10 октября 2012 года стало известно, что "сделка десятилетия" по объединению европейского аэрокосмического концерна EADS и британской оборонной корпорации BAE не состоится. Если бы этого не произошло, то слияние могло бы стать самым значимым шагом по развитию современных аэрокосмических и военных технологий в Евросоюзе, а на деле оказаться стратегическим прорывом в формировании общей оборонной политики Европы.

Напомним хронологию событий. 12 сентября 2012 года крупнейшая в Европе аэрокосмическая компания EADS (Европейский аэрокосмический и оборонный концерн) и британский оборонный концерн BAE Systems (название от ех-British Aerospace - BAe) подтвердили информацию о том, что они ведут переговоры о слиянии. Стоимость означенной операции оценивалась в €35 млрд. В случае реализации сделки в мире появилась бы самая крупная аэрокосмическая и оборонная компания с объемом ежегодных продаж около $100 млрд. и численностью сотрудников в 240 тыс. человек.

10 октября 2012 года EADS и BAE должны были выставить формальные предложения. Они обязаны были сделать это до закрытия биржевых торгов в среду и известить о своем слиянии Комиссию по поглощениям и слияниям в Лондоне. Компании могли также попросить в этот день продления срока переговоров.

Согласно предварительным условиям сделки, предполагалось, что EADS в новой объединенной компании получит долю в 60%, а BAE Systems - 40%. Была разработана схема объединенного руководства и структура управления, с планом размещения акций на двух биржах - в Париже и Лондоне. Правовая структура, система управления и логистика - все это было уже полностью готово в проектах на бумаге до того, как в процесс переговоров вступили политики.

Сделка по слиянию EADS и BAE нуждалась с санкции правительств: Франции, Германии и Великобритании. Правительство Франции владеет 15% акций EADS, а с французским концерном Lagardère - 22,35%. Германия представлена в EADS своей автомобильной компанией Daimler AG с долей в 22,35%, а правительство Великобритании имеет "золотую акцию" своей британской BAE Systems. В конечном итоге, для слияния EADS и BAE было необходимо политическое одобрение в ЕС, с его специфическим положением Великобритании, и в США, поскольку BAE плотно интегрирована в американский военно-промышленный комплекс.

В 20-х числах сентября 2012 года начались и до последнего дня продолжались переговоры лидеров Германии, Франции и Великобритании о слиянии EADS и BAE, поскольку означенная сделка имела важное значение не только для ЕС, как целого, но и для национальной безопасности трех ведущих стран Евросоюза. Помимо глав государств, еще и министры обороны Великобритании, Франции и Германии вели в Брюсселе переговоры о создании объединенного военного суперконцерна. В итоге, как теперь выясняется, сделка по созданию его не состоялась по причине наличия фундаментальных разногласий между национальными правительствами трех названных стран.

Для Великобритании с ее BAE очень важны связи с американским Пентагоном, поскольку без них давно уже не "владычица морей" не сможет модернизировать свой надводный и подводный военно-морской флот, а также боевую авиацию. Поэтому британцы добивались от своих европейских коллег согласия на ограничение их влияния в создаваемой объединенной компании для того, чтобы слияние не помешало бы существующим связям с американцами. Этому, согласно информации британской радиовещательной корпорации BBC, категорически воспротивилась Германия. "Как только стало ясно, что Германия не пойдет на уступки, у BAE и EADS не оставалось другого выбора, кроме как объявить об отмене слияния", - сообщил редактор делового раздела BBC Роберт Пестон. По его словам, правление BAE сделало "абсолютным условием для заключения сделки требование о том, чтобы французское и немецкое правительства не владели более чем 9% акций объединенной компании и чтобы они не голосовали блоком и не имели своих представителей в правлении холдинговой компании". Кроме того, правительство Великобритании и директора EADS и BAE Том Эндерс и Иэн Кинг потребовали, чтобы директора объединенной компании, назначаемые французским, немецким и британским правительствами не входили в состав ее правления. Абсолютно неприемлемое и провокационное условие, заметим мы.

Отсутствие соглашения о слиянии подтвердили исполнительные директора EADS и BAE Том Эндерс и Иэн Кинг, выразив при этом свое сожаление. Жалеть было о чем, поскольку ожидания слияния поднимали стоимость акций их компаний и давали надежду британской BAE, теряющей производство и рабочие места из-за сокращения военных заказов. Сразу же после появления информации о провалившихся переговорах, стоимость акций BAE снизилась на 2% на торгах в Лондоне, в то время как акции EADS поднялись на 3%. Последнее обстоятельство было связано с тем, что у биржевиков существовало мнение, что доля EADS в 60% в объединенной компании была занижена.

С начала октября заинтересованные три стороны указывали друг на друга, как причину срыва соглашения о слиянии. Информация о неудаче переговоров о слиянии EADS и BAE появилась уже 5 октября 2012 года в германском Spiegel. В этот день представители Франции, Великобритании и Германии покинули стол переговоров, не сумев урегулировать свои разногласия. В центре спора оказался вопрос о контроле правительств тройки национальных государств над объединенной компанией. Германские правительственные источники утверждали, что именно британская и французская стороны не смогли прийти к соглашению. Лондон хотел бы, чтобы каждое из трех государств имело не более 9% акций в объединенном холдинге. Париж же настаивал на сохранении нормы, превышающей 9%. Германское правительство якобы было согласно приобрести долю холдинга стоимостью более чем в €3 млрд., что и должно было составить долю в 9%.

Таким образом, Великобритания попыталась определить ограничения для своих французских и немецких партнеров. На практике это означало, что французскому правительству предлагали обменять его долю в 15% в EADS на 10% в новой компании, что казалось неприемлемым для французов. Тем не менее, после появившейся в этот день негативной информации в СМИ об итогах правительственных переговоров EADS продолжала отрицать, что соглашение о слиянии находится на грани краха. Об этом представитель компании сообщил Reuters. Спор между Францией и Великобританией, по сообщениям этого германского источника, оказался слишком большим, чтобы преодолеть разногласия. В германских СМИ вообще первоначально было указано на позицию Франции, как причину срыва соглашения. Французы якобы были недовольны немецким требованиям разместить континентальную штаб-квартиру объединенной компании в Мюнхене. Тем временем, источник, близкий к EADS, утверждал, что британский премьер Дэвид Кэмерон лично был "очень, очень заинтересован" в слиянии EADS и BAE. Не является ли это лукавством, поскольку именно британская неуступчивость сыграла свою роль в отказа партнеров по переговорам продолжать дальше начатое дело. Стало известно, что внутри британской BAE против слияния выступил крупнейший акционер этой компании - холдинг Invesco Perpetual. Invesco со своими 13,3% акций поставил под сомнение рациональные основания для сделки. Известно и то, что в британском парламенте из депутатов консерваторов была создана группа в 45 человек, которая выступила против возможного будущего французского вмешательства в бизнес BAE и предупредила правительство о возможном немецком политическом вмешательстве в дело.

После выходных в понедельник 8 октября три правительства предприняли еще одну попытку урегулировать свои разногласия в ходе телефонной конференции. Однако накануне министр обороны Великобритании Филипп Хаммонд предупредил, что его правительство будет блокировать сделку в том случае, если определится "чрезмерный" французский и немецкий контроль над создаваемой компанией. Британцы предупредили своих партнеров по переговорам о возможном "вето" со стороны США, поскольку именно Пентагон является крупнейшим клиентом BAE.

Во вторник 9 октября британские СМИ подтвердили информацию, что главным препятствием к слиянию стала неуступчивая позиция канцлера Германии Ангелы Меркель. Другой источник, близкий к переговорам, сообщил британской Guardian: "Основной проблемой является то, что Меркель не чувствует себя комфортно с этим делом, и точка". Заинтересованные участники в самый последний момент провели последний отчаянной раунд телефонной дипломатии, который оказался тщетным по результату.

Провал сделки продемонстрировал уязвимость крупнейшего производителя в Великобритании в эпоху сокращения оборонных бюджетов, сделала вывод британская Guardian. По мнению этого издания, причина неудачи слияния EADS и BAE кроется в долгой истории "англо-саксонских отношений" в британской экономике и политике. И даже соблазн создания крупнейшего аэрокосмического концерна в мире не смог этой традиции преодолеть. Можно сделать вывод, что континентальным европейским державам так и не удалось соблазнить британцев обещанием особого места в новой заявленной оборонной политике Евросоюза. Провал переговоров о слиянии EADS и BAE в очередной раз продемонстрировал, что с военно-стратегической точки зрения Великобритания продолжает состоять, несмотря ни на какие Евросоюзы, в том объединении, которое с легкой руки автора антиутопии "1984" негласно получило название "Океания".

Кроме того, становится ясно, как это и следовало ожидать, что США не заинтересованы в развитии самостоятельной военно-промышленной и оборонной политики Евросоюза. А США и Великобритания при этом не доверяют континентальной двойке держав, в которой первенство принадлежит Германии. Но и Германия с Францией, как становится ясно, не доверились англо-саксам, побоявшись, что те уведут у них из под носа или сломают концерн Airbus.

Для справки:

Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (сокр. EADS - англ. European Aeronautic Defence and Space Company) - крупнейшая европейская корпорация аэрокосмической и военной промышленности. Официально зарегистрирована в Амстердаме, имеет штаб-квартиры в Париже (Франция) и в Оттобрунне (Германия). EADS основана 10 июля 2000 года слиянием немецкой компании Daimler-Benz Aerospace AG с французской Aerospatiale-Matra и испанской CASA. Акционеры компании: правительство Франции и французский концерн Lagardère - 22,35% (7,5% Lagardère), Daimler AG - 22,35%, испанский государственный холдинг SEPI - 5,45%, 49,3% акции распределены между менеджментом, инвестиционными фондами и в торговле на европейских биржах. EADS управляется двумя генеральными директорами, одним от Франции (Луи Галлуа) и другим от Германии (Томас Эндерс).

EADS является второй в мире по величине аэрокосмической компанией после американского концерна Boeing. EADS является вторым в Европе производителем вооружения и военной техники после компании BAE Systems. EADS разрабатывает, производит и продает гражданские и военные самолеты, ракеты-носители и связанные с ними системы.

EADS является единственным акционером (100%) компании Airbus S.A.S. (гражданские, грузовых и военно-транспортные самолет. EADS принадлежит: 100% компании Eurocopter (вертолеты), 100% EADS Astrium (спутники), 50% ATR (турбовинтовые самолеты), 47% Dassault Aviation (истребители), 40% MBDA (ракеты).

EADS участвует в строительстве Международной космической станции (лабораторный модуль "Колумбус") и в создании первого европейского беспилотного грузового корабля ATV. Оборот EADS €49,13 млрд. (2011 год); Чистая прибыль €1,003 млрд. (2011 год); Персонал 133 тыс. человек (2011 год).

BAE Systems plc - оборонная компания Великобритании, основана 30 ноября 1999 года слиянием Marconi Electronic Systems (MES), подразделения по оборонной электронике и строительству кораблей компании General Electric Company plc (GEC), и British Aerospace (BAe). Занимается разработками в области вооружений, информационной безопасности, аэрокосмической сфере. Штаб-квартира расположена в Фарнборо, Хэмпшир, Англия. Работа с иностранными заказчиками, в частности с США, ведется через дочернее предприятие BAE Systems Inc. Оборот BAE Systems - £22,4 млрд. (2009), чистая прибыль - £48 млн. (2009); персонал 90 тыс. человек (2012), из которых 35 тыс. работают в Великобритании. BAE имеет коммерческие связи с 7,5 тыс. британских компаний.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM