Интервью Гаянэ Новиковой, директора Центра стратегического анализа, (Ереван, Армения), приглашенного научного сотрудника Центра российских и евразийских исследований им. Дэвиса, Гарвардский Университет, Кэмбридж, Массачуссетс.

ИА REGNUM: После экстрадиции и помилования приговоренного к пожизненному лишению свободы Рамиля Сафарова, США поставили под сомнение целесообразность продолжения переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта. Как вы думаете, надо ли Еревану продолжать переговоры с Баку в этой ситуации?

Переговорный процесс по урегулированию конфликта армянской стороне необходимо продолжать по целому ряду причин. Основной из них является, на мой взгляд, следующая: происходит объективный процесс создания новых государственных образований. Даже на относительно стабильном и благополучном с точки зрения безопасности европейском континенте в трех государствах - Бельгии, Испании и Великобритании - обсуждается вопрос о независимости соответственно Фландрии, Каталонии и Шотландии. Состоялись два референдума об отделении Квебека от Канады. В прошлом году появилось новое государство Южный Судан, и так далее. По истечении двадцати лет существования Нагорно-Карабахской Республики и тем более на фоне вышеперечисленных геополитических сдвигов сама возможность смены его статуса с de facto на de jure уже не только не воспринимается резко негативно, но и начинает озвучиваться. Напомню, что два американских штата, Род Айлэнд и Массачуссетс, приняли резолюции, призывающие Президента и Конгресс США признать НКР.

Этот "ползучий" процесс признания НКР является основной угрозой для азербайджанской внутренней и внешней политики. Именно поэтому и возник "феномен Сафарова", который должен был спровоцировать Армению на резкие шаги. К счастью, этого не произошло, несмотря на призывы некоторых "горячих голов" в Армении. Выход любой из сторон конфликта из переговорного процесса будет расценен заинтересованными внешними акторами как проявление агрессии данной стороной.

ИА REGNUM: 10 октября исполняется очередной, третий год со дня подписания армяно-турецких протоколов, которые так и не были ратифицированы. Видите ли вы предпосылки для реанимации процесса нормализации отношений между Арменией и Турцией?

Нет, не вижу. Турция обуславливала и будет обуславливать реанимацию процесса нормализации армяно-турецких отношений, в первую очередь, открытие границы с Арменией, позитивными для азербайджанской стороны сдвигами в переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Повторюсь: для Турции вопрос границы с Арменией отодвигается все дальше и дальше в связи с ее внутренними проблемами и процессами на Ближнем Востоке.

Урегулирование армяно-турецких отношений на этом фоне однозначно создаст дополнительное напряжение в отношениях с Азербайджаном и, возможно, окажет негативное влияние на внутриполитические процессы в Турции. Кроме того, никто из внешних акторов, в той или иной степени задействованных в регионе Южного Кавказа, не может оказывать на Турцию какое-либо давление в этот тяжелый переломный для всех региональных государств период. Как кажется, Турция в обозримом будущем будет ограничивать свою активность заявлениями о необходимости достижения прогресса в урегулировании нагорно-карабахского конфликта и о своей твердой поддержке позиции Азербайджана. Ничего другого она просто не может себе позволить.

ИА REGNUM: Как вы считаете, станет ли нагорно-карабахская тематика основной в предстоящей президентской кампании в Армении?

Надеюсь, что нет. Во-первых, вопрос урегулирования конфликта является одним из стратегических приоритетов нашего государства в сфере безопасности, и использовать этот фактор в предвыборной борьбе просто опасно. Кроме того, это едва ли не единственный вопрос, по которому в обществе есть относительный консенсус. Безусловно, пути выхода из конфликта будут озвучены всеми кандидатами на пост президента, однако, я уверена, что никто из них не в состоянии предложить что-то в корне отличающееся от подхода соперника или соперников. Самое иррациональное предложение по урегулированию, как то - немедленное признание НКР, может исходить только от тех кандидатов, кто пользуются поддержкой крайне незначительной части общества, и которые готовы попытаться получить дополнительные голоса за счет популистских заявлений, в том числе и по внешнеполитическим вопросам. В конечном итоге, все же понимают, что альтернатива миру - война.

ИА REGNUM: Продолжая тему предстоящих выборов в Армении, хотелось бы услышать ваше мнение относительно сопутствующих процессу голосования событий. Есть мнение, что выборы президента 2013 года будут относительно спокойными. После майских парламентских выборов в Армении все чаще стали звучать оценки, что лидер Армянского национального конгресса Левон Тер-Петросян не станет выдвигаться в качестве президента. Кому он передаст эстафету? Не станет ли это окончанием начавшегося еще год назад развала Конгресса?

Я согласна с мнением о том, что Армянский национальный конгресс в определенной мере растратил свой потенциал, поскольку оказался не в состоянии представить четкую позицию и программу и использовать в полной мере протестные настроения части общества. Блок АНК получил 7 мест в парламенте, и это очень красноречивый показатель. Левон Тер-Петросян, как кандидат в президенты, вряд ли сможет набрать необходимое число голосов именно в силу отмеченных обстоятельств. Передавать эстафету в его окружении некому, поскольку сама личность Тер-Петросяна (а не программа, видение, подходы, то есть, все то, что составляет идеологическую платформу любого политического образования) была тем "магнитом", которая притягивала, но не объединяла. Он не подготовил себе замену, и в этом слабость АНК. Силы, в него входящие, хотя и имеют определенную поддержку разных сегментов общества, вошли в парламент 2012 года на волне протестных настроений, поднятых и задействованных после президентских выборов 2008 именно АНК - на тот период относительно единой политической силы. Хотя процессы внутри АНК свидетельствуют о растущем размежевании в его рядах, тем не менее, не думаю, что Конгресс развалится окончательно в обозримом будущем: для всех входящих в него политических образований важно наличие определенной протестной массы в обществе, которую они добирают только совместными усилиями.

ИА REGNUM: Есть мнение о том, что претендующая на роль конструктивной оппозиции "Процветающая Армения" не пойдет на конфронтацию с властью, предпочитая подождать до следующих выборов и привести своего кандидата к власти.

Вопрос не в том, пойдет ли "Процветающая Армения" на конфронтацию с Республиканской партией на президентских выборах 2013 года, а в том, что у нее пока нет реальной альтернативной фигуры. Второй президент Армении Роберт Кочарян пока остается в тени и, судя по всему, не намерен включаться в предвыборную гонку. Вардан Осканян, бывший министр иностранных дел и основатель фонда Сивилитас (Civilitas), оказался в центре достаточно неприятного судебного разбирательства. Появившаяся в The Washington Post 28 сентября 2012 года статья не способствует имиджу ни Осканяна, ни его фонда, поскольку сфокусирована на ошибочном посыле о том, что неправительственные организации в Армении находятся под мощным прессом государственной машины (некорректно сравнивать уровень участия НПО Армении в общественной и политической жизни и условия их деятельности с ситуацией в Азербайджане, Белоруссии, Пакистане и еще где-то!).

Не исключаю, что открытие судебного дела против Осканяна имеет политическую подоплеку, однако я уверена, что бывший министр - не та фигура, которая имеет мощную поддержку электората и может составить реальную конкуренцию действующему президенту на приближающихся выборах. На них уже будет как минимум три кандидата - от Республиканской партии, от "Наследия" и АРФД. Тактически для "Процветающей Армении" будет правильным взять time out и попытаться путем диалога с другими представителями "конструктивной оппозиции" выставить единого кандидата на выборах 2018 года.

ИА REGNUM: Кто, по-вашему, займет пост премьер-министра Армении? Есть мнение, что противостояние "Процветающей Армении" и правящей Республиканской партии Армении сгладится достижением договоренности о том, что Тигран Саркисян покинет пост премьера после выборов президента.

Созданная в 2004 году как "альтернатива" правящей Республиканской партии и с целью расколоть ряды едва начавшейся формироваться оппозиции, "Процветающая Армения" (во многом благодаря благотворительной деятельности своего лидера) набирает силу и политический вес. Она уже не хочет довольствоваться второстепенной ролью и, безусловно, будет претендовать и на лидирующие позиции в руководстве страны. Достижение компромисса в вопросах подобного рода путем закулисных переговоров - достаточно распространенная практика, тем более в государствах, не имеющих богатого исторического опыта демократических преобразований.

Что касается вашего вопроса о том, кто именно может стать следующим премьер-министром государства, ответ очень прост - не знаю.