Проект базового закона "Об образовании в РФ" нуждается в доработке ко второму чтению. Как передает корреспондент ИА REGNUM, 17 октября об этом сообщил экс-глава Рособразования, член комитета Государственной думы РФ по образованию Григорий Балыхин ("Единая Россия"). "К проекту закона "Об образовании в РФ" есть ряд замечаний, не затрагивающих его концептуального содержания", - отметил парламентарий. Прежде всего, уточнения требует норма, касающаяся возможности установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет средств их бюджетов дополнительных гарантий и мер соцподдержки педагогическим работникам. "Комитет считает, что органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны устанавливать такие дополнительные гарантии и меры социальной поддержки", - заявил депутат Госдумы.

В уточнении нуждаются формулировки, связанные с государственной аккредитацией образовательных учреждений и образовательных программ. "Согласно концепции законопроекта, государственной аккредитации подлежит образовательная деятельность по образовательным программам. Вместе с тем, в частности, в статье 18 (ч. 4) упоминаются "аккредитованные образовательные организации". В этой связи институт аккредитации образовательных организаций требует дополнительной проработки", - отметил он. "Комитет считает важным предоставить университетам возможность в получении государственной аккредитации не только по окончании первого выпуска, но через 2-3 года после начала обучения по данной новой программе (ст. 96), а также регулярно проходить процедуру профессионально-общественной аккредитации", - сообщил депутат Госдумы.

Из текста законопроекта не ясна типология образовательных организаций высшего образования и не ясны критерии установления таким организациям определенной категории, продолжил Балыхин. "Следует уточнить цели и критерии присвоения образовательной организации высшего образования категории "федеральный университет", а также кем разрабатываются программы развития федеральных университетов", - озвучил он позицию комитета.

Балыхин также обратил внимание и на то, что в отличие от существующей практики и законодательства, законопроект не содержит указаний на то, что должность ректора является выборной. "Представляется целесообразным сохранить сложившуюся традицию академических свобод и сохранить действующие законодательные нормы, когда ректор выбирается трудовым коллективом и утверждается соответствующим министерством", - отметил он.

Комитет также считает целесообразным предусмотреть нормы, обеспечивающие устойчивую систему подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, в том числе в рамках целевого приема, добавил парламентарий.

Кроме того, рассказал Балыхин, законопроект следует дополнить нормами, направленными на развитие и расширение возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. "В проект базового закона "Об образовании в РФ" необходимо включить недавно принятые Госдумой положения, касающиеся применения электронного обучения", - сказал он.

В законопроекте прописана новационная норма, заключающаяся во введении федеральных государственных образовательных стандартов к образовательным программам дошкольного образования, обратил он внимание. "В связи с этим представляется проблемной возможность государственной итоговой аттестации, как необходимого индикатора освоения стандартов уровня дошкольного образования. Комитет отмечает, что имеются опасения в том, что эта ситуация может привести к неоправданным и педагогически необоснованным действиям по подготовке дошкольников к этой аттестации", - сообщил Балыхин.

"Уверен, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению появятся еще предложения. Кстати, на ноябрь намечено проведение "круглого стола", где также будут обсуждаться поправки ко второму чтению законопроекта", - резюмировал Балыхин.