В последнее время в России широкий общественный резонанс получают события, затрагивающие национальный и религиозный вопросы. Все еще на слуху акция группы Pussy Riot в московском храме Христа Спасителя, ситуация в Ставропольском крае, где директор школы запретила ученицам-мусульманкам носить хиджабы, столкновение молодежи разных национальностей в городке Верхний Уфалей Челябинской области, теракт в Татарстане, в результате которого погиб помощник муфтия республики. Комментируя ситуацию, чувашские эксперты полагают, что "последние события" являются "тщательно спланированными действиями" "недругов России", которые "не хотят, чтобы страна укреплялась на международной арене". Эксперты также не исключают, что вызвавшие активное общественное обсуждение конфликты - это отголоски внутреннего "передела сфер влияния", поскольку религии сегодня "превращаются в бизнес", передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Что касается Чувашии, то здесь тоже уже можно увидеть женщин в хиджабах, хотя и крайне редко. Кроме того, в 2007 году в Чувашии была пресечена деятельность религиозных экстремистов, осуждены сторонники "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами". Но эксперты уверяют, что для республики, которая всегда считалась одним из наиболее спокойных и стабильных в этническом и религиозном плане регионов, поводов для беспокойства нет.

"Всё, что мы сегодня наблюдаем, - искусственно нагнетаемое в стране напряжение. Это кампания, которую ведут недруги России, не желающие, чтобы страна стабильно развивалась, крепла и набирала вес на международной арене", - сказал главный муфтий Чувашии Альбир-хазрат Крганов, комментируя обострившиеся в последние время в стране национальные и конфессиональные вопросы. Он убежден, что религиозные и этнические конфликты "не возникают на пустом месте": "Судя по тому, с какой частотой в последнее время возникают инциденты, с какой стремительностью они развиваются, многие наблюдатели и эксперты склоняются к мнению, что всё это - тщательно спланированные действия. И в этом я с ними согласен". Говоря о "недругах", муфтий не исключил, что они "внешние", а к ним "примыкают некоторые силы внутри страны".

Альбир-хазрат Крганов уверен, поводов для возникновения национальной и религиозной напряженности в Чувашии пока нет. "В республике этому вопросу уделяется особое внимание. При правительстве Чувашии созданы Совет по взаимодействию с религиозными объединениями и Совет по делам национальностей. А прошедшие недавно в татарском селе Шыгырданы всероссийский сельский экономический форум и межрегиональная научно-практическая конференция подтвердили, что представители разных конфессий и народов открыты для общения и сотрудничества при полном взаимоуважении", - сказал муфтий Чувашии. При этом он подчеркнул, что сила России всегда была "в единстве и дружбе народов".

По поводу всё чаще встречающихся на улицах чувашских городов женщин в хиджабах, Альбир-хазрат Крганов заметил, что согласно российскому законодательству, каждый гражданин вправе сам решать, как ему одеваться, тем более чем "прикрыть голову" - "шляпкой, шапкой, платком или зонтиком".

По мнению муфтия, конфликт вокруг ношения школьницами хиджабов - "вопрос невежества". "Если речь идет об общественном учреждении, где дается светское образование, как, например, школе, то тут, разумеется, действуют светские правила. Кроме того, по законам шариата дети мусульман не обязаны носить платок вплоть до совершеннолетия", - пояснил муфтий. Но при этом заметил: "Если семья хочет быть верной каждой букве традиционного ислама, то можно просто красиво прикрыть голову легким платком".

К тому же, по словам Альбира-хазрат Крганова, два года назад верховный муфтий России Талгат Таджуддин, "учитывая современные реалии", разрешил мусульманкам ходить с "покрытой лишь на 1/10 часть головой". "Этого достаточно, чтобы соблюсти требования шариата. И уже не будет греха", - подчеркнул собеседник. При этом муфтий Чувашии напомнил, что всегда выступал за введение единой школьной формы "в деловом стиле", "с длинными рукавами".

Вице-президент приволжского отделения всероссийского азербайджанского конгресса Эльшад Гасанов считает, что большинство национальных и религиозных конфликтов, разгорающихся в последнее время в стране - "скорее видимое, чем истинное". А истина, по убеждению Гасанова, кроется не в оскорбленных религиозных чувствах или уязвленном национальном патриотизме, а в чьих-то "бизнес-интересах" и "переделе сфер влияния". "Кому это выгодно?" - вот самый главный на сегодня вопрос", - подчеркнул Эльшад Гасанов. По его словам, в современной России "даже религии превращаются в бизнес". "Это очень хороший бизнес, который ничем не оплачен. Обычные предприниматели хотя бы работают, налоги в казну платят. Может быть, поэтому среди служителей религий происходят столкновения?"- предположил представитель всероссийского азербайджанского конгресса.

"Я 34 года живу в Чувашии, но межнациональной и межконфессиональной напряженности никогда не замечал. Даже если были конфликты или уличные драки между представителями разных национальностей, то они, как правило, возникали совсем не на этнической почве. Бизнес, только бизнес", - сказал Эльшад Гасанов.

По его мнению, большинство жителей Чувашии об "угрозе экстремизма даже и не думает, потому что у людей и своих забот полно". Гасанову искренно непонятно, когда журналисты и блогеры "выпячивают национальность", даже если речь идет о бытовом или семейном конфликте. "Как-то прочитал в газете заметку, как в одном районе республики муж конкретной национальности избил жену. Да у нас в стране всякие мужья на жен руку поднимают. Женщины потом с грустными лицами на работу ходят", - тяжело вздохнул Эльшад Гасанов, подчеркивая, что проблема не в этнической принадлежности, а "в культуре и воспитании".

Комментируя историю со школьницами в хиджабах, вице-президент приволжского отделения ВАК назвал её "безумием". "В российских школах учатся дети самых разных национальностей и вероисповеданий. Зачем родители заставляют детей ходить в школу в одежде по своим религиозным канонам? Это полное безумие. У себя дома, пожалуйста, как хочешь одевай свою жену и детей. Но выходишь в общественное место, будь добр, соблюдай общие правила. У нас светское государство. Не нравится - открывай свою школу", - не скрывая эмоций, заявил Гасанов. После паузы добавил: "Мне лично до лампочки, кто как одет, лишь бы законы не нарушали".

Напомним, уже много лет Чувашия считается одним из наиболее спокойных и стабильных в этническом и религиозном плане регионов. В 2004 году в Чувашии на круглом столе по проблемам межнациональных отношений Владимир Путин назвал республику "примером межконфессионального и межнационального взаимодействия".

Напомним, согласно данным переписи населения 2010 года, в Чувашии проживают представители 128 национальностей и восьми этнических групп. Национальный состав следующий: чуваши - 67,7% (по России - 1,05%), русские - 26,9% (80,9%), татары - 2,8% (3,87%), мордва - 1,1% (0,54%), украинцы - 0,4% (1,41%), марийцы - 0,3% (0,4%), другие национальности - 0,8%. В республике также действуют 26 национально-культурных объединений (вместе с национально-культурными автономиями), представляющие 14 национальностей: чувашей, русских, татар, башкир, белорусов, мордву, марийцев, евреев, немцев, азербайджанцев, армян, узбеков, грузин, казаков.

Кроме того, в Чувашии зарегистрировано 305 религиозных организаций. Большинство из них (229) - приходы Чувашской митрополии РЦП. Мусульмане Чувашии объединены в 50 религиозных организаций. Две религиозные организации созданы по инициативе старообрядцев. По одной организации зарегистрировано от иудеев, последователей сознания Кришны (вайшнавов) и иных вероисповеданий. В республике действуют незарегистрированные религиозные группы.