"Традиционный страх перед всенародными выборами глав субъектов национальных республик, прежде всего Северного Кавказа, связан с возможным обострением на выборах этнических проблем. В целом в нынешней ситуации от такого сценария не застрахованы выборы, пожалуй, ни в одном регионе России - с учетом растущего числа безответственных политиков, спекулирующих на теме межнациональных отношений. Однако представления о том, что именно на Кавказе борьба за высший пост в регионе перейдет в столкновения разных этносов, в конфликтный дележ между ними чиновничьих портфелей, на сегодняшний день безнадежно устарели. Они похожи на какой-то "привет из девяностых"", - прокомментировал заместитель главного редактора ИА REGNUM Константин Казенин предложения о введении специальных процедур выборов высших должностных лиц в национальных республиках Российской Федерации.

Напомним, что в докладе Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), представленном в Москве 15 ноября, было представлено видение возможных моделей формирования системы избрания высших должностных лиц в национальных республиках России. Эксперты ИСЭПИ предложили четыре разные модели избрания глав национальных республик, включая модель, не предполагающую всенародных выборов.

"Если посмотреть на внутриэлитную борьбу в сложных по этническому составу северокавказских республиках, то сразу станет ясно, что эта борьба - не межэтническая, - подчеркнул Казенин. - Например, в Карачаево-Черкесии имеются давние противоречия между наиболее видными фигурами как на карачаевском, так и на черкесском фланге, причем представители последнего привычно ведут "сепаратные переговоры" с властью. В Дагестане и привластная коалиция, и оппозиция, предпринимающая сейчас попытки объединения, - многонациональны по составу. Правда, в Дагестане в последние полтора года активизировались общественные движения этнического толка. Почему это произошло, после длительного почти полного отсутствия их в местной политике, - вопрос отдельный. Но в любом случае важно, что эти движения в основном концентрируются на проблемах социально-экономического плана, прежде всего - земельных. О национальном "распределении портфелей" практически не говорят даже они. В первые постсоветские годы этот вопрос стоял остро, но сейчас, в условиях оформившейся громадной дистанции между несменяемой элитой и остальным населением, рядовому гражданину это распределение портфелей просто неинтересно. А вот озвучиваемые этническими движениями земельные проблемы - когда, например, в результате коммерческой активности директоров СПК или ГУПов села теряли землю, которую исторически считали своей - способны взорвать Дагестан вне зависимости от того, будут ли там всенародные выборы, или каков будет национальный состав кандидатов".

"За годы, прошедшие после отмены всенародных выборов глав, некоторые северокавказские регионы сделали довольно резкий рывок из политической архаики. Тот же Дагестан обгоняет многие субъекты РФ по тиражам, а главное, числу подписчиков негосударственных газет, обсуждающих темы гражданского общества и борьбы с коррупцией. Безусловно, необходима "точечная" активность федерального центра, направленная на исключение из политического процесса экстремистских сил, пропагандирующих насилие и дискриминацию. Но если на Северном Кавказе просто урезать легальные политические процедуры, это будет на руку прежде всего как раз радикальным группировкам, которые в отсутствие законной политической конкуренции смогут представить себя чуть ли не единственной силой, независимой от региональных властей. Что касается возможно неожиданных результатов выборов, то практика показывает, что страх перед такими неожиданностями не всегда оправдан. Например, в октябре 2009 года на выборах главы Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесии победил не тот кандидат, на которого ставила региональная власть. Округ этот, кстати, очень важный - на его территории находится горнолыжный курорт Домбай. Однако ничего страшного после тех выборов не произошло, ни одна гора не рухнула", - заключил Казенин.