Выбор языка обучения и языка изучения должен быть добровольным. Как передает корреспондент ИА REGNUM 9 ноября, на этом настаивали приглашенные участники заседания секции "Совершенствование законодательства в сфере языковой политики и удовлетворения этнокультурных потребностей народов России" при комитете Государственной думы РФ по делам национальностей. "Ситуацию (в Татарстане), касающуюся русского языка в школах, можно охарактеризовать как этно-лингвистический конфликт", - заявил заместитель председателя Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов.

Он обратил внимание на то, что проблема существует из-за "обязательного двуязычия" в Татарстане. "Есть определенные противоречия между законодательством Татарстана и федеральным законодательством России в сфере языка", - отметил эксперт. По его мнению, если в ближайшее время не будет сделана ревизия законодательства, ситуация может дойти до самых крайних форм конфликта", - подчеркнул он.

"Нужно этническую культуру сберегать через образовательный процесс, но подходить дифференцированно. Потенциал детей с "укушенными" часами по русскому языку снижается", - заявил Щеглов.

Со своей стороны председатель правления республиканской общественной организации "Учителя Республики Бурятии" Геннадий Федик также выступил против того, чтобы национальный язык изучался в ущерб русскому языку. "Региональный компонент съедает федеральный", - охарактеризовал он существующую ситуацию в Татарстане. При этом эксперт обратил внимание на различия в региональном законодательстве Бурятии и Татарстана: в Бурятии, изучение национального языка происходит добровольно и в региональном законодательстве прописан главенствующий статус русского языка.

На добровольном изучении национального языка настаивали и представители Башкирии. "Изучение национальных языков должно быть добровольным. Либо законом необходимо гарантировать изучение русского языка в объеме, предусмотренном федеральными нормативными актами", - уверена администратор интернет-сообщества родителей-школьников "Образование и русский язык в школах Башкирии" Галина Лучкина. "У нас (в Башкирии) русскую речь услышишь чаще, чем в Москве", - привела она аргумент. Эксперт обратила внимание участников заседания на такую проблему, как вынужденная миграция из региона, где родители недовольны тем, что изучение национальных языков идет в ущерб русскому, главному языку общения в России.

Комментируя ход обсуждения, заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Тамара Плетнева (КПРФ) заявила о том, что "работы - непочатый край". "Надо срочно менять законодательство, смотреть и по (образовательному) стандарту", - предложила парламентарий. "Проблема существует", - признала она. "Какой язык изучать, должен быть добровольный выбор", - считает Плетнева.

Сходу проблему не решить, заявил по итогам заседания член комитета Госдумы по делам национальностей Григорий Ледков ("Единая Россия"). "Надо собрать всю информацию, ее скрупулезно разбирать, изучить законодательную базу", - отметил депутат. "Ведь проблема намного шире, чем изучение в школах русского и национальных языков", - считает Ледков. Он также сообщил, что в ближайшее время эта тема будет обсуждаться на заседании комитета Госдумы по делам национальностей.

Между тем накануне в Госдуме состоялись парламентские слушания, участники которых обсуждали поправки ко второму чтению проекта базового закона "Об образовании в РФ". Участники слушаний считают необходимым, в частности, дополнительно конкретизировать положения законопроекта в части обеспечения прав граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения с учетом правового статуса языков народов России.