Андрей Соболевский, обозреватель

Год назад на строящемся газовом промысле Бованенковcкого месторождения (полуостров Ямал) произошла не совсем обычная встреча. В конференц-зале (там есть и аэропорт, и часовня, и много что ещё) по одну сторону сидели ведущие учёные Сибирского отделения РАН: академики, член-корреспонденты, доктора наук. Разговаривали они с людьми, которых Ленин называл "рабочей аристократией" - руководители ООО "Газпром добыча Надым" и строительных подразделений на промысле, инженеры, мастера, рабочие. В ходе беседы выяснилось, что для академической науки на Ямале есть широкий фронт работ, причем не только для геологов и геофизиков. Здесь интересные задачи и для "чистых" (без "гео") физиков: в Арктике, например, особое состояние ионосферы, что создаёт проблемы со связью и передачей данных. Металлические конструкции здесь тоже ведут себя по-особому. А человек за Полярным кругом - объект изучения медиков, физиологов, психологов. И этнографов, когда возникают вопросы адаптации народов Севера к стремительной индустриализации. Археологи, экологи, экономисты, математики, химики - нет такой научной специализации, включая довольно узкие, которые не были бы востребованы в Арктике.

Недавно Бованенковское месторождение было торжественно запущено в эксплуатацию: на Ямал приезжали глава "Газпрома" Алексей Миллер и губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин, прошёл телемост с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, который поставил освоение Бованенковского месторождения в один ряд с "лучшими советскими стройками". Там же, буквально среди тундры, на уровне первых лиц была достигнута договоренность: Сибирское отделение РАН, ОАО "Газпром" и администрация Ямало-Ненецкого автономного округа создают новый (уже 10-й по счету) территориальный научный центр СО РАН. "Освоение Ямала и всей арктической зоны будет в ближайшее время интенсивно продолжаться, - прокомментировал председатель Сибирского отделения РАН академик Александр Асеев, - на берегу Обской губы строится уникальный порт Сабетта и железная дорога к нему, на повестке дня другие грандиозные проекты. Всё это требует научного сопровождения, углубленных исследований, инновационных решений". Согласен с ним и Дмитрий Кобылкин: "Я глубоко убеждён, что масштабы экономического освоения арктических широт должны быть сопоставимы с масштабами их научного изучения. Сегодня, когда российская экономика выходит на освоение шельфовых месторождений, выстраивает логистические схемы и формирует целые инфраструктурные цепи, мы должны обеспечить эти процессы всесторонними знаниями, которые позволят нам избежать возможных будущих просчётов и ошибок".

Научное движение на Ямал уже началось. В Надыме работает филиал Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А.Трофимука СО РАН. Его возглавляет член-корреспондент РАН Олег Ермилов. Он готовил "десант" ведущих экспертов Сибирского отделения Академии на месторождения Бованенково и Харасавэй год назад - как раз тогда и состоялся упомянутый выше разговор учёных и газовиков. "Мы увидели на Бованенково блестящую инженерную работу. ОАО "Газпром" использует современное российское оборудование и отличные российские технологии", - поделился научный руководитель ИНГГ СО РАН академик Алексей Конторович, - Но успокаиваться нельзя. Да, Ямал в перспективе даст 40-50% российской газодобычи, а наша страна в целом многие десятилетия занимает 1-е место в мире по разведанным запасам и объемам добычи газа. Однако конкуренция на газовом рынке в ближайшие годы будет усиливаться. Катар и Иран приступили к разработке гигантского месторождения на дне Персидского залива. Новый крупный центр добычи газа формируется в Индийском океане на северо-западе от Австралии. Поэтому Арктика - это не дань моде. Российская наука должна прорабатывать стратегию и разработать технологии освоения арктических месторождений".

Главной проблемой в организации нового научного центра видится кадровая. Правительство ЯНАО уже сегодня пытается привлечь грантами и стипендиями молодых исследователей, в том числе и из-за рубежа. Но этого пока недостаточно. Конечно, наука - это не только полевые изыскания. "Основную работу возьмут на себя институты обжитой части Сибири: Новосибирского, Тюменского, Томского научных центров СО РАН и сибирские вузы, - предполагает академик А. Асеев, - В Арктике нам нужны компактные, интенсивно работающие подразделения, которые будут передаточным звеном между академической наукой и промышленностью. Как предупредил меня Д.Кобылкин, на Севере не нужны институты, куда приходят попить чаю". "Нам предстоит сформировать соответствующий десант в Арктику, - уверен заместитель председателя СО РАН академик Михаил Эпов, - который должен быть укомплектован уже состоявшимися учеными, докторами и кандидатами наук и их молодыми учениками, желающими сделать интересную карьеру, участвовать в проектах мирового значения".

Руководители СО РАН, Правительство ЯНАО, руководство ОАО "Газпром" принципиально определились с приоритетами исследований Арктики. Главная позиция предсказуема: это науки о Земле. Ведь именно благодаря геологам, геофизикам, буровикам, организаторам производства (таким как В.Д. Бованенко, Г.П. Богомяков, А.М. Брехунцов, Ф.Г. Гурари, С.В. Гольдин, В.П. Казаринов, Ю.Н. Карогодин, А.И. Ким, А.Э. Конторович, В.Д. Наливкин, И.И. Нестеров, Н.Н. Ростовцев, Ф.К. Салманов, Ю.Г. Эрьве, В.Т. Пошибякин, А.А. Трофимук) Россия получила уникальный потенциал развития во второй половине ХХ века и на перспективу. Эта линия должна быть продолжена. Следующая позиция может показаться неожиданной: это информационные технологии и лежащая в их основе математика. Словосочетания "умная скважина", "умный промысел" уже становятся обиходным. Масштабные геологические прогнозы сегодня связаны с математическим моделированием.

На территории ЯНАО обитает около 25000 ненцев, хантов, манси, селькупов. Веками складывался традиционный уклад их жизни, культура, мировоззрение. По сей день полмиллиона оленей пасутся в тундре, куда пришли изыскатели, строители, газодобытчики. И местные, и пришлые - равноправные граждане России. Гармонизация интересов, сохранение природной среды и культурного наследия требует междисциплинарных исследований, тонко проработанных обоснований. А о том, насколько важна для Арктики работа биологов, медиков, экономистов, можно писать страницу за страницей... Впрочем, приоритетное ранжирование тех или иных исследований достаточно условно: маловажных, второстепенных наук нет и быть не может.

Распределение научных направлений планируемого ЯННЦ СО РАН; Салехард - социально-экономические проблемы, археология, этнология. Комплексные экологические исследования; Надым - науки о Земле (применительно к исследованию, освоению и эксплуатации месторождений углеводородов), медицина, физиология, биология; о. Белый - комплексный мониторинг природной среды, мерзлотоведение; Новый Уренгой - нефтегазохимия, новые технологии переработки углеводородного сырья.

На пресс-конференции в Новосибирске вернувшихся с Ямала академиков засыпали вопросами: "Когда будет создан ЯННЦ СО РАН? Кто его возглавит? Что произойдет в первую очередь?". В очередной раз выяснилось, что "дьявол сокрыт в деталях", точнее - в юридической и организационной непростоте решения вопросов. СО РАН - государственное бюджетное учреждение, ЯНАО - субъект федерации, а "Газпром" - открытое акционерное общество, что усложняет софинансирование проектов. Тем не менее, руководители Сибирского отделения считают реальным заложить первые инвестиции в новый научный центр в бюджеты 2013-2014 годов. В ближайшее время будет сформирована трехсторонняя рабочая группа с участием ведущих специалистов СО РАН, ЯНАО и "Газпрома". Есть и такой нюанс: Ямал относится к Уральскому федеральному округу, в котором действует Уральское же отделение РАН, что, не мешает работать научным подразделениям Сибирского отделения в Тюмени и Надыме. Сибирские и уральские учёные успешно контактируют, и академик М. Эпов считает осуществимым привлечение коллег из УрО РАН к совместной работе в Арктике. В конце концов, создание и запуск нового научного центра с высокоширотной специализацией - задача не региональная и не отраслевая, а национальная. "Пора понять, что настоящий фасад России, ее главный вход расположен не на Западе, а на Севере, - считает академик А.Асеев, - Здесь идёт реализация беспрецедентных проектов, и сырьевых, и технологических, и инфраструктурных". Это же определение (впервые прозвучавшее из уст адмирала С.О.Макарова) в обиходе и у ямальского губернатора Д. Кобылкина: "Северный фасад России должен быть красивым, крепким, удобным для жизни и работы людей".

Рациональное освоение всегда предваряется изучением. Сначала российскую Арктику исследовали экспедиции, от Витуса Беринга до лейтенанта Колчака. В советское время был открыт Севморпуть, заработала сеть полярных станций. После Второй мировой здесь обосновались военные аэродромы и гарнизоны, затем на Север стала продвигаться геологическая разведка и добыча полезных ископаемых. Сегодня наступает новый этап, который требует скрупулёзного научного сопровождения. Понимание этого и стало фундаментом согласия между "Газпромом", Ямалом и Сибирским отделением РАН.