Сегодня, 9 октября, в Кемеровской области запущена в эксплуатацию первая очередь Яйского нефтеперерабатывающего завода мощностью 3 млн тонн нефти, строительство которого ведёт компания "НефтеХимСервис". Всего в строительство первой очереди Яйского НПЗ уже вложено около 16 млрд рублей. А общий объём инвестиций до 2017 года составит порядка 57 млрд рублей. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе обладминистрации, на торжественной церемонии запуска завода губернатор Аман Тулеев отметил, что это уникальный стратегический проект, как для экономики Кузбасса, так и для развития топливно-энергетического комплекса страны. По сути, в Кемеровской области создаётся новая, жизненно важная отрасль промышленности.

По словам губернатора, первая очередь Яйского нефтеперерабатывающего завода построена в рекордные четыре года. За короткие сроки смонтировано всё технологическое оборудование, проведена его "обвязка" огромной сетью трубопроводов (120 км подземных сетей, более 100 км надземных трубопроводов и 800 км электросетей), проведён монтаж автоматических систем управления технологическими процессами, налажено электроснабжение, построены дороги.

Например, только внутри завода уложено более десяти километров технологических дорог. Прямо на территории завода построена собственная железнодорожная станция, где будут выполняться операции по приёму поездов, сортировке и отправке продукции Яйского НПЗ. Проложен железнодорожный выход с заводской станции - на станцию "Судженка", а через неё - на Транс-Сибирскую железнодорожную магистраль, что позволит расширить географию поставок нефтепродуктов в Сибирский федеральный округ, а также в Китай, Монголию и страны Средней Азии.

Построили приёмо-сдаточный пункт для подключения предприятия к основному нефтепроводу компании "Транс-нефть" (Омск - Иркутск). Уже проведена врезка в магистральный нефтепровод. Таким образом, основное сырьё для переработки - нефть - будет доставляться на завод по нефтепроводу, а не перевозиться цистернами.

Новый завод соответствует всем современным экологическим нормам и стандартам. Выбросы вредных веществ будут здесь в разы меньше, чем у ныне действующих предприятий, за счёт безотходных технологий и высокоэффективного фильтровального оборудования.

Как подчеркнул Аман Тулеев, с вводом первой очереди предприятия в год здесь будет производиться более 400 тыс. т прямогонного бензина; 1,5 млн т дизельного топлива для нужд промышленности; до 1 млн т мазута с высокой степенью очистки. Всё это позволит "закрыть" потребности Кузбасса в ГСМ на 60% (сегодня в область ввозится до 3,5 млн т нефтепродуктов). И уже в этом году промышленники, селяне и работники ЖКХ получат первое топливо с нового предприятия.

"Пуск нефтеперерабатывающего завода - это единственный способ избавиться от зависимости поставок бензина из других территорий, даст возможность удержать на него цены", - заявил губернатор. - И, конечно, для нас очень важно, что запуск первой очереди создаёт 600 новых рабочих мест непосредственно на предприятии, и ещё 1,5 тыс. мест - в смежных отраслях". Зарплата на предприятии составит в среднем около 30 тыс. рублей в месяц. А дополнительные налоговые поступления в бюджет области от нового предприятия будут 1,5 млрд рублей в год.

Как сообщил Тулеев, на втором этапе строительства завода (2013-2017 годы) будет смонтирована ещё одна установка по переработке нефти. За счёт этого мощность завода вырастет вдвое и достигнет 6 млн т в год. Также планируется освоить выпуск уникального для Кузбасса, дефицитного на мировых рынках продукта - нефтяного кокса (используется в цветной металлургии, в основном, для производства алюминия).

К 2017 году задача предприятия - перейти на углубленную переработку прямогонного бензина до 93%, что соответствует самому высокому мировому уровню. На российских заводах глубина переработки сегодня в среднем составляет 70%. Это позволит Кузбассу получать высокооктановый бензин европейского стандарта и авиационный керосин.

"В целом с завершением строительства Яйского НПЗ в 2017 году мы сможем полностью закрыть потребность области в дизтопливе, мазуте и бензине, которые, сейчас завозятся в Кузбасс из разных регионов России. Будем производить дизельное топливо и бензин практически на месте их потребления. А это позволит исключить транспортную составляющую, доля которой в цене ГСМ доходит до 10%", - отметил Аман Тулеев.