"Таможенный союз и Евразийское экономическое пространство формируются на принципах уже существующего Евросоюза, и все те подходы, нормативные акты и мероприятия, которые здесь осуществляются, гармонизируются с теми нормами, которые сегодня определяют функционирование Евросоюза", - заявил в интервью ИА REGNUM посол Белоруссии в Армении Степан Сухоренко.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете динамику развития армяно-белорусских отношений за прошедшие 20 лет?

Армения является нашим важным партнером в Закавказье. Политический диалог на высшем и высоком уровнях носит устойчивый позитивный характер. Для полноценного функционирования двусторонних отношений создана достаточная договорно-правовая база двустороннего сотрудничества которая насчитывает более 60 международных соглашений. Активно развивается белорусско-армянский межпарламентский диалог. Межмидовские консультации - хорошая возможность для обсуждения вопросов расширения сотрудничества между нашими странами в рамках двусторонних и многосторонних форматов. Значительная роль в активизации двусторонних отношений и раскрытии их потенциала принадлежит также межрегиональным контактам, в основе которых лежит торгово-экономическое сотрудничество. Состоялись визиты губернаторов Ширакского и Арагацотнского марзов в Гродненскую и Могилевскую область, взаимные визиты губернаторов Витебской области и Лорийского марза, Брестской области и Араратского марза. Подписаны соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между нашими странами.

Последние годы отмечены активизацией сотрудничества в гуманитарной сфере. Установлены прямые контакты и подписаны соглашения о сотрудничестве между учреждениями образования двух стран (академиями, вузами, школами). Прошли Дни культуры Беларуси в Армении. В 2013 году планируется проведение Дней культуры Армении в Беларуси. Сотрудничество в гуманитарной сфере содействует укреплению взаимопонимания и дружественных отношений между белорусским и армянским народами.

ИА REGNUM: Каков уровень торгово-экономического сотрудничества между Арменией и Белоруссией и потенциал их дальнейшего углубления? Какие совместные проекты осуществляются в данной сфере и планируется реализовать в ближайшем будущем?

Несмотря на постоянный рост товарооборота между нашими странами, уровень взаимной торговли по-прежнему не отвечает имеющемуся потенциалу сторон. Взаимный товарооборот с 2000 по 2011 год увеличился более чем в 14 раз (с $2,3 млн до $32,4 млн), а по итогам восьми месяцев 2012 года уже составил $28,4 млн, рост на 60,6% к уровню прошлого года. Основную долю во взаимной торговле занимает белорусский экспорт, составивший по итогам января-августа 2012 года $24,1 млн (рост - на 57,2%). Импорт товаров из Армении составил $4,3 млн (рост - на 82,5%).

Между странами налажено эффективное инвестиционное сотрудничество. В 2011 году в экономику Белоруссии из Армении привлечено иностранных инвестиций в размере $8,4 млн, в том числе прямых - $7,5 млн. За первое полугодие 2012 года в экономику Беларуси привлечено иностранных инвестиций из Армении в размере $8,8 млн, в том числе на чистой основе $6,2 млн. В июле текущего года армянский концерн "Мульти Груп" завершил реализацию инвестиционного проекта в Беларуси, который предусматривал организацию розлива армянских коньяков. В настоящее время прорабатывается возможность открытия (строительства) в г. Минске армянского торгового дома.

Совместная работа сторон по наращиванию торгово-экономического сотрудничества между странами уже позволила реализовать ряд перспективных проектов. В частности, в 2010 году в Армении открыт армяно-белорусский торговый дом, который уже стал важным элементом товаропроводящей сети белорусских предприятий в Армении. На рассмотрении сторон находятся другие проекты. Наиболее актуальными из них являются: организация сборочного производства тракторов в Армении, организация совместного производства сухих трансформаторов на базе "Чаренцаванского станкостроительного завода", организация поставок белорусской сельхозтехники на армянский рынок через ОАО "Промагролизинг", организация активного взаимодействия в ювелирной сфере, предполагающая огранку алмазов на ОАО "Гомельское ПО "Кристалл" для нужд армянских компаний с выходом на создание совместного ювелирного предприятия.

В целях обсуждения актуальных вопросов двустороннего торгово-экономического сотрудничества, а также выработки новых перспективных направлений взаимовыгодного взаимодействия в экономической сфере, 5 ноября текущего года в г. Минске состоится девятое заседания Межправительственной белорусско-армянской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

ИА REGNUM: Как известно, в ходе недавней встречи президента Армении Сержа Саргсяна и министра иностранных дел Белоруссии Сергея Мартынова в Ереване стороны сочли перспективным обмен опытом и развитие сотрудничества в ряде сфер, в том числе в атомной энергетике. Г-н Сухоренко, имеются ли конкретные программы и планы сотрудничества в данной сфере и какие?

Для Беларуси интересен опыт Армении в плане эксплуатации атомной электростанции. Армения уже давно эксплуатирует АЭС и имеет богатый опыт в области атомной энергетики. Как известно, Беларусь также строит первую в истории страны атомную электростанцию. Армения в свою очередь ведет подготовительную работу по строительству нового энергоблока атомной станции на уже действующей площадке существующей АЭС. Поэтому, взаимный обмен информацией о безопасной эксплуатации АЭС, а также новых подходах в строительстве новых энергетических блоков вызывает обоюдную заинтересованность сторон. В этих условиях сторонами проводится работа по подписанию Соглашения между правительствами двух стран об обмене информацией и сотрудничестве в области ядерной безопасности и радиационной защиты. Имеются перспективы заключения между правительствами наших стран договора о сотрудничестве в области атомной энергетики.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете уровень сотрудничества с каждой из трех стран Закавказья. Не мешает ли, на ваш взгляд, наличие закрытых границ и неурегулированных конфликтов в регионе эффективному взаимодействию?

Мы традиционно поддерживаем тесные дружеские отношения со всеми странами бывшего СССР во всех сферах. С кем-то они, в силу разных причин, более продвинутые, с кем-то - в меньшей степени. С Арменией у нас особые братские отношения, которые формировались на протяжении достаточно длительного периода времени. Уровень политического диалога является тому подтверждением. Конечно же, как я уже отметил, торгово-экономические отношения пока еще не соответствуют имеющемуся потенциалу сторон, и основная причина этому - логистика. Те каналы, которые мы сегодня используем для доставки наших товаров в Армению являются слишком затратными и серьезно сказываются на их цене, а следовательно и конкурентоспособности. А причина этому - закрытая граница Армении с Турцией и Азербайджаном, а также бездействие железнодорожного участка между Грузией и Абхазией. В этой связи мы конечно заинтересованы, чтобы стороны нашли общий язык, и, наконец, исчезли разделительные линии между народами и государствами. Ведь на дворе уже XXI век.

ИА REGNUM: Каким видит Белоруссия урегулирование нагорно-карабахского конфликта, учитывая современные геополитические реалии?

Я уже 4 года в Армении и мне неоднократно приходилось говорить на тему нагорно-карабахского конфликта. Скажу прямо: тема крайне болезненна для обеих сторон. Много делается заявлений, рассуждений о том, кто, что и как должен делать в сложившихся условиях. Однако очевидно одно - решение проблемы лежит прежде всего в политической воле вовлеченных сторон на основе норм международного права и принципов территориальной целостности, права наций на самоопределение и неприменения силы. Мы за решение, которое удовлетворит все стороны конфликта.

ИА REGNUM: Как известно, в сентябре в Армении были проведены учения КСОР ОДКБ. Г-н Сухоренко, как Белоруссия оценивает их результаты?

Прошедшие 15-19 сентября в Армении учения Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) "Взаимодействие - 2012", в котором приняли участие и подразделения белорусских вооруженных сил, явились очередным этапом становления организации, как в военном, так и политическом плане. Учения показали, что КСОР уже сегодня представляет реальную силу, способную нейтрализовать потенциальные угрозы: борьба с терроризмом, наркотрафиком, организованной международной преступностью.

ИА REGNUM: Во время проведения в Армении учений КСОР ОДКБ "Взаимодействие - 2012" из Турции высказывались мнения о том, что данные учения угрожают стабильности региона. Как вы прокомментируете это?

Я бы хотел сразу отметить, что КСОР и те учения, которые были проведены в Армении, были призваны показать, что в ОДКБ есть военная составляющая, которая направлена на выполнение роли защиты государств-участников этой организации от терроризма, что сегодня крайне актуально, наркотрафика...Что такое наркотрафик сегодня? Это международное организованное преступное сообщество, которое пронизывает весь земной шар, и сегодня одному государству бороться с этим практически невозможно, поэтому эти силы занимаются, в том числе, и этим. Поэтому говорить, что эта организация угрожает... Нет - она призвана выполнять чисто оборонительную функцию, что, собственно говоря, и было заложено в основу тех учений, которые были проведены здесь в Армении.

ИА REGNUM: На ваш взгляд, может ли ОДКБ стать реальным гарантом безопасности в регионе, учитывая имеющиеся здесь конфликты?

Она обязана стать гарантом безопасности, и именно эта функция заложена в основе этой организации.

ИА REGNUM: В одном из интервью вы отметили, что, осознавая геополитическую роль Белоруссии как связующего звена между Востоком и Западом, как неотъемлемой части Европы и постсоветского пространства, Минск продолжит реализацию многовекторной внешней политики. Армения, как известно, также часто рассматривается как связующее звено между этими двумя цивилизациями. Ереван ведет активное сотрудничество с постсоветскими странами, но в то же время находится на пути евроинтергации. Как вы считаете, эти два процесса как в случае Белоруссии, так и в случае Армении, могут препятствовать друг другу? Может ли евразийская интеграция помешать европейской и почему?

По-моему, мы уже все поняли, что в одиночку в этом мире нам не выжить. Поэтому Беларусь стремится к более глубокому участию в международных интеграционных процессах и рассматривает свое участие в таможенном союзе и ЕЭП, как гарантию безопасности и стабильности в обществе, как элемент повышения привлекательности национальной экономики, в том числе для западных инвесторов. Интеграционные процессы в рамках "тройки" отвечают национальным интересам всех государств - членов ТС/ЕЭП и не препятствуют развитию СНГ, ОДКБ, иных международных объединений.

Европейский Союз - наш ближайший сосед. Беларусь заинтересована в нормализации отношений с ЕС и США и сохраняет открытость к уважительному и равноправному диалогу. К сожалению, сегодня почему-то существуют отдельные ошибочные мнения, что евразийский и европейский пути являются некими антиподами. Кто внимательно следит за становлением Евразийского союза, должен был обратить внимание, что создается он на принципах уже существующего Европейского союза. Приведу простой пример: Россия - активный участник создания Евразийского союза в августе 2012 года принята в ВТО. Мне видится, что формирующийся Евразийский союз и Европейский союз закладывают фундамент для общей мировой интеграции на основе баланса национальных, региональных и мировых интересов в многополярном мире.

ИА REGNUM: Как известно, недавно министр экономики Армении выразил мнение о том, что вступление в Таможенный союз станет препятствием для свободной торговли с третьими странами, не входящими в него. Как вы прокомментируете такую точку зрения?

Комментировать высказывания армянского министра я не могу. Мне видится, что, наоборот, Таможенный союз и Евразийское экономическое пространство формируются на принципах уже существующего Евросоюза, и все те подходы, нормативные акты и мероприятия, которые здесь осуществляются, гармонизируются с теми нормами, которые сегодня определяют функционирование Евросоюза. В формировании ТС/ЕЭП пошли по принципу уже действующего Евросоюза.

Россия вступила в ВТО, сейчас Казахстан готовится, мы готовимся к этому. То есть, формируется единая экономическая площадка, в которой будут действовать единые экономические законы, которые будут регламентировать деятельность всех государств на этой площадке. Сегодня я могу вспомнить высказывания премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна по этому вопросу, который сказал, что участие в одной из них ни в коем случае не является тормозом для участия в другой. Мне кажется, должно пройти немного времени для того, чтобы все заинтересованные в этом стороны прочувствовали, что эта организация не несет в себе какой-либо угрозы для государства, проводящего многовекторную политику.

ИА REGNUM: Г-н посол, на ваш взгляд, в чем главное достижение и упущение СНГ за годы своего существования?

СНГ пережило сложный этап своего становления и развития. Было упущено много возможностей, были разочарования и обманутые ожидания, но все же свою главную, историческую миссию организация СНГ выполнила. И эта миссия заключается, прежде всего в том, что после развала СССР наши страны не разбежались по другим организациям, тем более, что нас нигде и не ждали. Я имею ввиду Евросоюз, НАТО и т.д. Более того, СНГ явилось тем фундаментом, на котором в последующем появились такие серьезные интеграционные образования как Союз Беларуси и России, переросший впоследствии в Союзное государство, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный Союз, Единое экономическое пространство (Россия, Беларусь, Казахстан), ОДКБ.

В рамках ТС/ЕЭП сформирован имеющий высокую степень самодостаточности общий рынок, что создает благоприятные условия для наращивания взаимной торговли и развития национальных производств. Сегодня СНГ - это площадка, на которой интенсивно и достаточно эффективно обсуждается весь спектр животрепещущих тем, затрагивающих интересы всех участников СНГ. Достаточно сказать, что в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке в прошлом году в Санкт-Петербурге наши страны подписали Соглашение о зоне свободной торговли, которое уже сегодня ратифицировано Россией, Беларусью и Арменией. Этот договор заменит более ста двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве Содружества. Важно, что в последнее время, все реже организацию СНГ называют "чемоданом без ручки". А кое-кто и с опаской поглядывает в нашу сторону.

Беседовала Нане Саргсян