Победа коалиции "Грузинская мечта" на парламентских выборах воодушевила оппонентов армянской власти. Некоторые местные эксперты считают, что лидер партии "Процветающая Армения" Гагик Царукян может стать "армянским Иванишвили". Как заявил, например, политолог Ерванд Бозоян, Царукян способен консолидировать общество, создать новый внутриполитический полюс и обеспечить серьезные изменения в стране.

При этом говорится о том, что между двумя миллиардерами "много общего", и уже поэтому предстоящие в 2013 году президентские выборы в Армении могут принести действующей власти те же проблемы, с которыми столкнулся в Грузии режим Михаила Саакашвили.

Сходство между Царукяном и Иванишвили действительно имеется и состоит оно в том, что оба эти политических деятеля являются по ходу и крупными бизнесменами (причем Иванишвили на порядок крупнее, поскольку делал бизнес в России, а не в блокированной Армении). Да, оба охотно используют популистскую риторику и технологии. Но этим оно и ограничивается. В остальном между двумя популярными участниками внутриполитических процессов в Армении и Грузии очень много принципиальных различий.

Долгие годы, будучи соратником президента Саакашвили, финансируя (по собственному признанию) правительство, Бидзина Иванишвили открыто и резко порвал с действующей властью почти два года назад и объявил себя её противником. После этого олигарх под брендом коалиции "Грузинская мечта" начал последовательно формировать собственную команду. Помимо видных деятелей "традиционной" оппозиции, в неё вошли многие недавние соратники президента Саакашвили, например, экс-посол Грузии при ООН Ираклий Аласания, бывший омбудсмен, популярный Созар Субари, такие знаменитости, как гроссмейстер Зураб Азмайпарашвили, футболист Каха Каладзе и другие.

Президента покинула спикер парламента Нино Бурджанадзе. Этот список может быть легко продолжен. Позитивное отношение к "Грузинской мечте" ощущалось и со стороны патриарха Илии Второго, который является непререкаемым нравственным авторитетом. В результате за относительно недолгое время Иванишвили сумел сплотить вокруг себя значительные интеллектуальные силы и создать, быть может, самую лучшую из возможных на данный момент в Грузии политических команд (вопрос, как долго просуществует нынешняя коалиция - предмет отдельного рассмотрения). Важно и то, что перешедшие на его сторону бывшие соратники Саакашвили прекрасно знали власть изнутри - включая и все её слабости. Это, разумеется, явилось существенным организационным преимуществом.

Можно сказать, что Саакашвили за последние годы добился резкой поляризации грузинского общества, особенно интеллигенции и бизнеса. То, что произошло в Грузии - это мобилизация против Саакашвили. Иванишвили фактически добился общественного раскола и объединил вокруг себя существенный электоральный ресурс, действуя с резко оппозиционных позиций.

Ничего подобного в отношении Гагика Царукяна и возглавляемой им партии "Процветающая Армения" сказать нельзя. Еще четыре месяца назад Царукян входил в коалицию с правящей Республиканской партией Армении и партией "Оринац Еркир", и покинул её лишь после майских выборов в парламент республики, да и то не сразу, а лишь после того, как стало ясно, что претензии олигарха расширить присутствие своих людей в структурах исполнительной власти отвергнуто. Все его дальнейшие действия стали свидетельством того, что партия "Процветающая Армения" отнюдь не является оппозицией. Царукян, в частности, всячески избегает даже самой легкой критики в адрес президента страны. Даже лишение парламентским большинством депутатской неприкосновенности одного из лидеров его партии, экс-министра иностранных дел Вардана Осканяна, обвиняемого в финансовых махинациях, никак не сказалось на указанном обстоятельстве.

Кроме того, никакой коалиции политических сил вокруг Царукяна не складывается и сложиться не может. Ведь олигарх до сих пор сам не представляет, какую позицию, в конечном итоге, он займет: поддержит ли в феврале 2013 года действующего главу государства, выставит ли собственную кандидатуру, или вынужден будет бросить весь партийный и личный финансовый ресурс на поддержку экс-президента республики, реального лидера "Процветающей Армении" Роберта Кочаряна.

Кстати, симптоматично, что Кочарян (не имеющий де-юре никакого отношения к партии Царукяна) выступил с достаточно резким осуждением решения парламента по Осканяну, между тем как со стороны самого олигарха вообще никаких комментариев так и не последовало. Также не удалось Царукяну консолидировать вокруг себя сколько-нибудь заметных политиков, представителей науки, культуры, искусства. Разве что спортсмены последовательно выступают на его стороне, поскольку он, как-никак, является председателем Национального олимпийского комитета Армении. Однако и самой бурной поддержки спортсменов все же не хватит для формирования серьезной идеологической системы, для превращения Гагика Царукяна в политика, каким в глазах грузинского электората сумел предстать Иванишвили.

При всем том говорить, что возможное участие Царукяна в президентской кампании не сулит действующей власти никаких проблем, было бы преувеличением. Олигарх, известный щедрой благотворительностью, может рассчитывать на поддержку социально ущемленных слоев населения, среди которых он популярен. А ведь даже по официальным данным треть населения страны относится к категории "бедных".

Социолог Агарон Адибекян озвучил данные соцопроса, согласно которому, рейтинг кандидатов на пост президента республики выглядит сегодня следующим образом: Серж Саргсян - 42,8% Гагик Царукян - 43,4% Роберт Кочарян - 20,2%. Эти цифры должны встревожить власть, поскольку "сложение сил" Царукяна и Кочаряна отдает победу оппонентам власти. Однако, как утверждает тот же Адибекян, в Армении нет выраженных межпоколенческих противоречий, система ценностей едина для большинства представителей как старшего, так и молодого поколений, оттого-то, полагает эксперт, в армянском обществе отсутствует основной стимул для социально-культурного развития. Но это же одновременно означает, что у основных потенциальных претендентов на президентский пост куда больше оснований для нахождения компромисса, нежели для углубления противостояния.

Это тем более вероятно, что Саргсян и Кочарян, будучи выходцами из Карабаха, до последней возможности будут стараться снять существующие противоречия. Видимо, сам Царукян это вполне понимает, чем и объясняется его довольно индифферентная позиция, вовсе не характерная для деятеля, собирающегося оппонировать властям. Олигарх ждет, сумеют ли договориться президент и Роберт Кочарян. От этого и будут зависеть все его дальнейшие действия. Что само по себе является лучшим доказательством того, что никакого самостоятельного внутриполитического полюса Гагик Царукян сформировать не в состоянии, поскольку политиком он не является. И его сравнение в этом смысле с Бидзиной Иванишвили ущербно по определению.

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)