Роман Газенко: Почему в России не формируется национальная доктрина
Москва, 10 октября, 2012, 11:33 — ИА Регнум. ИА REGNUM публикует полный текст выступления кинодокументалиста Романа Газенко на экспертных слушаниях Международного Комитета "Интеллектуальная собственность как элемент фундамента построения Евразийского экономического пространства" в Москве, 8 октября 2012 года.
"В прошлом году произошло одно событие, которое осталось незамеченным в мире, причем при попустительстве нашей верховной власти. Минувший год был годом века телевидения, веком в значении истории, и, он был веком русского телевидения. Кто из нас с вами знает, что сто лет назад телевидение было не просто изобретено, но и продемонстрировано и запатентовано германскими, американскими, французскими патентами в Санкт-Петербурге. Кто из нас знает имя Бориса Розина? Кто из нас помнит о том, что в 1923-м русский инженер Лев Термен продемонстрировал действующий дальновизор, за 10 лет до американской первой телетрансляции, произведенной, опять же выходцем из России и которая почему-то с согласия наших властей официально признается Днем телевидения? При этом, тот же самый Владимир Зворыкин учился у Розина и использовал его электронно-лучевую трубку. Я не даром говорю о том, что это делается с попустительства высшей власти - если никто из собравшихся не знает первого имени, которое я употребил, то, ни для кого не стало шансом напомнить миру о том, где было создано одно из главнейших изобретений человечества и кем. Вспомнить, что это трижды русское изобретение. Работает принцип разведки: один раз - случайность, два раза - совпадение, три раза - закономерность.
Теперь о закономерностях. Существует два вида поведения: есть активное поведение и есть поведение реактивное. Реактивное поведение превращает человека из субъекта в объект, он только реагирует. Он реагирует на внешние обстоятельства, на которые не он влияет, которые влияют на него. Субъект, в том числе и субъект авторского права это тот, кто действует активно. То есть он создает обстоятельства вокруг себя, с которыми все должны считаться. В данном случае, активное разумное целенаправленное поведение в своей основе содержит идею. Вот тут-то с точки зрения идеи, будь-то русская идея, если это идея всего народа - это идея государства, государственная доктрина или идея любого из нас, из любой сферы: будь-то бизнес, политология, творчество - художественно она нас всех объединяет. Объединяет, к сожалению, по нынешнему правовому раскладу в том, что нас в данном случае из субъектов, в данном случае субъектов авторского права превращают в объекты. И народ наш потихоньку превращается в объект. Тогда становится понятно, почему мы все время говорим о внешних и внутренних неблагоприятных обстоятельствах, с которыми приходится считаться. Тогда понятно, почему не формируется то, что называется национальной доктриной. Мы все объединены этим бесправием. Любой из присутствующих здесь, и я не ошибусь, был вынужден превращаться из субъекта авторского права в объект. Любого, могу по именам называть, совершенно безнаказанно цитирует интернет, не упоминая авторства.
Приведу вам один интересный пример. В моей жизни их было много, но из недавних - государственная корпорация "
К чему я говорю? К тому, что судиться бесполезно. Это понятно. К тому, что власть за эти недавние годы с моей точки зрения сделала все, чтобы мы не смогли остаться в статусе субъекта авторского права. Когда, почему-то происходит полное разрушение законодательной сферы, в данном случае в авторском праве, мы не видим никакой реакции со стороны высшей власти.
В данном случае, от общего готов перейти к частному примеру присутствующей здесь Натальи Борисовны Виноградовой - создателя очень серьезных действующих брендов и бизнес моделей. Произошел недавно вот такой интересный случай: существует созданная Натальей Виноградовой выставка, которая за 10 лет своего существования вошла в пятерку ведущих мировых экспозиций. Эта выставка касается сферы, которая непосредственно связанна с брендированием и с защитой интеллектуальной собственности. Называется она "Bay brend", или по-русски - купи бренд. И происходит интересное событие, какая-то фирма однодневка подписывает контракт с подразделением Торгово-промышленной Палаты под названием "
Этот пример приведен не для красного словца. Вопрос в том, что нарушена процедура, это понятно мы все знаем, особенно по таким мероприятиям, когда появляется фирма однодневка. Чиновник, который ставит подпись, скорее всего, себе в пользу, он обязан проверить уставные документы, хотя бы проинформировать владельцев бренда, идеи. Ну... вот ошибся, не компетентный. То, что человек по признаку простоты, которая хуже воровства, надо увольнять - это понятно. Но, это подразделение Торгово-промышленной Палаты, которая обязана по своим целям и задачам как раз помогать и способствовать. Это институт гражданского общества, к которому мы все с вами относимся".