Талейран говорят, однажды сказал: "Это больше чем ошибка. Это - глупость", - пишет на страницах аналитического портала Центра экономических исследований Узбекистана Mezon заявил эксперт Бахтиёр Эргашев, комментируя итоги визита Владимира Путина в Киргизию.

Как передает корреспондент ИА REGNUM, специалист в сообщении констатирует, что Узбекистан - не самый удобный партнер по переговорам. "Жесткая, неуступчивая позиция страны по многим вопросам постсоветского развития - это факт. И однозначно, что это не всем нравится. Но. Хорошо, построили Камбар-ату. И что дальше? Россия получает контроль над "водным вентилем" в ЦА? Нет! Для полного контроля нужен Рогун (строительство Рогунской ГЭС - ИА REGNUM). А это значит, нужно идти на полный конфликт с Узбекистаном. Но при этом нужно понимать, что кто бы ни был во главе Узбекистана, консенсус по воде и водораспределению в регионе, роли, месте и интересах Узбекистана в этом вопросе, в узбекской элите и обществе полный. И это долговременный фактор. И позиция Узбекистана будет жесткой в этом вопросе, несмотря ни на что. А это значит, что спираль конфликтности между РФ и Узбекистаном будет только раскручиваться. А нужно ли это? Той же самой России?", - задается вопросом специалист.

По его мнению, Узбекистан был реальным и надежным партнером РФ тогда, когда нужно было тушить пожар гражданской войны в Таджикистане. "Именно Узбекистан, а не другие страны, был той силой, который совместно с РФ работал на сдерживание натиска талибов во второй половине 90-х, помогая Северному Альянсу (специалисты, разбирающиеся в этом вопросе, знают, что я здесь имею в виду). И именно Узбекистан, а не кто-то другой, сможет реально работать в афганском направлении, совместно с Россией, Китаем и до и после 2014 года. И надо ли в этом случае, делать то, чем сейчас занята Россия в вопросах гидроэнергетики (а соответственно - вододеления и водораспределения) в ЦА? Много говорят, о том, что это реакция на выход Узбекистана из ОДКБ. Говорят о каком то мифическом развороте Узбекистана в сторону США. Но все это - "размышлизмы" недостаточно компетентных аналитиков и журналистов", - продолжает свою мысль Эргашев.

Он убежден: прагматизм узбекской внешней политики, который основан на учете собственных национальных интересов - это факт. "И любой эксперт, который хоть немного разбирается в этом вопросе, знает это. Так было всегда и надеюсь, так будет и в будущем. И выбор Узбекистаном партнеров в решении тех или иных внешнеполитических задач - он всегда основывался на этом прагматизме. Плюс - просто смешно и несерьезно все это - страна, претендующая на статус великой державы, действует на основе эмоций и обид? Смысл этого маневра, на мой взгляд - прост. РФ не смогла реализовать себя в роли внешнего арбитра водных споров в ЦА (которую она старалась занимать все эти годы). И теперь она решила, что надо четко и недвусмысленно занять сторону одной из сторон этого конфликта" - уверен эксперт.

"Ну что же, это тоже выбор и позиция. Которую теперь надо учитывать. Хотя, в этой ситуации надо помнить и то, что от намерений и планов до их практической реализации - дистанция огромного размера", - резюмирует Бахтиер Эргашев.